(Извлечение)
Надо докопаться до причин мятежа. Если бы я спросил деревенского бедняка, что, по его мнению, было причиной мятежа, я заранее знаю его ответ. Он сказал бы: «Это крупные фермеры, скотоводы, богатые мясники, законники, купцы, джентльмены, рыцари, лорды, уж я не знаю еще кто, - люди, которым нет названия, ибо они трутни во всем, что приносит хоть какую-нибудь выгоду. Люди без совести, забывшие страх божий, живущие так, как будто нет бога! Люди, желающие захватить все в свои руки, люди, которые ничего не хотят оставить другим, люди, которые хотели бы жить одни на земле, люди, которые никогда ничем не удовлетворятся. Жадные и ненасытные обжоры, которые хотели бы пожрать мужчин, женщин и детей, - вот кто является причиной мятежа! Они захватывают наши дома, скупают нашу земли, поднимают нашу арендную плату, несправедливо взимают большие взносы и огораживают наши общинные земли. Ни обычай, ни закон или статут не могут удержать их от того, чтобы не угнетать нас до такой степени, что мы не знаем куда деваться, чтобы жить. Поэтому нужда заставляет нас подняться против них. В деревне мы не можем жить иначе, как их рабами, и должны работать до тех пор, пока наши сердца не разорвутся и они потом воспользуются всем. А если мы пойдем в город, то и там нет для нас надежды, ибо мы слышали, что эти ненасытные звери захватили все в свои руки. Одни купили, другие арендовали целые ряды домов, доходы с недвижимости, целые переулки, даже целые улицы, так что они взимают плату в 2, 3 и даже 4 раза больше, чем она была за последние 12 лет. Да нет даже самой маленькой усадьбы, свободной от них. Поэтому нет других средств, как только с боя уничтожить все это, иначе нас обратят в такое же рабство, в каком находятся и французы. Эти ленивые утробы хотят пожрать все, что мы добываем тяжелым трудом в молодые годы, а когда мы станем стары и немощны, они выгонят нас просить и вымаливать милостыню, а они не дадут нам даже крох, падающих с их стола. Вот каково их сострадание к нам! Лучше поэтому было бы умереть нам, как мужчинам, чем после жалкой жизни в молодости умереть еще более жалким образом в старости..!
|
Теперь, если бы я спросил этих ненасытных обжор, что, по их мнению, было причиной мятежа, они ответили бы мне: «Мошенники-крестьяне слишком богаты, они бесятся с жиру. Они не знают, чего им нужно, забывают всякое повиновение, презирают законы, не хотят иметь господ и желают сделать всех людей подобными себе, а все вещи общим достоянием! Они не хотят нас признавать господами того, что нам же принадлежит! Хотят указывать нам, какую ренту нам брать за наши земли! Мы не можем воспользоваться своей собственностью как можно лучше! Шутники! Они хотят снести наши парки, а наши пастбища сделать открытыми! Они хотят захватить закон в свои руки! Они хотят разыгрывать королей! Они хотят принудить короля исполнить их требования! Но если им понравилось, как их угостили завтраком прошлым летом, то пусть они попробуют еще раз. Их как следует призвали к ответу и призовут еще лучше, если они не успокоятся. Мы им покажем, что для них лучше. А так как они хотят сделать все общим достоянием, то мы им ничего не оставим, а если они хоть раз попробуют возмутиться или поднять мятеж, то мы повесим их на их же собственных косяках! Допустим ли мы, чтобы вилланы осуждали наши поступки? Нет, мы будем господами своего имущества и будем пользоваться им, как нам заблагорассудится!»… О, добрые господа, что мне вам сказать? Вы, для которых нет имени, у кого так много дел и занятий, что даже нельзя подобрать вам подходящего имени! Вы неблагодарные джентльмены! Вы, скряги, трусы, слушайте! Позвольте мне ответить за бедных дураков, над которыми вы так торжествуете. Прошу вас об одном: не подумайте, что я хочу потворствовать их злодеяниям; Бог свидетель, я так же ненавижу их преступления, как и ваши.
|
Ваши поступки показали, что у вас нет ни повиновения своему государю и его законам, ни любви к своей родине…
За ваше непомерное угнетение [народа] вы не только не будете господами, но и не будете владеть своим имуществом за то, что позволили себе жить трудом своих держателей…
Комментарии к документам.
Огораживания – насильственный сгон крестьян с земель, явились важнейшим проявлением первоначального накопления в Англии.
Процесс огораживаний, начавшийся в конце XV века, серьезно изменил социально-экономический облик страны и предопределил ее дальнейшее успешное развитие по буржуазному пути на протяжении почти трех столетий.
Представленные в разделе документы характеризуют изменения в положении крестьянства под влиянием вторжения в деревню буржуазных отношений, направленность государственной политики, реакцию крестьянства на кардинальные перемены, проявляемую как в многочисленных жалобах на незаконные огораживания, так и восстаниях, ярчайшим примером которых является восстание в Норфолке под предводительством Роберта Кета.
|
Представленные отрывки из протоколов правительственных комиссий (1517 – 1518 гг.) по расследованию огораживаний дают представление как о составе огораживателей, последствиях этого процесса, так и направленности правительственной политики.
Методы сгона крестьян с земли также можно изучить на примере жалобы копигольдеров манора Эккльсден в графстве Сессекс на огораживания, выселения и притеснения, поданной королю Генриху VIII в 40-х годах XVI в.
Дать оценку правительственным мерам позволит анализ законодательства Тюдоров против огораживаний, регулярно пополнявшегося с 1489 года (Акт 1489 г. против разрушения деревень).
При анализе представленных документов следует обратить внимание на время их появления и соотнести приводимые факты с содержанием законов против огораживаний, что позволит правильно оценить законодательство Тюдоров по данной проблеме, ответить на вопрос – почему правительственные меры так и не обеспечили реальную защиту крестьянских хозяйств от огораживаний.
Важный материал для понимания направленности правительственной политики конца XV – XVI вв. дает так называемое «кровавое законодательство», направленное против бродяг и нищих: статут 1549 г. «О наказаниях за незаконные собрания и восстания королевских подданных», статуты о бродягах 1531 и 1547 гг.
Анализ «кровавого законодательства» Тюдоров, жалоб копигольдеров против огораживаний, даст представление о причинах крупнейшего крестьянского восстания в Норфолке 1549г.
Сами же требования восставших представлены в Маусхолдской и Уиндемской программах, которые особенно важно изучить в сравнении. Данные программы позволяют судить не только об отношении крестьян к огораживаниям, земельному вопросу, но и церковным делам, о том какими методами восставшие предполагали улучшить положение основного населения Англии. Кроме того, сравнение программ даст представление о двух течениях в крестьянском движении, отличавшихся в представлении о целях и методах борьбы.
Извлечение из памфлета представителя пуританской оппозиции середины XVI века, известного публициста Роберта Кроули (1516 – 1588 гг.) «Путь к богатству», дает представление об отношении дворянского направления общественной мысли к крестьянскому движению в целом.