Цель – Исследовать непроизвольное запоминания и условия его продуктивности
Задачи:
1. Провести методику «Классификация изображений предметов».
2. Провести методику «Составление числового ряда».
3. Провести сравнительный анализ зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.
Теоретическое обоснование.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных межнейронных связей в головном мозге. Выделяют две фазы памяти: лабильную, основанную на реверберации нервных импульсов в замкнутых кольцевых цепях нейронов (по Лоренте де Но), и стабильную при условии процесса консолидации и сохранении следа за счет структурных изменений в нейронах и их синаптическом аппарате.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В свою очередь, различают типы образной памяти: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой.
По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.
По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную (краткосрочную) и долговременную (долгосрочную).
Среди различных качеств памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения и способность вспоминать, актуализировать. Индивидуальные особенности памяти выражаются именно в различной быстроте, прочности и точности, которые измеряются различными психологическими методами.
Непроизвольное запоминание процесс, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия и способы достижения этой цели. Непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд методик. В частности, П.И. Зинченко предложил методику классификации предметов и составления числового ряда для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания.При выполнении обеих задач предметы и числа запоминались непроизвольно (результаты в таблице).
Задача | Объект запоминания | Испытуемые | ||||
Дошкольники | Школьники | Взрослые | ||||
средние | старшие | младшие | средние | |||
Классификация предметов | Предметы | 9,6 | 11,1 | 13,0 | 13,4 | 13,2 |
Числа | - | - | 1,6 | 1,1 | 0,7 | |
Составление числового ряда | Числа | - | - | 9,9 | 10,3 | 10,2 |
Предметы | - | 3,1 | 2,5 | 1,3 | 1,3 |
Опыт 1. Классификация изображений предметов.
Оборудование. Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Ход работы. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых, которым экспериментатор дает инструкцию.
После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.
Инструкция: «С Вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам».
Опыт 2. Составление числового ряда.
Оборудование. Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1; участвует вторая подгруппа испытуемых.
Ход работы. Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по5) и действовать по инструкции. Далее испытуемому следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предметов.
Инструкция: « С Вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее – в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.»
Сводная таблица результатов опытов 1 и 2
Задача | Среднее число правильных воспроизведений | |
Предметов | Чисел | |
Классификация предметов | ||
Составление числового ряда |
Обработка результатов опытов 1 и 2.
1. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых.
2. Записать полученные средние значения в сводную таблицу.