Методы оценки уровня КП.




Квалиметрия.

  • Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.

Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся:

  • Общая квалиметрия.
  • Специальная квалиметрия.
  • Предметные квалиметрии.

Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы: системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок: экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся:

· представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки,

· сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества,

· расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты,

· акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.

Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия: общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного.

Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования, представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402.

Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др.

Свойство. Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции:

· Атрибутивную.

· Функционально – кибернетическую.

Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект. В ней свойства выступают как результат познания опрееленного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции – атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное свойство.

Функционально – кибернетическая концепция определяет свойства через взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами свойства являются: способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию времени”. Деление взаимодействий на внутренние и внешние, по отношению к объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и внутренние.

Внутренние – это появления новых свойств у целого, т.е. целостных элементарных свойств.

Внешние – это источник изменения свойств во времени, динамичности качества.

Структура. Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий характеризует внешюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях: в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает, как структурно – расчлененная совокупность свойств (функций), а вторая определяет морфологическую структурность.

Структурность качества – это основа принципа функционально – кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное и носит многоуровневый характер.

Количество. Особенность понимания этого взаимодействия состоит в более дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением не экстенсивное и интенсивное.

Интенсивное количество – позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с качеством.

Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как количество однородных в определенном смысле свойств и качеств.

Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества, характеризующее развитость и интенсивность свойств.

Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще одну грань принципа внешне – внутренней обусловленности качества и соответственно его моментов.

Динамичность. Понятие динамичности качества раскрывается, как изменение интенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во времени. Развертыванеи принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам: отражение и жизненный цикл.

Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл системного исследования: качество процесса продукцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса.

Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных этапов:

· Проектирование;

· Изготовление;

· Эксплуатация.

Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов.

Качество – сложная многоуровневая категория, раскрывающаяся через систему внешних и внутренних моментов. Она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией (показателем), поэтому категория качества определяется через систему суждений определителей.

Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества.

Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия:

Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств, отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел.

Если обозначим меру качества m, а отображение “®”, то в символической записи мера качества будет иметь вид:

 

m = Q ® Re, либо m: {qi} ® Re (множество вещественных чисел) (2.2)

 

Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения, приписывающее качеству, свойству или группе свойств число.

Синонимом меры качества является показатель качества ( m ~ P ) – это означает, что пространство мер качества (m) может трактоваться, как пространство показателей качества (Р). В отображении формулы (2.2) вместо множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц (Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера называется семантической мерой.

 

(S) => S: Q ® Se или S: {qi} ® Se

 

Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его содержание не только количественную, но и семантическую (качественную) оценку.

К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.

Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования относятся все типы шкалирования:

  • Метрическое (отношений, разности, интервального);
  • Порядковое;
  • Номинальное;
  • Семантическое (вербальное)

и их различные сочетания.

Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов:

1. Исходное множество измерительных свойств или их мер;

2. Множество отображений шкалирования;

3. Множество значений отображений шкалирования

Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому или иному закону. Вводятся понятия операционных и статистических свертывание качества (ОСК) и (ССК).

ОСК – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие комплексных, групповых показателей качества продукции.

ССК – объединение мер, построенных на однородных свойствах или подмножествах качества, их мерах. На основе этого понятия формируется понятие обобщенных показателей качества продукции.

 

Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с помощью специальных алгоритмов.

В качестве базы сравнения в измерении могут выступать:

  • Эталоны метрического измерения свойств;
  • Квалиметрические единицы;
  • Одно из сравниваемых свойств качеств по отношению к другому;
  • Эталон качества (аналог, цель, прототип и т.п.)

 

Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенное множество свойств или отдельное свойство.

Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения качества.

C другой стороны, операция измерения качества является компонентами процедуры качества.

Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле уровень качества является результатом оценивания, всегда носящий значительный характер.

Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем качества.

Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения.

Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые квалиметрические шкалы.

Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный уровень качества.

Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.

Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества. Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его абсолютный уровенькачества. В зависимости от класса свойства и показателей качества могут различаться: технический, экономический, экологический, эргономический и другие уровни.

 

Теория оценивания.

Теория оценивания составляет теоретическое ядро квалиметрии, в котором рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания качества объектов и процессов. По определению, оценка качества представляется, как четырех-компонентная модель системы оценки Sq = < S,Ob,B,L >, включающая в себя субъект S, объект Оb,базы В и логику оценки L. При этом в систему квалиметрической оценки закладывается принцип сравнения. В оценивании качества объединяются деятельный, алгоритмический и логический аспекты.

Деятельный аспект отражает организацию оценки с учетом субъект-объектных отношений по оцениванию и соответственно управлению качеством.

Алгоритмический аспект реализуется через структуру операций измерения и оценивания качества в алгоритмах оценки.

Логический аспект раскрывает логику оценивания качества, выбор базы оценки, основные принципы и аксиомы оценивания.

Субъект оценки S может быть представлен одним “оценщиком” или их группой. Формализацией субъекта является пространство субъекта оценки в теоретико – множественном смысле со структурой отношений в нем.

Объект оценивания может быть представлен одним или несколькими предметами. Качество, которое оценивается, объекту оценивания соответствует объективное пространство или пространство качества Q

Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операторов оценивания.

Результаты оценивания - это оценки качества, множеству которого сопоставляется пространство оценок.

Основные положения теории оценивания формулируются в виде аксиом и принципов оценивания.

 

Принципы оценивания.

 

Принцип народно – хозяйственного подхода почеркивает приоритет общества, как субъекта оценки, приоритет народно – хозяйственных интересов. Конкретизациями принципа народно – хозяйственного подхода являются принципы учета общественной потребности и целевого подхода.

Первый принцип подчеркивает потребительскую направленность оценки качества продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества по потребительской стоимости.

Второй принцип тесно связан с первым, поскольку потребность опосредуется через цели и требования. Таким образом, народно – хозяйственный принцип квалиметрии определяет важность положения разумного сочетания социальных, экономических, технико-технологических требований в процедурах оценки.

Принцип сравнительной логики оценивания, в который входят: групповой принцип относительности оценки, групповой принцип субъект-объектного единства оценки, групповой принцип прочих равных условий, групповой принцип управляемости, групповой принцип системности оценки.

Групповой принцип относительности оценок в конкретизированном виде отражает положения зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения и включает в себя следующие принципы:

1. Принцип относительности базы оценки, подчеркивающий зависимость базы оценки от времени, целей, субъекта и объекта оценки.

2. Принцип временной относительности оценок, который можно рассматривать, как следствие системного принципа динамичности качества.

3. Принцип перевода квалиметрии в хранометрию, которая служит основанием перевода относительныз значений показателей качества во временные оценки технического уровня в терминах времени “опережения” или ”отставания” по отношению к принятой базе оценки.

 

Показатели качества.

 

ГОСТ 15467-79

Показатели качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.для продукции это определенные условия ее создания, эксплуатации, потребления.

Единичные показатели качества – показатели качества, относящиеся только к одному из свойств объекта (простое свойство), которое может быть выделено и оценено независимо от других свойств, входящих также в качество объекта.

Комплексные показатели качества – характеризуют совокупность взаимосвязанных свойств (сложные свойства) из всего множества свойств, образующих качество объекта.

 

Kr – коэффициент готовности позволяет оновременно охарактеризовать и безотказность, и ремонтопригодность изделия.

Т – средняя наработка на отказ.

Ti – время восстановления отдельных узлов, блоков изделия..

При любомизмерении нужен эталон сравнения (м, кг). Для этого в квалиметрии используют:

Базовый показатель качества – показатель качества объекта, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.

Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

Интегральный показатель – комплексный показатель качества, который характеризует качество объекта в целом с точки зрения его общей эффективности и выражается отношением суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование объекта по назначению и с учетом принятых ограничений по воздействию на человека и окружающую среду.

Обобщенный показатель качества - показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом. Как правило, так называемое существенное свойство.

В зависимости от роли при оценке различают классификационные и оценочные показатели качества объекта.

Классификационные показатели качества характеризуют принадлежность объекта к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение типа размер, область применения и условия использования объекта.

Оценочные показатели – характеризуют количественно те свойства, которые образуют качество объекта в процессе производства и эксплуатации. Они используются для нормирования качества объекта, оценки его технологического уровня при разработке и становлении, проверке качества объекта, при его контроле, испытаниях и сертификации.

Алгоритм оценки КП.

Оценка качества продукции состоит в установлении соответствия продукции мировому, национальному, региональному или уровню отрасли. Соответствие оценивания продукции мировому уровню устанавливается на основе сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов. В результате оценки продукция относится к одной из трех градаций:

  1. Превосходит мировой уровень;
  2. Соответствует мировому уровню;
  3. Уступает мировому уровню.

 

 
 

 


Для упорядочения и систематизации большого объема работ предлагается пользоваться следующими алгоритмами оценки КП:

  1. Установление класса и группы продукции.
  2. Определение условий использования продукции.
  3. Устранение требований потребителей.
  4. Выбор и обоснование номенклатуры показателей КП.
  5. Выявление луцших сопоставимых отечественных и зарубежных аналогов и выбор базовой продукции.
  6. Выбор на основе использования патентной информации лучших технических решений, установления значений показателей, определяющих оптимальный уровень КП.
  7. Определение численных значений показателей качества оцениваемой и базовой продукции.
  8. Выбор метода оценки технического уровня продукции.
  9. Определение фактических значений.
  10. Сравнительный анализ вариантов возможных решений и определение наилучшего.
  11. Получение результатов анализа и принятие соответствующих решений.
  12. Установление требований качества продукции и нормирование показателей качества в НД.

Номенклатуру показателей качества следует выбирать с учетом ее необходимости и достаточности для определенной цели оценки уровня качества.

 

Методы оценки уровня КП.

Оценка уровня КП – это совокупность операций, связанных определением численного значения уровня КП.

Оценивание качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки.

Для определения значений показателей КП могут быть рекомендованы следующие методы:

· Измерительный;

· Регистрационный;

· Эргонометрический;

· Аналитический;

· Экспертный;

· Комбинированный.

Измерительный – определение показателей КП базируется на использовании средств измерений;

Регистрационный – осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и расходов;

Эргонометрический - осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. Он используется для определения эргономичных показателей качества кондитерских, парфюмерных, табачных изделий и др. продукции;

Аналитический метод предполагает использование расчетно-аналитических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров для определения оценочных показателей, характеризующих единичные или комплексные свойства КП, а также для формированияя конечного результата оценки.

Статистический метод основан на сборе статистической информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и базовых образцов ее обработки с помощью статистических процедур.

Экспертный метод основан на получении обработки и контроля информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и базовых образцов при помощи экспертных процедур. Применяется, когда нет информации об изделии.

Комбинированный метод представляет собой комбинацию аналитического, статистического и экспертного методов в различном их сочетании.

В зависимости от использованных при оценке уровней качества показателей различают методы:

· Дифференциальный;

· Комплексный;

· Интегральный;

· Смешанный.

Дифференциальный метод состоит в сопоставлении оцениваемой продукции и базовых образцов по отдельным показателям (единичные и комплексные). При этом результат оценки представляется отдельно по кажому оценочному показателю.

Комплексный метод состоит в оценивании продукции и базовых образцов по первому комплексному показателю, обобщающему совокупность показателей одной классификационной группировки, либо совокупности показателей различных классификационных группировок.

Интегральный метод оценки КП состоит в сопоставлении оцениваемой продукции с базовыми образцами по единому (интегральному) показателю КП, характеризующему отношение полезного эффекта от ее потребления и соответствующих затрат.

К инт = ;

nе – суммарный полезный эффект от потребления за определенный промежуток времени;

Зс – суммарные капитальные затраты производителя на создание продукции;

Зэ – суммарные затраты потребителя на эксплуатацию или потребление продукции.

Смешанный метод оценки КП основан на совместном применении рассмотренных методов в различном сочетании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: