Лидером объединения и разработки различных форм помощи мигрантам в России стал «Форум переселенческих организаций». Ему удалось выполнить гигантский объем работы. Но много усилий потребовалось и для создания самого «Форума». Переселенческие общины возникали в бывших республиках СССР еще до переезда мигрантов в Россию. Здесь большинство мигрантов были разобщены и не имели информации друг о друге. Возникла идея объединить российских мигрантов, а также поддержать связи мигрантов в России и других постсоветских организациях. В марте 1993 г. на базе общественного комитета «Гражданское содействие» организовался Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам (КС). В него наряду с московскими организациями вошли 12 переселенческих общин. В это время как раз готовилась региональная Женевская конференция по миграции в странах СНГ. 22-23 апреля 1996 г., замесяц до Женевской конференции, в Парламентском центре в Москве состоялся I Форум переселенцев. 78 лидеров мигрантских общин учредили движение, получившее название «Форум переселенческих организаций». Руководящий орган движения — Исполком — избирался обшей конференцией на 3 года. Роль аппарата «Форума» исполняет Координационный совет. В нем работают опытные штатные сотрудники. Миссия «Форума» состоит в объединении усилий переселенческих организаций для обмена опытом выживания и более эффективной защиты их прав.
Впоследствии в Программе действий Женевской конференции было рекомендовано способствовать объединению групп самопомощи мигрантов в ассоциации. «Форум» предвосхитил и стимулировал реализацию этого положения резолюции. Значительную помощь оказало Управление Верховного комиссара по беженцам ООН. Цель проекта УВКБ ООН — укрепление потенциала НПО, входящих в «Форум», и дальнейшее расширение сети переселенческих организаций. Опыт НПО становится достоянием всех организаций, распространяясь через «Вестник Форума», веб-сайт «Форума» и через личные контакты с мигрантами. В состав «Форума» входили 287 переселенческих НПО в 53 регионах России и 5 государствах СНГ. НПО посылают своих активистов в московский офис «Форума», получают консультации, методическую литературу, пользуются Интернетом и междугородней связью. В офисе КС и «Форума» идет непрерывное общение с мигрантами, обучение лидеров мигрантских организаций. Форум ставит такие практические задачи: лоббирование гуманной миграционной политики, участие в совершенствовании миграционного законодательства, защита прав каждого обратившегося к нам мигранта от произвола чиновников, установление конструктивного сотрудничества со всеми ветвями власти (как на федеральном, так и на региональном уровнях), формирование доброжелательного отношения к мигрантам.
|
«Форум» реализовал ряд важных мероприятий и проектов, способствующих созданию в России организованного переселенческого движения. С 1996 г. по 2001 г. постоянными партнерами «Форума» были УВКБ ООН и MOM. При их финансовой поддержке было проведено несколько общероссийских переселенческих конференций в Москве, объединительных конференций переселенцев в регионах России (Тверь, Владимир, Екатеринбург, Липецк, Орел, Ставрополь, Белгород и др.). Организованы кампании «Переселенцы — не обуза, а благо для принимающего региона» (Смоленск), «Регулирование миграционных процессов в приграничных регионах» (Оренбург), «круглые столы»: «Как обустроить освобождающиеся военные городки силами переселенцев» (Калининград), «Как эффективнее помочь вынужденным переселенцам из Чечни» (Краснодар), семинары по стратегическому планированию, фандрайзингу, созданию коалиций для отстаивания общих интересов, информационному обеспечению переселенческих НПО, хозяйственной деятельности общественных организаций, предпринимательству и созданию бизнес-инкубаторов (совместно с Министерством по антимонопольной политике РФ. Сейчас Федеральная антимонопольная служба РФ - ФАС РФ).
|
Реализуются коммуникационные проекты «Создание информационной сети «Форума» (1997—1998 гг., фонд Сороса), Интернет-проект (1999 г., фонд «Евразия»), «Привлечение внимания региональных СМИ к проблеме миграции» (1999 г., совместное финансирование УВКБ ООН и фонда Сороса), создание Информационного агентства «Миграция» (ИАМ) (2001 г., совместное финансирование фонда Сороса и посольства Канады). В 2002 г. по инициативе «Форума» был созван Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. В оргкомитет съезда вошли такие организации, как «Мемориал», Московская Хельсинская группа, Центр развития демократии и прав человека и др. Спонсорами съезда стали посольства Швейцарии и Королевства Нидерландов (программа «Марта»), MOM и депутатские фракции — «Яблоко» и Союз правых сил. В съезде участвовали 500 делегатов. Среди них — министры, депутаты, ответственные сотрудники Администрации Президента РФ и Правительства РФ. Главный результат съезда — создание Правительственной комиссии по миграционной политике, членом которой стала председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций» Л. Графова.
|
В Екатеринбурге «Форум» организовал конкурсы для региональных СМИ на самую лучшую публикацию о мигрантах. В 2005 г. совместно с Союзом журналистов России прошел конкурс для журналистов из регионов «Право на Родину». Проводились миротворческие акции, например в 2002 и 2003 гг. «Рейс Мира».
«Форум» участвует и в подготовке законодательных инициатив. В августе 2003 г. им были подготовлены проекты федеральных законов «О репатриации в Российскую Федерацию» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Эти проекты с пояснительными записками направлены на правовую экспертизу в Администрацию Президента РФ. В августе—ноябре 2003 г., феврале 2004 г. «Форум» направил свои предложения об изменении законодательства в сфере правового положения иностранных граждан, трудовой миграции, приобретения российского гражданства и регистрации в Совет Федерации, Государственную Думу РФ, ФМС МВД России и другие органы власти. В 2005 и 2006 гг. представители «Форума» принимали участие в работе комиссии по подготовке концепции и проектов программ и нормативных актов по миграционной политике, в частности Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Возникает необходимость помощи людям, ставшим жертвами работорговцев. Например, некоммерческая организация «Ангел», финансируемая из-за рубежа, осуществляет поиск пострадавших от торговли людьми, содействует их репатриации, оказывает психологическую и юридическую помощь, проводит медицинскую и социальную реабилитацию. Она организовала бесплатную русскоязычную «горячую линию», круглосуточно помогающую пострадавшим получить срочную информацию, которая способна помочь им вырваться из критической ситуации, где бы они не находились. За 3 года специалисты провели беседы с 5 тыс. обратившихся к ним мигрантов и их родственниками.
Организация «Ангел» участвует в создании социальных приютов, где оказывается реабилитационная помощь пострадавшим. В 2003 г. такие приюты открылись в Казани, Петрозаводске, Мурманске, два в Санкт-Петербурге (один для девочек-подростков, другой для женщин). С мая 2004 г. начали действовать приюты в Иркутске, Челябинске, Ярославле, Нижнем Новгороде. По итогам слушаний в Мосгордуме, решено обратиться к Правительству Москвы с предложением создать в столице специализированный антикризисный центр для помощи пострадавшим. Специалистов по работе с ними и необходимое оборудование готова предоставить организация «Ангел». Предложено также расширить социальную рекламу в метрополитене, на остановках общественного транспорта для информации москвичей и гостей столицы, самих пострадавших об этой проблеме и возможных путях ее решения. Координировать эту деятельность должна специально созданная рабочая группа из сотрудников органов здравоохранения, социальной защиты и правопорядка, представителей законодательной и исполнительной властей[142].
Социальная работа с такими категориями мигрантов важна по нескольким причинам. Помимо универсальной гуманитарно-правовой причины (уважение достоинства, защита прав человека) следует учесть, что среди мигрантов оказались и наши соотечественники, переехавшие в Россию еще в 1990-х гг., но не получившие возможности нормально легализоваться. Необходимо думать и о том, какой имидж России складывается в странах СНГ, потому что мигранты из этих стран могут переориентироваться на рынки труда в других государствах. Наконец, возникает и обратный эффект: русские (и русскоязычные вообще), живущие в других постсоветских государствах, из-за этого бесправия мигрантов в России также будут попадать чаще в ситуации нарушения прав человека. Бесчеловечное отношение, ксенофобия как «бумеранг» будет ударять по «своим».