Основы религиозных культур и светской этики
Основы иудейской культуры
Рабочая программа
Составитель:
Аптина Н.А., методист кабинета духовно-нравственного воспитания
Консультант:
Трофимова С. В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания
Кемерово 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Цель данного модуля: изучение истории возникновения, распространения иудаизма, основ его учения и духовных ценностей.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
– способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога;
– способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
– содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных иудейских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников;
– создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Требования к уровню подготовки
В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать:
– о культуре иудейской религии;
– об основателе иудейской религии;
– о священных книгах иудейской религии;
– об искусстве в иудейской культуре;
– нравственных ценностях иудейства;
– имена основателей иудейской религии;
– названия основных праздников иудейской религии;
– особенности священных зданий иудейской религии;
– особенности празднований в иудейской культуре.
Будет уметь:
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность.
Будет владеть:
- навыками культурой поведения в священных сооружениях мировых религий;
- навыками работы с еврейским календарем;
- навыками проявления сострадания, милосердия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
– осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета