Главный режиссер Императорских театров




Моя ideefixe»

Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.

Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.

Будущий режиссер окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Мейерхольд получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт.

3) Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссера.

4) В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр — будущий Московский Художественный театр. Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них — роль Треплева из «Чайки», Тузенбаха из «Трех сестер», Иоанна из «смерти Иоанна Грозного». Он первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Федора Иоанновича».

5) В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр. Вместе с актером Александром Кошеверовым он опубликовал в газете открытое письмо, в котором объяснял причину ухода — желание реализовать свою собственную творческую программу.

Всеволод Мейерхольд переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Премьера нового театра прошла в 1902 году. В «Товариществе новой драмы» Мейерхольд и Кошеверов ставили репертуар первых сезонов Художественного театра — пьесы Антона Чехова и ГерхартаГауптмана, Максима Горького и Алексея Толстого. За три года режиссер поставил около 200 спектаклей.

6) В 1905 году режиссер Константин Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию. Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя ideefixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!!» Станиславский предложил Мейерхольду подготовить несколько постановок, однако после генеральных репетиций спектакли не выпустил и экспериментальную студию закрыл. Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».

Главный режиссер Императорских театров

7) Всеволод Мейерхольд вернулся в Херсон. Спустя год Вера Комиссаржевская пригласила его в свой драматический театр в Петербурге — в качестве главного режиссера. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Для актеров он проводил «субботы» — встречи с авангардными писателями и художниками. На одной из встреч решено было поставить «Балаганчик» по драматическому произведению Александра Блока.

Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль — «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал.

По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие — освистывали его. О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. «Балаганчик» стал театральной сенсацией Петербурга и первой постановкой российского «театра условности».

С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссером Императорских театров — Александринского и Мариинского. В Александринском он работал до самой революции. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров — экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками.

«Театральный Октябрь» и ГосТиМ

После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в Коммунистическую партию. Сразу после переворота он с Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приехал в Смольный, где они предложили новым властям сотрудничество.

С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок — он преподавал режиссуру и сценоведение. Режиссер создал систему упражнений под названием «биомеханика». Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке.

К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому — «героическое, эпическое и сатирическое изображение» той эпохи. Оформил спектакль художник-авангардист Казимир Малевич.

«Окончил мистерию. <...> Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. <...> Три раза поставили — потом расколотили. И пошли «Макбеты».

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

8) В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Режиссер провел полгода в новороссийской тюрьме под угрозой расстрела, но позже ему удалось выехать в Москву.

Анатолий Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. В октябре 1920 года режиссер выступил перед сотрудниками отдела с докладом — он предложил программу «Театральный Октябрь». По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда — «Театр РСФСР-1». Через несколько лет он стал называться Государственным театром имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей.

9) В тот период произошли перемены в личной жизни режиссера. В 1924 году в ГосТиМе дебютировала молодая актриса Зинаида Райх — бывшая жена Сергея Есенина. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее. Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.

«Мой конец будет таким, как вы говорите»

10) В 1930 году ГосТиМ гастролировал за рубежом. В Берлине Мейерхольд и Райх встретились с актером Михаилом Чеховым, который эмигрировал из СССР. Чехов уговаривал Мейерхольда остаться жить за границей.

«Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».

Михаил Чехов, актер, педагог

В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Театр стали обвинять в том, что он оторван от советских реалий, не придерживается курса социалистического реализма, ставит пьесы писателей, которые оказались врагами народа. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли.

11) Некоторое время режиссер работал в Оперном театре Константина Станиславского, а в 1939 году его арестовали. Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали. В феврале 1940 года он был расстрелян — по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1955 году Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Год спустя внучка режиссера Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник супругам. В 80-е годы стало известно, что прах Мейерхольда захоронен в «Общей могиле № 1» на кладбище московского крематория.

Театральные работы

  • 1906 - «Балаганчик»
  • 1917 - «Маскарад»
  • 1918 - «Мистерия-Буфф»
  • 1921 - «Союз молодежи»
  • 1922 - «Великодушный рогоносец»
  • 1922 - «Смерть Тарелкина»
  • 1924 - «Учитель Бабус»
  • 1926 - «Рычи, Китай»
  • 1929 - «Клоп»
  • 1930 - «Баня»
  • 1931 - «Последний решительный»
  • 1933 - «Вступление»
  • 1934 «Дама с камелиями»
  • 1935 - «33 обморока»
  • 1935 - «Каменный гость»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: