И может быть видео о покрышкине




Ведущий

Александр Фёдорович Клубов прожил всего 26 лет, но остался в памяти людей как мужественный человек, бесстрашный воздушный боец.

В нашем рассказе об А. Ф. Клубове мы не раз будем обращаться к воспоминаниям Александра Ивановича Покрышкина, так как становление молодого лётчика - истребителя проходило под его непосредственным руководством. Александр Клубов из когорты прославленных питомцев покрышкинской школы по 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, по праву считался лучшим воздушным воином, отличным "охотником" и асом истребителей. Лётчики дивизии под командованием А. И. Покрышкина уничтожили во время боёв 1147 самолётов противника, много живой силы и боевой техники врага. 56 лётчиков этой дивизии стали Героями Советского Союза, а 4 - дважды, в их числе и А. Ф. Клубов.

В боевых действиях против немецко - фашистских захватчиков Александр Клубов участвовал с 10 августа 1942 года по 1 ноября 1944 года. За этот период Клубов произвёл 457 успешных боевых вылетов, провёл 95 воздушных боёв, в ходе которых лично сбил 31 самолёт противника и в группе - 19. В воздушных боях Александр Фёдорович показывал мужество, героизм, отвагу и готовность к самопожертвованию.

Ведущий

Слайд 3

Из биографии Героя известно, что родился Александр в бедной крестьянской семье в деревне Яруново Кубено - Озёрского района Вологодской губернии и рос в постоянной нужде. Его отец, в прошлом матрос с легендарного крейсера "Аврора" и активный участник Октябрьской революции, был убит кулаками в первые годы коллективизации. Саше было в ту пору 3 года.

Детство у дяди Саши было очень тяжелое, вспоминает его племянник, Владимир Алексеевич Клубов. Рано он остался без отца и матери..., был с семи лет в няньках... с малолетства познал нелёгкий крестьянский труд. В автобиографии Клубов писал, что самостоятельно начал работать с 8 лет, учился в сельской школе по месту рождения, закончил 7 классов средней школы, жил на стипендию.

Ведущий

По окончании семилетки деревенский паренёк поехал в гости к родным в Ленинград, да там и остался. В то время при крупных промышленных предприятиях создавались школы фабрично - заводского ученичества. Саша решил стать металлистом, учился в школе ФЗУ. Окончив её с отличием, начал работать на заводе "Большевик" токарем. В цехе его хвалили. Три года, до ухода в Красную Армию, работал настройщиком автоматических станков на карбюраторном заводе им. В. В Куйбышева.

- Дядя Саша был очень способный парень. - говорит Владимир Алексеевич Клубов, племянник Александра Клубова. - Но если бы не было, например, созданной в 1920-е годы школы в деревне Ярунове, то, может быть, дядя Саша и не состоялся бы. А какая сеть аэроклубов была создана в стране в 1930-е!

Именно там, на заводском дворе и увидел он впервые планер, приобретённый заводской ячейкой ОСОАВИАХИМА, впервые занял место в кабине пилота. Этот день решил его судьбу - 3 раза в неделю после работы Александр стал заниматься в городском аэроклубе,

Слайд 4

программу которого освоил с отличными оценками. В октябре 1938 года в газете "Карбюратор" Клубов, вместе с другими заводскими спортсменами, писал: "Мы готовы в любую минуту, если потребуется, пересесть с учебного самолёта на боевой".

 

Ведущий

В 1937 году Александр Клубов по комсомольской путёвке был принят в Чугуевское военное авиационное училище.

Слайд № 5

Знания, полученные в аэроклубе, помогли в короткий срок войти в курс армейской жизни, освоить несколько типов боевых самолётом, стать лётчиком - истребителем.

По окончании училища в октябре 1940 года младшего лейтенанта А. Клубова направили для дальнейшей службы в Закавказье, в 84-й истребительный авиационный полк. В этой части он служил до мая 1943 года в должностях лётчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи.

 

Я-летчик и видеоролик «клубов»

 

Ведущий

Наступил июнь 1941 года. Фронт был ещё далеко, но лётчики постоянно находились в боевой готовности, круглые сутки патрулировали вдоль воздушной полосы.

Свою боевую деятельность Александр Клубов начал в августе 1942 года, на Северном Кавказе, летая на устаревшем биплане И-153.

 

Баракова Лиза

Ю. Визбор

 

Зовёт нас небо постоянно

И защитить себя зовёт

И вот летит хоть деревянный,

Но всё-таки военный самолёт.

От пуль он защищён не слишком

Построен не на долгий век

Его пилот совсем мальчишка,

Но всё-таки военный человек.

Пусть лётная трудна работа,

Опасность подступает –пусть,

Но жизнь- важнейший из полётов

И нужно верный выбрать путь.

Лети, пилот, минуя смерти

Минуя чёрный дым стрельбы, -

Ведь пять печатей на конверте

Полётный курс твоей судьбы.

И юность гордо пролетает

Над чёрной пропастью войны,

Но подвиг времени не знает

Пред ним все возрасты равны.

И в опечатанном конверте

Письмо в бессмертие несёт

Через огонь Железной смерти

Тот деревянный самолёт

Слайд 6

Здесь 24-летний лётчик открыл свой боевой счёт, здесь же получил первый орден.

А вот малоизвестный период его боевой биографии, эти данные «раскопал» и опубликовал в своей книге писатель Алексей Викторович Тимофеев: когда немецкие танковые колонны летом 1942 года прорвались на Северный Кавказ – остановить их было практически некому. И на эти колонны были брошены две эскадрильи штурмовиков. Штурмовики «Чайка» представляли из себя деревянную конструкцию с обшивкой, пробиваемой из пистолета. Летчиков, которые участвовали в тех боях, так и называли – «веселые ребята», потому что они каждый день играли со смертью. Почти все они и погибли, но задачу выполнили, танки остановили. Александр Клубов тогда, можно сказать, чудом выжил. Он лично уничтожил 16 танков, 40 автомашин, более 200 солдат и офицеров противника.

 

2 Ведущий говорит во время просмотра - (может быть, видео боя без звука)

 

Александру Клубову особенно запомнился первый бой. ----По сигналу с командного пункта поднялось 6 советских истребителей. Набрав высоту, они направились в указанный район. Из - за облаков неожиданно показалось 8 немецких бомбардировщиков. Командир полка, участник боёв на Халхин - Голе, лично возглавлявший группу, подал команду: "В атаку!" Обойдя гору, истребители внезапно ударили по врагу сзади. Впереди - сам командир. Подойдя на короткую дистанцию к "Юнкерсам", первой же очередью он сразил ведущего.

Фашистские бомбардировщики заметались, начали поспешно освобождаться от бомбового груза и, видимо, рассчитывали скрыться. Клубов бросился на перехват. Сделав крутой разворот, нажал на гашетку. Огненные струи прошили "Юнкерс". Охваченный пламенем, он закружился в штопоре и камнем рухнул вниз. Второй бомбардировщик отвернул в сторону. Клубов прицелился, но дал промах.

Преследуемый советским истребителем, враг маневрировал, хитрил, пытался уклониться от боя. Тогда Клубов решил обойти его и ударить в лоб. На предельной скорости он повел ястребок вперед, вверх и развернулся. В это время произошло совершенно неожиданное - пилот "Юнкерса" сделал крутой разворот и врезался в скалу.

 

Ведущий

Когда Клубов посадил изрешечённый пулями самолёт на аэродром, навстречу ему уже бежали товарищи. Они поздравляли лётчика с первой победой. А тот, усталый и возбужденный, говорил: "Не так страшен, чёрт, как его малюют. Душонка у фрицев трусливая. Видели, как стервятник влетел в каменный склеп?"

Первый успех окрылил молодого лётчика. Вскоре на его счету появилось ещё несколько вражеских самолётов. За ним прочно закрепилась слава воздушного аса.

2 ноября 1942 года, в одном из жестоких боёв над Mоздоком, его "Чайка" была подбита. Самолёт загорелся и Kлубову пришлось воспользоваться парашютом, но пламя сильно обожгло его лицо и руки. Несмотря на многие недели проведённые в госпитале, следы ожогов на коже всё же остались.… Сам Клубов много раз был на краю гибели: его подбивали, он горел, с тяжелыми ожогами лица и шеи лежал в госпитале, но снова возвращался в строй.

Судьба берегла лично его, но наносила тяжелые душевные раны с другой стороны. На Карельском перешейке погиб брат-танкист Николай, в блокадном Ленинграде умерла мать, там же погибла на боевом дежурстве под бомбежкой его девушка Лида…

 

Ведущий

В конце мая 1943 года 15 лётчиков полка, среди них и Александр Клубов, были переведены в знаменитый 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Попавшие в 1-ю эскадрилью прошли основательную подготовку под руководством А. И. Покрышкина,

Слайд 7

он же пристально проследил за их учебными полётами и первым из вновь прибывших взял в бой Клубова. Тот сразу зарекомендовал себя бесстрашным и в то же время творчески мыслящим воздушным бойцом. Вскоре, когда Покрышкин стал заместителем командира полка, лейтенант А. Ф. Клубов был назначен заместителем командира эскадрильи.

 

 

и может быть видео о покрышкине

Ведущий

Экзамен на зрелость Клубов сдавал в боях над Таманским полуостровом и выдержал его с честью. Он быстро освоил новую материальную часть и технику пилотирования "Аэрокобры"

Слайд №8,9

и успешно участвовал в боях на Северном Кавказе. За несколько дней Александр сбил 4 вражеских самолёта. Командир полка поздравил лётчика с успехом: "Хватка у тебя геройская. Значит, и быть тебе Героем".

Анализируя, как всегда, результаты боя, Клубов записал в своём дневнике:"Немцев было больше, но на стороне наших лётчиков мастерство и стойкость. Пользуясь известной формулой воздушного боя, мы завладели высотой, на большой скорости налетели на вражеские самолёты и с близкой дистанции открыли по ним прицельный огонь".

За 3 месяца боёв в составе 16-го ГвИАП Гвардейский Истребительный Авиаполк (с 31 мая по 3 сентября 1943 года) Александр Клубов произвёл 68 боевых вылетов, участвовал в 28 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолётов противника и 1 в составе группы. Он был удостоен ещё двух наград - орденов Красного Знамени и Александра Невского.

 

Ведущий

Александр Клубов был одним из молодых лётчиков, которые стали гордостью 16-го ГвИАП Гвардейский Истребительный Авиаполк

Слайд №10

. Он сочетал в своем характере черты, казалось бы, совершенно непримиримые - исключительную взвешенность и расчётливость с храбростью и рискованностью. В своей книге "Небо войны", А. И. Покрышкин посвятил много строк молодым лётчикам. И больше всех именно Клубову:

"Решительный, смелый, он разумно строил бой и его группа всегда добивалась успеха. Он видел всех и вовремя отдавал команды. Его мужество, сообразительность и воля связывали группу в единый мощный кулак. Спокойный и немного флегматичный на земле, в воздухе он преображался, становясь дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал противника. У него был дух настоящего истребителя. Он был смел, но не бесшабашен. Мог в нужную минуту пойти на риск больший, чем кто - либо другой".

Совершенствуя лётное мастерство, Клубов вносил в каждый поединок с врагом что - то своё, новое. Именно он положил начало высотному перехвату самолётов противника, который в конце войны широко применяли советские лётчики. В последующих сражениях советский ас приумножил боевой счёт. Прикрывая наземные войска, он громил врага на Украине и Кубани, в Крыму и Молдавии, а затем - в Румынии и Венгрии.

 

Ведущий

Заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. Ф. Клубов особо отличился в боях на Кубани и в битве за Днепр. Часто сбивал по несколько машин в одном бою. Так, в боях на Кубани над городом Осипенко он сбил 3 Юнкерса, в конце сентября 1943 года в районе Большого Токмака ещё три Ju-88.

Очень трудный бой пришлось провести 13 Июля 1943 года в районе Славянска Александру Клубову и его ведомому Николаю Карпову с четвёркой Ме-109. Они вылетели на "Аэрокобре", а когда возвращались через 50 минут, с машиной происходило что - то непонятное. Она вдруг резко клевала носом, и казалось, что вот - вот рухнет вниз. Потом так же неожиданно выравнивалась и даже слегка набирала высоту. Так повторилось несколько раз. Все поняли, что самолёт Клубова может в любую минуту камнем рухнуть на землю.

Покрышкин приказал Клубову покинуть самолёт. Но его рация не работала и услышать это приказание он не мог. Клубов шёл на посадку. Было страшно смотреть, как, уже планируя, самолёт вдруг снова клюнул. Вот - вот врежется в землю. Клубов дал газом рывок. Машина чуть взмыла вверх. В тот же момент он прикрыл газ и мастерски приземлил самолёт на "живот". Клубов выбрался на плоскость.

Разгорячённый, возбуждённый, машет кому - то рукой. Несколько человек сгрудились у хвостового оперения: что - то с интересом и удивлением рассматривают, щупают. Подошёл Покрышкин. Механик самолёта доложил ему:

- Истребитель деформирован: на фюзеляже образовалась "гармошка", киль согнут, лючок сорван... машина получила десятки пробоин, даже тяги рулей глубины перебиты...

 

Ведущий

15 августа 1943 года Клубов исключительно точно организовал бой своей шестёрки с двумя "рамами", прикрытыми четырьмя парами Ме-109. "Карпов! Ты - правую", - скомандовал он ведомому. И в стремительной атаке в мгновение ока были сбиты оба немецких разведчика...

1 ноября 1943 года в боях над Перекопом Клубов уничтожил двух "Лаптёжников" - пикировщиков Ju-87 и довольно редкую "птицу" - двухмоторный многопушечный штурмовик "Хеншель-129".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: