Глава II. Советская культура 1960- середина 1970-х г.г.




2.1. Экономика

Экономические реформы начали с сельского хозяйства. После смерти Сталина именно оно оказалось в самом плачевном состоянии. С крестьян сняли путы сталинского “крепостного права”. Колхозники могли получить паспорта, стали вводить пенсии, ежемесячно выдавать аванс (раньше деньги платили раз в год). Затем, последовал указ повсеместно сеять кукурузу, выкупать поношенную дорогостоящую технику, для того, чтобы в короткие сроки “догнать и перегнать” Америку по производству мяса и молока. Сельское хозяйство окончательно разорили.

Хрущев провозгласил крупные социальные программы. люди из полуподвальных помещений и коммуналок переселялись в отдельные квартиры, “хрущевки”. Никогда, ни до, ни после в СССР не было таких темпов строительства жилья. Это несколько снизило остроту жилищной проблемы, но отнюдь не решило ее.

Полным провалом обернулась реформа управления – создание территориальных министерств (совнархозов), разделение райкомов и обкомов партии на промышленные и сельскохозяйственные. Увеличился бюрократический аппарат, система управления стала “не управляемой”.

Политические реформы так же оказались половинчатыми. Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности на ХХ съезде. Справедливым считалось, продолжать гонения на церковь. В общественном сознании центральное место занимает идея обновления общества.

Началось уничтожение храмов, могил, картин, икон, старинных книг. В стране во всех слоях общества нарастают оппозиционные настроения. Протест против сложившейся системы высказала (порой неосознанно), молодежь. Появились стиляги, “твист”, джаз, узкие или, наоборот, широкие брюки, необычные прически.

2.2. Образование, наука

По всей стране, быстрыми темпами возводились новые общеобразовательные учреждения, открывались высшие учебные заведения. Вместо существовавшей семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей или сельской молодежи (без отрыва от производства), либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу (с производственным обучением), либо техникумы, работающие на базе восьмилетки.

Были введены новые учебные предметы: труд, практические занятия в мастерских и т. п. Учебные заведения, по-прежнему оставались центрами коммунистического воспитания, с едиными учебниками и программами. В.А. Сухомлинский предложил сделать акцент на развитии творческих способностей учащихся, изменить методику обучения и воспитания.

В науке, быстро стала расти сеть научно-исследовательских институтов, открывались крупные лаборатории, обсерватории. Серьезное внимание уделялось изучению природных богатств земли. На востоке страны были открыты новые алмазные месторождения, богатые залежи каменного угля, железных руд, молибдена, титана. Впервые в истории СССР в широких масштабах развернулись исследовательские работы в Антарктиде.

Развивается кибернетика. Особая роль отводилась химии. Развитие химии повлекло за собой расширение добычи нефти и газа.

Важные открытия были сделаны в медицине. Академик Петровский впервые в 1965 году начал серию пересадок почек от живых доноров-родственников.

А.Н. Туполев сконструировал первый в мире реактивный пассажирский лайнер “ТУ – 104”. 4 октября 1957 г. с помощью ракеты, созданной под руководством Королева, был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. 2 апреля 1961 г. выведен на орбиту первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилот-космонавт майор Ю.А. Гагарин открыл новую эру непосредственного освоения космоса человеком. В 1963 г. космический корабль “Восток – 6” пилотировала первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова.

27 июня 1954 г. в городе Обнинске, под Москвой, была запущена первая в мире атомная станция (проект возглавил Д.И. Блохинцев). В августе 1956 г. на Ленинградской верфи был заложен атомный ледокол “Ленин”, а в декабре 1957 г. его уже спустили на воду.

 

 

2.3. Литература и искусство

В период “оттепели” в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй – появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.

В рамках социалистического реализма выходят в свет идеологические романы В. Кочетова “Молодость с нами”, “Секретарь обкома”, пьесы А. Корнейчука и А. Софронова, стихи и поэмы Н. Грибачева, С. Смирнова, В.Д. Дудинцева “Не хлебом единым”.

В годы “оттепели” впервые прозвучала правда о русской деревни. Г. Троепольский в цикле “Из записок агронома”, В. Овечкин в “Районных буднях” показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме “За далью даль” впервые говорит о культе личности Сталина.

М. Шолохов (“Судьба человека”), Ю. Бондарев (“Батальоны просят огня”, “Последние залпы”), Г.Бакланов (“Девять дней”, “Южнее главного удара”, “Пять земли”), В. Астафьев (“Звездопад”), В. Быков (“Третья ракета”, “Фронтовая страница”) попытались сказать и правду о войне. Здесь впервые прозвучала тема ответственности за человека.

Полной свободы не было, доказательство тому, что запретили публикацию “Доктора Живаго” Б. Пастернака, а когда роман вышел за границей и был удостоен Нобелевской премии, началась открытая травля автора. Его заставили отказаться от премии, исключили из Союза писателей. В 1959 – 1961 гг. появляются первые “самиздатские” журналы “Синтаксис” и “Феникс”.

Кинофильмов выпускалось слишком мало, и они не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 художественных лент. С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах) фильмы “Тихий Дон” С. Герасимова, “Судьба человека” С. Бондарчука, “Летят журавли" М. Калатозова, трилогию “Хождение по мукам” Г. Рошаль, “Сережа” Г. Данелии и И.Таланкина, “Сорок первый", “Баллада о солдате” и “Чистое небо” Г. Чухрая, “Девять дней одного года” М. Ромма.

В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы “Крылья”, “Над Днепром” А. Корнейчука, “Иркутская история”, “Город на заре” А. Арбузова, “Все остается людям” С. Алешина. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.

Студию молодых актеров организовал О. Ефремов. На ее основе рождается театр “Современник”. Здесь была поставлена пьеса “Два цвета” драматургов А. Зака и И. Кузнецова. Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. Во всех жанрах музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян). Появились оперы Д. Кабалевского “Семья Тараса”, С. Прокофьева “Повесть о настоящем человеке”. Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танцы, встречи мастеров искусств союзных республик.

2.4. Живопись и скульптура

При первых намеках на свободу, художники отбрасывают иллюстративность и помпезность. В изобразительном искусстве складывается “суровый стиль”. Появляются сдержанные формы. На первый план выходят эмоциональный строй картины, авторская позиция, психологические характеристики героев (Н. Андронов “Плотогоны”, В. Попков “Строители Братской ГЭС”, братья Смолины “Полярники”, “Стачка”). Все чаще художники обращаются к таким темам – дом, семья, любовь.

В станковой скульптуре акцентируется внимание к человеку, к его неповторимой индивидуальности, богатому духовному миру нашло свое выражение в образах таких известных скульпторов, как И. Слоним, В. Буякин, Д. Шаховский, В. Клыков.

В монументалистике предпочтение стали отдавать предпочтение не пластике, а архитектурным формам. Одно из наиболее оригинальных сооружений – монумент в честь освоения космоса (установлен на Проспекте Мира в Москве). По замыслу скульптора А.П. Файдыша, архитекторов М. Барща и А. Колчина в этом величественном сооружении использован “металл будущего”, шлейф и ракеты монумента облицованы титаном. В стилобате, под монументом был организован Мемориальный музей космонавтики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: