Философ, социолог, правовед




Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - приват-доцент, с 1903 - экстраординарный, с 1904 - ординарный профессор Московского университета. Преподавал также на Высших женских курсах. В 1897 защитил магистерскую ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба"), в 1902 - докторскую ("Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве") диссертации. После увольнения по политическим мотивам из Московского университета - ректор Московского высшего коммерческого института (1906-1918). Среди его учеников: И. Ильин, Вышеславцев, Флоровский, Н.Н. Алексеев и др. Основатель "идеалистической школы права" ( школы "возрожденного естественного права"). Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918). С 1905 - член партии кадетов, с 1917 - в составе ее ЦК, в 1906 избран депутатом I Государственной думы.

В годы гражданской войны читал лекции в Таврическом университете (Симферополь). В 1920 эмигрировал в Берлин, с 1921 - в Праге, где основал Русский юридический факультет в Пражском университете и возглавлял его до своей смерти, основал и был первым председателем Религиозно-философского общества им. В. Соловьева в Праге. Основные работы: трехтомник "Введение в философию права", из которого был издан первый том "Кризис современного правосознания" (1909), первая часть труда "Об общественном идеале" (1917); "Политические идеалы древнего и нового мира" (в двух выпусках, 1910, 1913); "Лекции по истории философии права. Учения нового времени 16-18 и 19 веков" (1912) и др. Н. исходил в своих научных построениях из критики концепций, постулирующих объективную реальность независимо от познающего сознания и игнорирующих автономность личности, обладающей разумным нравственным началом.

Наличие идеи должного (морального закона), по Н., - факт чистого сознания, безусловно достоверный сам по себе, независимый от исторической необходимости и эмпирической данности. Нравственная идея императивна в качестве идеала и имеет абсолютную ценность. В социокультурной практике императивная нравственная идея приобретает форму естественного права, задающего идеальные нормы культуры с меняющимися конкретно-социальными содержаниями. Это предполагает признание самостоятельности этического начала. Историческая и социологическая причинность не способна объяснить необходимость идеи долга и перманентной критической оценки мира повседневности с позиции должного. Естественное право раскрывается в идее моральной личности, которая выступает идеалом и целью самой себя. Самоопределяющаяся личность, по Н., является исходным пунктом общественной реальности, что предполагает бесконечное нравственное совершенствование личности, которое не может быть полностью реализовано в настоящем.

Личность как носитель идеала, права изначально оппозиционна государству, закону (в силу постоянства разрыва между идеалом и действительностью). С другой стороны, они всегда связаны между собой. Логика идеала задает разумную дистанцию личности и общества, но предполагает и встречу субъективного сознания с объективностью социальной реальности. Т.обр., сама природа личности двойственна: она стремится к абсолютной свободе, будучи при этом ориентированной одновременно на жизнь в социуме, на равенство и солидарность автономных индивидов. Точно так же и социальный универсум предполагает - наряду со своим реальным измерением (социокультурные формы) - измерение идеальное (нравственное сознание), предполагающее бесконечность своих воплощений в реальности. Соответственно и культура несет в себе как уравнительно-нивелирующую, так и освободительно-индивидуализирующую составляющие.

Любые формы одностороннего рационализма порождают различные формы социального утопизма (социализм, анархизм) и вызывают кризис ценностей демократии, так как провозглашаемое формальное право свободы не дополняется, считает Н., правом на обеспечение достойного существования.

Начало 20 в. со всей очевидностью показало как несостоятельность сциентистских претензий позитивистски ориентированной науки на переустройство общественной жизни, так и неспособность правового государства воплотить идеальную мечту верховенства права. Господствовавшее в его время позитивное право Н. называл "философией легального деспотизма", но и либеральный индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение. Все это приводит, по мысли Н., к глобальному кризису правосознания. Наука отличается точностью своих заключений, но только этика (или мораль) характеризуется бесконечностью своих перспектив.

Гармония свободы и равенства оказывается, т.обр., императивом нравственного действия, а не планом реальной социальной практики. Эта критическая тема особенно усиливается в последний период творчества Н., характеризующийся его поворотом к религиозной проблематике. Западное христианство, апеллирующее к принципу индивидуализма, по Н., испытывает глубокий кризис, перестает выполнять функцию всепроникающего нравственного общения. Религия утрачивает смысл, человеческая душа опустошается, в ней разрушаются вечные связи и вековые святыни. Кризис безрелигиозного Запада преодолим на принципах вселенской солидарности, присутствующих в православии и теоретически обоснованных B.C. Соловьевым и его последователями. Религия становится для Н. абсолютно ценным содержанием жизни, единственным путем преодоления идей (и практик) утопизма и индивидуализма: автономная мораль должна быть заменена, по Н., теономной моралью, а демократия - агиократией, властью святынь.

В.Л. Абушенко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

В революции 1917-го

Новгородцев Павел Иванович (28 февр. 1866, Бахмут Екатеринославской губ.,- 23 апр. 1924, Прага). Род.в семье харьковского 2-й гильдии купца. Окончил в 1884 с золотой медалью Екатеринослав. гимназию и юрид. ф-т Моск. ун-та (1888) и был оставлен для приготовления к проф. званию по кафедре философии и права. Более 4 лет с перерывами слушал лекции в Берлине и Париже. С 1896 приват-доцент Моск. ун-та. В 1897 защитил диссертацию на степень магистра, в 1902 - на степень доктора гос. права. В 1902 составитель и участник сб. "Проблемы идеализма". В 1903 ординарный проф. Моск. ун-та. С 1904 член Совета "Союза Освобождения", чл.-учредитель кадетской партии, кооптирован в состав ЦК в 1906. Дел. 1-й Гос. Думы (от Екатеринослав. губ.). Подписал Выборгское воззвание, призывавшее к гражд. неповиновению, осужден на 3 мес. тюрьмы, лишён права занимать должности в обществ.орг-циях. Избран директором Моск. высш. коммерч. курсов (с 1907 - Коммерч. ин-т), проф. этого ин-та. В годы 1-й мир.войны тов. пред. Экон. совета при Гл. к-те Всерос. союза городов. Принадлежал к правому крылу кадетской партии. Сторонник монархии.

Вокруг Новгородцева как учёного и его идей сложилась школа философии права и социальных философов; его учениками были И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и др.; идеи Новгородцева разрабатывались С.Л. Франком и др. Гл. труд Новгродцева - первый том задуманной им трилогии "Об обществ, идеале" (М. 1917)- посвящен анализу идей К. Маркса и его последователей; Новгородцев доказывал наличие в марксизме двух абсолютно несовместимых комплексов идей - основанного на науч. анализе эволюц. учения об об-ве и псевдорелиг, рев.учения.

После Февр. рев-ции 1917, к-рую Новгородцев встретил с тревогой, на 8-м съезде партии (май) вновь избран чл. ЦК. Поддержал П.Н. Милюкова в том, что единств, "путь отрезвления - физич. сила"; выражал надежду, что к осознанию этого придут и министры-социалисты: "они быстро учатся", начинают "понимать элементарные истины". Предлагал припугнуть социалистов уходом кадетов из пр-ва (Думова-2, с. 173). В июле настаивал на твёрдости и неуступчивости по отношению к социалистам, пользуясь готовностью А.Ф. Керенского принять любые условия Партии Нар. Свободы. На 9-м съезде партии (июль) заявил, что кадеты никогда не вступят в кабинет, проводящий соц. курс: по его словам, будущее России зависит от того, удастся ли "сдержать" социалистов и создать пр-во, основанное на "подлинно нац. программе" (там же, с. 183). В авг. на заседании кадетского ЦК заявил: 'Воевать с врагом нельзя, не уничтожив Советов РД. Страна ждет власти и порядка. Надо покончить с большевистской революцией! Тут предлагалось ждать и попробовать коалиции. Но нельзя, нельзя больше длить теперешнее гнилое положение. Всё равно - дело идёт на разрыв!" (Думова-З, с. 234).

Вспоминая о настроениях Новгородцева в период между двумя рев-циями, ИА Ильин писал: "В эти тягостные постыдные месяцы 17-го года он был весь - зоркость, тревога, отвращение. Он один из первых понял обречённость этого безмолвия, этой сентиментальности.этого сочетания интернац. авантюризма с ист. мечтательностью... Он понимал всю радикальность необходимых средств..." (см.: Соболев А.В., На путях к правовому гос-ву.П.И. Новгородцев, "Новый мир", 1991, N 12,,с. 205).

После Окт. рев-ции избран по списку кадетов в Учред. Собр. (от Москвы). 15 нояб. на заседании моек. Гор.думы выступил за то, чтобы Врем. пр-во просуществовало до Учред. Собр., "конечно, не для великих задач спасения родины, но для исполнения текущих дел, к-рые на нём лежат, и для борьбы с незаконной властью"- "только дотянуть страну до Учред. Собр." (Мельгунов С., Как большевики захватили власть, Париж, 1984, с. 267). 28 нояб- в день, назначенный Врем. пр-вом для открытия Учред. Собр., участник антибольшевист. демонстрации, затем тов. пред.частного совещания членов Учред. Собр., на к-ром вместе с Ф.И. Родичевым предложил считать арест членов Собр. "преступным посягательством на Учред. Собр." ("Рев-ция 1917", т. 6, с. 225). В дек. на 3-м Моск. обл. съезде кадетов сделал доклад по тактич. вопросам. Один из авторов подготовленного в Москве филос.-публицистич. сб. "Из глубины" (М-П., 1918; был запрещен; издан в СССР в 1991), явившегося прямым преемником сб. "Вехи". Активный деятель "Правого центра", организованного на базе Совета обществ, деятелей, Торг.-Пром. союза, кадетской партии, Всерос. союза зем. собственников и монархич. групп. Возглавлял весной - летом 1918 моек.кадетскую орг-цию. 21 июня кадеты вышли из "Правого центра". Один из руководителей "Нац. центра".

В окт. 1918 уехал на Юг. Сотрудничал с А.И. Деникиным со 2-й пол. 1919, оставался в Крыму при П.Н. Врангеле. В июне 1920 писал из Крыма за границу Н.И. Астрову, что кадеты "вместе с Деникиным неумолимым ист. роком выброшены из полит, борьбы" и он не видит условий, при к-рых они "могут вернуться в ближайшем будущем к активной полит, роли". Эта роль, отмечал он, по праву принадлежит теперь бюрократам старой закалки, и вот почему: "Большевики победили кадетов своим умением властвовать... и способностью осуществлять свои мысли. Этот дар власти... они взяли из той школы суровой парт.дисциплины... к-рую они все прошли и к-рая подобрала у них особый отбор людей с особым закалом воли... И естественно, что... на смену кадетам должны были придти люди, выросшие также в атмосфере служебной дисциплины, гос. служения, практич. дела" (Думова-1, с. 340).

После разгрома Врангеля (1920)- в эмиграции. В 1922 один из инициаторов создания и руководитель Русского юридического института (факультета) в Праге.

Использованы материалы статьи M.E. Голостенов в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.

Далее читайте:

Новгородцев П.И. Введение в философию права (Статья А.В. Соболева о главном произведении П. И. Новгородцева)

Депутаты Государственной Думы в 1905-1917 гг. (биографический указатель).

Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА IV. Либерализм в России. Первая Государственная Дума.

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Члены Учредительного собрания. (биографический указатель).

Сочинения

Кризис совр. правосознания, М. 1909.

Полит, идеалы древнего и нового мира, в. 1-2, М. 1910-1913.

Об общественном идеале, в. 1, Берлин, 1921.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: