ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ




Конспект первоисточников №2

Дафт Р. Организации//Теория организации: хрестоматия/ Сост. А.А. Максимов. – Екатеринбург, 2007, С. 105-117


Глава 1. Организация и организационная теория

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ?

 

Организацию, как таковую, вряд ли можно увидеть. Мы видим только внешнее: высокие здания, компьютеры в офисах, служащих, но организация в целом — довольно туманна и абстрактна. Мы знаем об организациях, поскольку встречаемся с ними каждый день. Действительно, они занимают в нашей жизни столько места, что многие из них воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В этой книге для описания организаций используется следующее определение: организация — это социальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой.

Ключевой элемент организации — не здания и не набор курсов действий и процедур; организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы выполнить некоторые действия, необходимые для того, чтобы достичь цели. Менеджеры намеренно структурируют и координируют ресурсы организации так, чтобы добиться наилучшего выполнения стоящей перед ней задачи. Ни одна организация не может существовать без взаимодействия с потребителями, поставщиками, конкурентами и другими элементами внешней окружающей среды.


ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Еще в конце XIX века в мире существовало довольно мало организаций — не было профессиональных союзов и торговых ассоциаций, мало было крупных коммерческих компаний, некоммерческих или государственных организаций. Постепенно организации заняли центральное место в жизни людей и теперь оказывают огромное влияние на все наше общество.

Организации находятся повсюду вокруг нас и разнообразно воздействуют на нашу жизнь. Семь причин, по которым организации важны для нашего общества:

1. Объединение ресурсов для достижения желаемых целей и результатов.

2. Эффективное производство товаров и услуг.

3. Упрощение нововведений.

4. Использование новейших информационных и производственных технологий.

5. Адаптация к изменениям окружающей среде и влияние на среду.

6. Создание ценности для владельцев, потребителей и работников.

7. Соответствие современным требованиям специализации, этики, мотивации и координации деятельности работников.

Организации предлагают потребителям нужные им товары и услуги по доступным ценам. Компании ищут нестандартные способы более эффективного производства товаров и доставки их потребителю. Преобразование организационных структур и практики управления также может внести свой вклад в повышение ее эффективности. Организации создают потребность в инновациях, вместо того чтобы полагаться на стандартные продукты и устоявшиеся способы действия.

Организации адаптируются к быстро изменяющейся среде и сами оказывают влияние на среду. Некоторые большие компании имеют специальные отделы, занимающиеся мониторингом окружающей среды и поиском путей приспособления к ней и влияния на нее. Одно из самых значительных изменений в окружающей среде сегодня — это глобализация.

Действуя таким образом, организации создают ценности для своих владельцев, покупателей и работников. Менеджеры должны понимать, какая часть из операций компании создает ценности, а какая нет, компания может быть прибыльной только тогда, когда общая цена того, что она производит, больше стоимости затраченных ресурсов. И наконец, организации должны быть способными удовлетворять требованиям сегодняшнего дня, связанным со все большей специализацией рабочей силы и растущим вниманием к вопросам этики и социальной ответственности, а также находить эффективные способы заинтересовать служащих в совместной работе для достижения целей организации.

Деятельность организаций формирует нашу жизнь, а высокопрофессиональные менеджеры способны формировать организации и их деятельность. Знание и понимание организационной теории позволяет менеджерам создавать организации, которые будут действовать более эффективно.

ОРГАНИЗАЦИИ КАК СИСТЕМЫ

Закрытая система не зависит от окружающей среды, она автономна, не взаимодействует с окружающей средой и четко отделена от нее. Довольно просто управлять закрытой системой, когда окружающая среда стабильна, предсказуема, не вмешивается в наши дела и не создает нам проблем.

Открытая система для своего выживания должна взаимодействовать с окружающей средой, она использует ресурсы окружающей среды и предоставляет окружающей среде свои ресурсы. Ее нельзя четко ограничить. Она должна постоянно изменяться, приспосабливаясь к окружающей среде. Организация должна находить и приобретать нужные ей ресурсы, воспринимать изменения окружающей среды и реагировать на них, поставлять свою продукцию окружающей среде, а также контролировать и координировать свою внутреннюю деятельность перед лицом неопределенности и разнообразных помех, проистекающих из окружающей среды. Любая система, которая, чтобы выжить, вынуждена взаимодействовать с окружающей средой, — открытая система.

Чтобы понять, что такое организация в целом, ее следует рассматривать как систему. Система — это набор взаимодействующих элементов, которые получают из окружающей среды некоторые входные данные, трансформируют их и выдают в окружающую среду некоторые выходные данные. Необходимость получать что-то из внешнего мира и отдавать что-то внешнему миру отражает зависимость от окружающей среды. Взаимодействие элементов означает, что люди и подразделения зависят друг от друга и должны работать вместе.

ПОДСИСТЕМЫ

 

Система состоит из нескольких подсистем. Эти подсистемы выполняют специфические функции, необходимые для выживания организации, такие как производство, пограничное взаимодействие, материально-техническое обеспечение, адаптация и менеджмент. Подсистема производства производит продукты и услуги, поступающие на выход организационной системы. Пограничные подсистемы ответственны за обмен с окружающей средой. В их ведение входят такие функции, как приобретение сырья или продажа выпускаемой продукции. Подсистема материально-технического обеспечения направлена на правильную и бесперебойную работу физических и человеческих элементов организации. Адаптивные подсистемы отвечают за своевременное произведение изменений, необходимых для того, чтобы приспособиться к окружающей среде. Менеджмент — это отдельная подсистема, в задачу которой входит координация действий других подсистем организации и управление ими.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

 

Организации состоят из нескольких различных частей, предназначенных для выполнения ключевых функций подсистем.

Одна из классификаций, предложенная Генри Минцбергом, предполагает, что каждая организация включает в себя пять частей. В их число входят техническое ядро (the technical core), менеджмент высшего звена, менеджмент среднего звена, отделения технической и административной поддержки.

Техническое ядро. В техническое ядро входят люди, которые делают основную работу организации. Они выполняют функции подсистемы производства, производя те самые продукты и услуги, которые поступают на выход системы организации. Это то место, где происходит первичная трансформация входных данных в выходные.

Техническая поддержка. Функция отделения технической поддержки — помочь организации приспособиться к окружающей среде. Работники системы технической поддержки, — инженеры и ученые, — исследуют окружающую среду, изучая ее проблемы, возможности и технологические условия. Система технической поддержки отвечает за внедрение инноваций в техническое ядро, своевременные изменения и адаптацию организации.

Административная поддержка. Система административной поддержки отвечает за обеспечение нормального и бесперебойного функционирования организации, включая ее физические и человеческие элементы. В ее компетенцию входят виды деятельности, связанные с управлением человеческими ресурсами, такие как прием на работу и увольнение сотрудников, установление размера компенсаций и вознаграждений, обучение и повышение квалификации работников, а также такие обслуживающие функции, как чистка и уборка зданий, техническое обслуживание и ремонт оборудования.

Менеджмент. Менеджмент — это отдельная подсистема, отвечающая за управление другими частями организации и координации их деятельности. Менеджмент высшего звена определяет направление, стратегию, цели и политику организации в целом или ее главных подразделений. Менеджмент среднего звена отвечает за исполнение этих решений и координацию действий на уровне подразделений. В традиционных организациях менеджеры среднего звена связывают высшее руководство с техническим ядром, обеспечивая выполнение распоряжений и передавая информацию вниз и вверх по иерархической лестнице.

В реальных организациях эти пять частей взаимосвязаны и часто одна часть выполняет функции нескольких подсистем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: