Методические рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте




Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

Комплекс игр-заданий представлен в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему. Весь комплекс заданий ‒ это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ‒ ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если, какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша:

1. Игры на выявление и абстрагирование свойств.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

В эту группу мы включили следующие игры:

А) Игра «Найди клад»

Цель: развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: логические блоки, круги из бумаги («клады»), карточки с символами свойств.

Содержание:

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети ‒ кладоискатели, кружок из бумаги ‒ клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Усложнение:

Количество блоков 24, все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету и толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвету и величине.

Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угаданное свойство карточками-свойствами, например:

Под красным, большим, круглым? ‒ Под красным (выкладывает «красный цвет»), но не под большим и не под круглым.

Под красным маленьким треугольником? ‒ Под красным маленьким (добавляет к выложенной карточке еще одну «маленький»), но не под треугольником.

Под красным маленьким квадратом? ‒ Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).

Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок, а найденный клад забирает себе.

Б) Игра «Магазин»

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

Содержание:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить: выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. Д.); по трем свойствам (см. рис. П5.1)

 

Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал: набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание:

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках, например, красные, а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращают на место.

Ведущий дает новую команду: спрятаться всем большим муравьишкам (всем круглым или всем не квадратным, не синим, не толстым и т.д.).

Сначала роль ведущего (мамы муравьихи) выполняет взрослый, затем по очереди дети. При повторении упражнения игровые задачи меняются (помочь мышкам спрятаться от кота, собрать все съедобные грибы и т.д.).

Усложнение:

Ведущий указывает сразу три свойства блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые красные большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные, толстые не большие не синие, не желтые не тонкие не круглые и т.д.).

Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Взрослый поощряет стремление детей придумать новую комбинацию свойств.

2. Игры на сравнение.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное. Они помогают ребенку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

В эту группу входят следующие игры:

А) Игра «Дорожки»

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

Содержание:

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто заметит ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д. (В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

Усложнение:

Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т.д.

Взрослый не оставляет без внимания проявление инициативы детей и их творчества при составлении правил, предлагает детям новые игровые задачи.

Б) Игра «Домино»

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические фигуры или блоки.

Содержание:

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Игроки договариваются о правилах игры, например, прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Один из игроков (его можно определить считалкой) делает первый ход, кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами. Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

Далее в правилах игры указываются два свойства, которые должны учитывать игроки. Например, прикладывать фигуры другого цвета и размера или другие по цвету и форме; другие по размеру и форме; такие же по цвету, но другие по форме; такие же по размеру, но другие по цвету и т. Д.

При повторении игры правило выкладывания фигур обязательно меняется.

Усложнение:

В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по цвету и форме; фигурами другого цвета, размера и формы и т. Д.

В) «Поймай тройку»

Цель: развитие умения сравнивать.

Материал: логические фигуры или блоки.

Содержание:

Ведущий перемешивает фигуры и складывает их стопкой, затем снимает две верхние и кладет их на стол. Первый участник игры берет из стопки верхнюю фигуру, прикладывает ее к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он замечает какое-либо общее свойство (цвет, форму или размер), то забирает все три фигуры как выигрыш; если же общего свойства он не обнаруживает, то последнюю снятую фигуру кладет вниз стопки. Затем следующий участник берет из стопки новую фигуру (верхнюю) и ищет общее свойство в тройке фигур.

 

В ситуации, когда общее свойство тройки обнаруживает другой игрок, а не тот, который снял фигуру, он и забирает тройку фигур как выигрыш.

 

Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.

 

3. Игры на классификацию и обобщение.

 

Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам. При этом, сначала малыши освоят умения классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам, затем ‒ по самостоятельно выделенным. Они постепенно перейдут от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

 

В эту группу входят следующие игры:

 

А) Игра «Где, чей гараж?»

 

Цель: развитие умений классифицировать.

 

Материал: логические фигуры (блоки), таблицы с изображением дорожек и гаражей.

 

Содержание:

 

Перед детьми таблица. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина.

 

Упражнение повторяется с другими таблицами на усложнение. Организовать его можно по-разному. У детей может быть одна таблица на всех: участники игры разбирают блоки-машины и поочередно ставят их в свой гараж. Или у каждого ребенка может быть своя карточка и набор логических фигур. Или же дети делятся на пары, и у каждой пары своя таблица и набор фигур. Игроки делят фигуры и по очереди ищут гаражи для своих машин. В случае ошибки игрок возвращает фигуру себе. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.

 

Б) Игра «Засели домики»

 

Цель: развитие классификационных умений.

Материал: логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков.

Содержание:

Перед детьми карточки с изображением домиков. На них нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города ‒ фигуры, никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки внизу домика подсказывают, какие фигуры в каких комнатах должны поселиться. Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.

Упражнение повторяется с другими таблицами. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

Примечание: Для упражнений с блоками необходимо увеличить изображения домиков. Их можно располагать на полу, на столе, на коврике и в другом удобном месте.

Усложнение:

При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам.

В городе логических фигур появляются новые двухэтажные дома. В них еще сложнее расселить жильцов. Но добрый домовой решил помочь жителям. Он нарисовал вокруг дома знаки-подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Дети уточняют, где какие фигуры должны помещаться, и заселяют дом. В конце называют, какие фигуры оказались в каждой клеточке (указывают два общих свойства для каждой группы фигур).

Упражнение повторяют с другой таблицей. Домик нужно заселить так, чтобы в каждой клетке оказались одинаковые фигуры.

В дальнейших упражнениях взрослый стимулирует и поощряет самостоятельный поиск детьми оснований для классификации предметов по двум свойствам. С этой целью предлагает изображения двухэтажных домиков без знаков-подсказок.

От заселения двухэтажных домов дети переходят к заселению трехэтажных. Эти упражнения можно организовать по другому, как игру. Для этого дети разбиваются на пары. У каждой пары свой домик и набор фигур. Игроки совместно определяют правила расселения фигур и по очереди выкладывают их в домик. Если кто-то допускает ошибку, он забирает ошибочную фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фигур. Он может определять правила нового расселения фигур в домике.

Далее дети классифицируют фигуры (блоки) сразу по трем свойствам (цвету, форме, толщине;.цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.). Перед детьми сразу два домика: большой и маленький. Их задача ‒ расселить фигуры в два домика так, чтобы в каждой клеточке-квартире оказались все одинаковые фигуры. При этом в маленьком домике поселяются маленькие фигуры, а в большом ‒ большие.

В) Игра «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»

Цель: развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: карточки с логическими таблицами, логические фигуры.

Содержание:

Винни-Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (таблица).

У какой фигуры в гостях Винни-Пух и Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает.

Затем дети находят недостающие фигуры на других таблицах. От поиска одной фигуры переходят к поиску двух недостающих фигур. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. Если интерес детей к прежней игровой задаче снижается, взрослый предлагает новую игру. Например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты (фигуры в таблице ‒ сундуки с драгоценностями), или найти утерянный хозяином ключ от квартиры и т. Д.

Далее в упражнениях используются таблицы, которые требуют анализа, сравнения и обобщения фигур по трем свойствам. Взрослый предлагает прежние (если дети не утратили интерес) и новые игровые задачи (угадать, какие камни утеряны в ожерелье Королевы, какой кусочек сыра стянул у кота Тома мышонок Джерри, и т.д.).

4. Игры на логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены главным образом для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

В эту группу входят следующие игры:

А) Игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: развитие логического мышления, умения рассуждать.

Материал: логические фигуры, или блоки, таблицы.

Содержание:

Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки ‒ всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Для поддержания интереса взрослый ставит перед детьми разнообразные игровые задачи, наделяет фигуры и блоки различными образами. Например, каждая фигура ‒ Дюймовочка (нужно помочь ей выбраться из мышиной норы) или блоки-корабли (надо вывести их из бушующего моря) и т. П.

Б) Игра «Логический поезд»

Цель игры: развитие способности к логическим действиям и операциям;

Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Материал: три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1- 2- 3- 4, 5- 6-7- 8, 9- 10- 11- 12; 4 вагона; карточки с символами изменения свойств; карточки с изображением отношений между числами; комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Содержание:

В игре может участвовать подгруппа детей: 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями (см. рис. П5.2). Наш грузовой поезд необычный ‒логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий:

Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное цифрой три. Значит, его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах).

Перевозка груза: свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура ‒ большой красный треугольник. В первом вагоне он изменит величину и станет маленьким красным треугольником. Во втором вагоне после изменения цвета он станет маленьким желтым треугольником. В третьем вагоне изменится его форма, он станет маленьким желтым прямоугольником. В последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета и наш груз маленький синий прямоугольник. Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания. Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.

Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.). Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1-2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

В) Игра «Раздели блоки»

Цель: развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

Материал: логические блоки, три игрушки (волк, заяц, лиса).

Содержание:

Перед детьми по кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков.

Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые подходят всем трем игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят (5) (см. рис. П5.3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: