Гражданские медиа. Пользовательский контент




Новые принципы рубрикации и сюжетирование

 

 

Рубрикация интернет-СМИ отличается от традиционной. В первую очередь своей жесткостью: придумать одноразовую рубрику или переименовать существующую невозможно. Рассмотрим некоторые принципы архитектуры рубрикации в интернет-СМИ. Так как сайты построены по принципу не горизонтального, а многоуровнего чтения, то встает вопрос о глубине чтения и соответственно об уровне рубрикации. Разработчики медийных сайтов рекомендуют оптимальную глубину рубрикатора, не превышающую трех шагов: главная страница — рубрика — подрубрика. Например, сайт «Новости города N », рубрика «Культура в городе N », подрубрика «Театры города N ». Таким образом и до страницы статьи пользователь доходит в три клика, не теряясь в сверхпредложении материалов, которое характерно для онлайнового медиа.

 

Что касается типов рубрик, то имеет смысл разделять рубрикатор СМИ на смысловые блоки: тематический рубрикатор, жанровый рубрикатор, служебный рубрикатор. В этом случае тематический рубрикатор будет содержать такие рубрики, как «Политика», «Экономика», «Спорт», жанровый — «Видео», «Инфографика», «Фоторепортаж», «Справка», «Аналитика», а служебный — «О компании», «Сервисы», «Погода» и пр. Однако если в бизнес-модели издания большую нишу занимают услуги и их структура достаточно сложна, то для блока услуг необходимо сформировать отдельный раздел.

Другое отличие системы рубрикации в конвергентном СМИ от традиционного заключается в том, что одному и тому же материалу могут быть присвоены разные рубрики. Например, заметка о том, что некий банк станет генеральным спонсором известного футбольного клуба, может войти в разделы и «Спорт», и «Экономика», так как тематически принадлежит обеим рубрикам. А фоторепортаж с премьеры в театре и послепремьерного приема — не только в тематические рубрики «Культура» и «Светская жизнь», но и в жанровую «Фоторепортаж».

 

Кроме структурного рубрикатора материалы могут организовываться в сюжеты, что позволяет пользователю легче ориентироваться в потоке информации. К сюжету могут относиться материалы из разных рубрикаторов, например, из тематического и жанрового. Сюжеты могут быть представлены как актуальным списком, так и облаком тэгов, которое все чаще используется при формировании навигации по онлайновому СМИ.

 

Рубрикация мультимедийных материалов может строиться и по иным принципам, в основу которых закладывается модель плей-листов, или «тэговая» организация материалов. Это связано с тем, что мультимедийный контент неравномерно распределяется по всему тематическому полю, при этом он может иметь не только сиюминутный, краткосрочный, но и перспективный, «долгоиграющий» интерес. Поэтому один материал может относиться к целому списку плей-листов. Материалы распределяются по плей-листам с помощью ключевых слов, или тэгов. Принципы формирования плей-листов различны. Например, материалы могут группироваться по принадлежности к теме («Лучшие голы сезона», «Лесные пожары лета 2010 года», «Акции протеста профсоюзов»), по актуальности («Самые важные темы дня»), по происхождению («Сюжеты, присланные пользователями», «Сюжеты агентства Рейтер») и т.д.

 

Отличие плей-листов от подрубрик легко понять на конкретных примерах. Скажем, рубрика «Экология» может содержать подрубрики «Катаклизмы», «Глобальное потепление», «Загрязнение окружающей среды», «Красная книга», а плей-лист скорее будет состоять из подборок «Крупные наводнения весны-лета 2009 года»; «Случаи массовой гибели морских животных»; «Акции протеста и массовые выступления “Гринпис”».

Закрытый или открытый архив публикаций также является разновидностью рубрик медийных сайтов. Архив должен иметь очевидную точку входа и строгую навигацию внутри. Общепринятой считается навигация на основе обратного календаря.

 

Существует и так называемая рейтинговая рубрикация — динамический тип организации материалов, который особенно популярен на сайтах газет качественного сегмента, таких как The Washington Post, The New York Times. Аудитории предлагается ознакомиться с ма-териалами по нескольким категориям, например: «Самые читаемые»; «Самые пересылаемые»; «Самые цитируемые в блогах»; «Выбор редакции». Такая рейтинговая рубрикация является эффективным инструментом для продвижения материалов внутри ресурсов.

 

Гражданские медиа. Пользовательский контент

User Generated Content (UGC), или контент, созданный пользователями, — важнейшая часть революционных изменений в сфере средств массовой информации, свидетелями которых мы являемся с начала 2000-х годов. Тексты, написанные не журналистами, а теми, кто не принимает непосредственного участия в создании массового информационного продукта, а также любительские фотографии и видео стали полноценной частью информационной картины мира и базовым понятием, на котором построена концепция современного Интернета — Web 2.0. Сеть развивается в той мере, в какой пользователи наполняют его своим контентом. Задача программистов и специалистов других специальностей — создать технологическую платформу и сервисы, где этим контентом можно было бы обмениваться.

 

Более того, UGC существенно изменил то положение, в котором оказались средства массовой информации в эпоху, когда любой пользователь Интернета фактически может самостоятельно делать свое СМИ. Конкуренция в медиасфере значительно возросла, и это

привело к тому, что блогеры, борясь за внимание своей аудитории, стараются работать как профессиональные журналисты, а СМИ, наоборот, привлекают к сотрудничеству блогеров.

История вопроса

Первый всплеск активности в сфере UGC, который позволил серьезно заговорить о нем на международном уровне, произошел во время южноазиатского цунами 2004 г. Десятки и сотни отдыхающих на таиландском острове Пхукет стали свидетелями разрушительного бедствия и стремились поделиться информацией, которой в то время так не хватало СМИ. Туристы фотографировали происходящее на свои мобильные телефоны и посылали снимки в формате MMS на адреса крупнейших издательств. Таким образом, фотографии, снятые любителями, а не профессионалами, стали одним из самых достоверных источников информации для многих профессиональных журналистов.

 

Вторым важным признаком того, что UGC — серьезное общественное явление, стали свидетельства очевидцев во время взрывов в лондонском метро в 2005 г., заснятые на камеру или просто изложенные в частных блогах. Здесь снова свидетельства непрофессионалов явились важнейшим источником информации для журналистов. Британская телекомпания BBC распространяла контент, полученный с частных мобильных телефонов3. Все, что могли сделать СМИ, — это описать событие после того, как оно произошло, а очевидцы взрывов предлагали документальные свидетельства — фотоснимки и видеоролики, пусть и не очень хорошего качества. То же самое произошло и во время наводнения в Новом Орлеане, когда многие сведения были почерпнуты СМИ из блогов американцев.

 

Один из самых известных информационных ресурсов, основанных на работе корреспондентов-любителей, — южнокорейский проект OhmyNews <https://english.ohmynews.com>. Он появился около восьми лет назад и бросил вызов традиционным корейским новостным СМИ, обогнав по популярности многие из них. По данным OhmyNews, его международная корреспондентская сеть насчитывает 39 тысяч «народных репортеров» — вряд ли таким количеством собкоров могут похвастаться многие национальные СМИ в мире. В автобиографии основатель и руководитель корейского проекта Оу Йон Хо рассказывает, что идея создания интернет-газеты, в которой работали бы «народные репортеры», возникла у него еще в 1999 г. Деньги на издание дали пятеро корейских бизнесменов, выступавших за прогрессивное развитие страны. Они принадлежали к так называемому поколению «386» (участники студенческого движения 1980-х годов, боровшиеся за свержение милитаристской диктатуры в стране).

Заразившись идеей «народной журналистики», активисты по всему миру способствовали продвижению OhmyNews на международном медийном рынке.

Целью Оу Йон Хо было создание такой медиакультуры, где «ценность заметки определялась бы ее качеством», а не престижем того СМИ, где она опубликована11. По мнению Хо, каждый человек может стать репортером. Неправильно считать, что журналисты — это какая-то экзотическая порода людей. Любой может рассказывать о событиях, описывать их и распространять. Однако эта очевидная истина, считает Хо, была скрыта от общества, когда журналистика стала считаться привилегированной профессией.

Сегодня в «ОумайНьюз» работает около 75 оплачиваемых штатных сотрудников, среди которых — 45 корреспондентов (12 из них редактируют новости, присылаемые «народными репортерами»), ведущие колонок и корреспонденты, которые занимаются международной проблематикой, а также уже упоминавшиеся 39 тысяч «народных корреспондентов», которые получают за свой труд гонорары.

 

«Википедия» — «народный» контент

Один из самых ярких примеров UGC — «Википедия» <https://wikipedia.org>, «Свободная интернет-энциклопедия» нового поколения, содержание которой обновляется почти ежеминутно, а круг авторов не ограничен. Написать новую статью или отредактировать существующую может любой пользователь, таким образом, создаваемый информационный продукт — результат усилий глобального коллективного разума.

Технология «вики», изначально разработанная в 1995 г. Вардом Каннингхемом, программистом из Портленда, помогла решить все эти проблемы15. С ее помощью документы хранятся в специальной базе данных, и ни одна из версий не выбрасывается. Когда в документе исправляется хотя бы запятая, создается новая версия. Текущей считается всегда последняя, но в случае порчи можно вернуться на любое число шагов назад. Поэтому статьи «Википедии» может исправлять и дополнять кто угодно.

 

Со стороны «Википедия» часто представляется анархическим сообществом, на самом же деле это самоорганизующаяся система. Внутри нее существует стихийно сложившаяся иерархия общественных администраторов, следящих за соблюдением определенных правил — нейтралитета оценок, форматов «энциклопедичности», недопущения профанации проекта. Администраторы проекта расширяют свои ряды сами, отбирая новых редакторов-наблюдателей из числа самых активных и ответственных зарегистрированных авторов.

 

Пожалуй, самый наглядный пример того, как стремительно и эффективно онлайновая энциклопедия может реагировать на события, был продемонстрирован в декабре 2004 г. Статья под заголовком «Землетрясение в Индийском океане 2004 года» появилась на сайте «Википедии» практически одновременно с первыми новостями и затем правилась каждые несколько минут, иногда — каждую минуту. Новостные агентства еще путались в числе погибших и силе землетрясения, а на сайте «Википедии» уже шел кропотливый учет свежих сведений, с личных сайтов стекались первые фотографии и видео, добавлялись научные комментарии от сейсмологических служб, перерисовывались графические иллюстрации распространения цунами, приводились ссылки на другие статьи.

 

Авторы «Википедии» не писали про землетрясение ничего оригинального — только сводили воедино всю информацию, которую могли найти или предоставить сами. Результат, однако, был потрясающий. Выйдя на эту статью, читатели оказывались внутри полноценного информационного центра, куда стекались все основные новости, уже очищенные от шума, повторов и тщательно систематизированные. Эту публикацию, в свою очередь, использовали в работе многие СМИ со всего мира.

 

«Частный корреспондент» <https://www.chaskor.ru> — русскоязычное интернет-издание либерально-общественной направленности, открытое в октябре 2008 г. Главный редактор — Иван Засурский. Автором «Частного корреспондента» может стать любой читатель или блогер — при условии, что его текст будет соответствовать ряду требований, предъявляемых изданием к публикациям. Второй формат использования UGC в «Часкоре» — ежедневные обзоры блогов по самым горячим и обсуждаемым темам.

 

Подкасты.

Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания, однако бывают и исключения. Для удобного прослушивания подкастов создано множество программных продуктов, следящих за обновлением подкаст-лент и их автоматической загрузкой. Подкастом называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном сайте. Чаще всего подкасты прослушивают не онлайн, а загрузив с сайта, на компьютере или портативном плеере.

Если в начале своей истории (первые подкасты, как пишет журнал Wired, появились в 2005 г.) подкастинг, как и любой другой канал социальных медиа, распространялся в узких группах по интересам, а контент был нишевым, то теперь подход к подкастам изменился. Эту технологию, которую впервые заметили и полюбили пользователи Сети, берут на вооружение крупные медийные организации. СМИ используют подкасты как средство для расширения аудитории — и радиостанций, и телеканалов.

 

«Собственное радио в Интернете может открыть практически каждый. Скачивается бесплатная программа для редактирования звуковых файлов, покупается микрофон — и продакшн-студия готова. Теперь осталось только записать передачу, положить ее на какой-нибудь сервер и как-то обратить внимание потенциальной аудитории. С распространением онлайновых дневников последняя задача стала решаться гораздо проще, а с недавних пор — совсем просто. И все благодаря появлению подкастинга. С помощью этой услуги вы можете быстро распространить свои радиопередачи по всему миру, хотя бы с помощью сайта podcastingnews.com. Зарегистрировавшись, вы оставляете здесь ссылки на свои аудиофайлы, а посетители, т.е. слушатели, находят в ленте подобных сообщений то, что им интересно, и, самое главное, могут подписаться на интересующие их обновления. То есть специальная программа будет сама скачивать файлы, которые можно прослушать в любое удобное время. Иными словами, тот же блог, только в звуке».

 

Мобильные блоги

Мобильные блоги, или моблоги (от англ. moblog или mobile phone log) — фотографии и видеоматериалы, сделанные камерой мобильного телефона или другого портативного электронного устройства иопубликованные в Интернете посредством мобильной электроннойпочты или с помощью сообщений в формате MMS, присланных на адрес соответствующего интернет-сайта. Это может быть как персональная страничка владельца телефона, так и сайт виртуального тематического сообщества. В Интернете лента моблога выглядит так же, как лента блога.

По мнению многих медиаисследователей, в том числе Говарда Рейнгольда (H. Rheingold), именно моблоги наиболее ярко свидетельствуют о трансформации медийной сферы и вовлечении в нее непрофессионалов как полноправных медиаавторов44. Моблоги апеллируют к воображению и передают образы, позволяя обойти языковой барьер и активно вести невербальную коммуникацию. Фотографии тут же после опубликования в Сети начинают принимать активное участие в информационных процессах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: