Лабораторная работа № 1 Исследование непроизвольного запоминания и условия его продуктивности




Цель – Исследовать непроизвольное запоминания и условия его продуктивности

Задачи:

1. Провести методику «Классификация изображений предметов».

2. Провести методику «Составление числового ряда».

3. Провести сравнительный анализ зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

Теоретическое обоснование.

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение индивидом его опыта.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных межнейронных связей в головном мозге. Выделяют две фазы памяти: лабильную, основанную на реверберации нервных импульсов в замкнутых кольцевых цепях нейронов (по Лоренте де Но), и стабильную при условии процесса консолидации и сохранении следа за счет структурных изменений в нейронах и их синаптическом аппарате.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В свою очередь, различают типы образной памяти: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой.

По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную (краткосрочную) и долговременную (долгосрочную).

Среди различных качеств памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и способность вспоминать, актуализировать. Индивидуальные особен­ности памяти выражаются именно в различной быстроте, прочности и точности, которые измеряются различными психологическими методами.

Непроизвольное запоминание процесс, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроиз­вольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия и способы достижения этой цели. Непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд методик. В частности, П.И. Зинченко предложил методику классификации предметов и составления числового ряда для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания.При выполнении обеих задач предметы и числа запоминались непроизвольно (результаты в таблице).

 

Задача Объект запоминания Испытуемые
Дошкольники Школьники Взрослые
средние старшие младшие средние
Классификация предметов Предметы 9,6 11,1 13,0 13,4 13,2
Числа - - 1,6 1,1 0,7
Составление числового ряда Числа - - 9,9 10,3 10,2
Предметы - 3,1 2,5 1,3 1,3

 

Опыт 1. Классификация изображений предметов.

Оборудование. Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифи­цируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Ход работы. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых, которым экспериментатор дает инструкцию.

После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Инструкция: «С Вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящи­мися к тем же классам».

 

Опыт 2. Составление числового ряда.

Оборудование. Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых.

Ход работы. Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по5) и действовать по инструкции. Далее испытуемому следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предметов.

Инструкция: « С Вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.»

Сводная таблица результатов опытов 1 и 2

Задача Среднее число правильных воспроизведений
Предметов Чисел
Классификация предметов    
Составление числового ряда    

Обработка результатов опытов 1 и 2.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в сводную таблицу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: