Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
· осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
· выражать речь в устной и письменной форме;
· проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
· задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объём занятий – 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п\п | Название модуля | Общее количество часов |
Понимаем наш город | ||
1.1 | Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе | |
1.2 | Викторина «Как живёшь ты отчий дом?» | |
1.3 | Устный журнал «История нашего города» | |
1.4 | Беседа «Что мы видим в родном городе?» | |
1.5 | Беседа «Что мы слышим о родном городе?» | |
1.6 | Беседа «Запахи и ароматы родного города» | |
Живём в нашем городе | ||
2.1 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | |
2.2 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города»: пешая экскурсия (в рамках проекта «Я и мой город», музей) | |
2.3 | Старинные названия улиц города Кургана. | |
2.4 | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. | |
2.5 | Мой микрорайон. | |
2.6 | Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом юными горожанами» | |
2.7 | Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношение между группами молодёжи в нашем городе» | |
Развиваем наш город | ||
3.1 | Конкурс авторских рисунков «Проблемы нашего города: взгляд молодых» | |
3.2 | Проблемно – ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения» | |
3.3 | Дискуссия «Наши инициативы по развитию города» | |
Всего |
Содержание деятельности
|
Модуль 1. Понимаем наш город (8 ч)
1.1. Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. (1 ч) Подбор педагогом одного или нескольких документальных фильмов о городе. Подготовка вопросов к фильму. Проработка возможных сценариев развития беседы. Организация просмотра и обсуждения фильма.
1.2. Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?» (1 ч) Подготовка педагогом перечня вопросов о жизни города, его прошлом и настоящем. Проведение викторины с учащимися. Награждение победителей. Обсуждение с учащимися итогов викторины.
1.3. Устный журнал «История нашего города». (2 ч) Разделение школьников на три группы «Исторические события в нашем городе», «Памятные места нашего города», «Люди и судьбы». Подготовка каждой группой сообщений для устного журнала. Представление каждого тематического раздела устного журнала на общее рассмотрение.
|
1.4. Беседа «Что мы видим в родном городе» (2 ч) Обсуждаемые темы: городская архитектура, скульптура, организация пространства, ландшафтный дизайн, визуальное зонирование городской среды, культурные ниши (музеи, выставочные залы, концертные площадки), безопасность жизни в городе и т. д.
1.5. Беседа «Что мы слышим в родном городе?» (1 ч) Обсуждаемые темы: транспортные потоки, производственные и досуговые зоны в городе, стиль повседневного общения горожан, горячо волнующие их вопросы, отзывы гостей города, комфортность пребывания в городской среде, ночной покой горожан и т. д.
1.6. Беседа «Запахи и ароматы родного города». (1 ч) Обсуждаемые темы: автотранспорт и загазованность, промышленные выбросы, зелёные островки города, уборка мусора в городе, места с уникальным, очаровывающим ароматом, городские клумбы и т. д.
Модуль 2. Живём в нашем городе (17 ч)
2.1. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.
Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».
2.2. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».
Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город» (городской краеведческий музей).
2.3. Старинные названия улиц города Кургана (3часа).
Теория: беседа о старинных и современных названиях улиц.
Практика: рассматривание современной карты города Кургана, нахождение улиц на карте.
2.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (3 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).
2.5. Мой микрорайон (2 часа).
Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.
Практика: индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».
2.6. Дебаты «Доступность и востребованности культурного досуга и занятий спортом юными горожанами». (2 ч) Разделение участников дебатов на три группы: 1) группа «да», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом вполне доступны и востребованы юными жителями города; 2) группа «нет», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом не вполне доступны и востребованы юными жителями города; 3) группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп и выносящая решение о доказательности и убедительности представленных мнений. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление спикера первой группы. Вопросы к нему от участников второй группы и экспертов. Критика аргументов первой группы участниками второй группы. Возражения от участников первой группы. Выступление спикера второй группы. Вопросы к нему от участников первой группы и экспертов. Критика аргументов второй группы участниками первой группы. Возражения участников второй группы. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.
2.7. Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в городе». (2 ч) Выбор группой темы (или тем) обсуждения (возможные варианты: субкультурные разногласия, расслоение молодёжи по уровням обеспеченности и образованности, территориальные конфликты и т. п.). Проблематизация. Проявление позиций и выход в позиционное общение. Итоговая групповая рефлексия.