Дешифровка иероглифического письма майя.




Историография истории Древнего Ирана.

До расшифровки древнеперсидской клинописи не было возможности проверить данные из Библии и античных авторов. На расшифровку потратили более 2х столетий. Триумф ½ 19 в. Параллельные переводы надписей персидских царей à +ассиро-вавилонская клинопись à куча источников.

На территории Иранского нагорья в разные периоды времени находилось несколько кр. гос. образований. Сначала Др. Элам (совр. Курдистан), один из очагов др. цив-ии. В 549 г. до н.э. был завоеван Персами, попал в Ахеменидскую державу. Пользовались в том числе эламским языком. История Элама скудно освещена источниками. Античные авторы практич. не упоминают об истории Элама, видимо, они о нем почти не знали. Библия – кн. пророка Даниила.

Источники: надписи Эламских царей. Вавилонские и ассирийские тексты.

В связи со всем этим ученые поздно занялись историей Элама. В осн. изучают соц-эк, кул-ру и полит. истории. Крамер, М. Столпер, В. Хинц, Юсифов, Керамье.
Письменность: Кёниг, М. Стееф, М. Столпер.

На смену госп-ва Эламитов пришла власть Мидийцев. (70е гг 7 в – сер. 6 в.). Вопрос о времени и путях проникновения мидийцев и вслед за ними персов. Хинц, Стронах, И. Алиев, И.М.Дьяконов, Грантовский. «Ранняя история иранских племен на бл. Азии» Грантовского.

Э. Мейер, Камерон, Дьяконов, Алиев: иранские плем. вторглись на терр. иран. плато из Ср. Азии. Древнее местное нас-ие касситского и кутийского происх-ия. Сейчас: ир. пл. направились из южнорус. степей и через Кавказ.
К 9 в. до н.э. ир. пл. утвердились на плато. Др. население еще продолжало играть рояли. В Мид. царстве преобладал иранский этнический компонент.

Культура Мидийцев: изучена в трудах Луконина, «Искусство древнего Ирана». Гиршман, ванн дер Берге, Скроне.

История Мидия тоже скудно освещена в ант. текстах (Геродот). 2 т.зр. – либо империя, либо мелочь. Скорее первое.

Держава Ахеменидов (к.7 – в подч-ии у МИД. царей). В нач.5 в. племена под гл. Кира 2 восстали против Мидии и захватили её. 546 – прихватили Лидию, подчинили по-тихоньку Иран и Ср. Азию. Потом Месопотамия,

Из 200 древнеперсидских надписей только одна сч-ся подлинным ист. источником – Бехистунская надпись. Типичная царская надпись. + Авестийская литература; В. и Н. Завет; труды греч. авторов. Геродот. Г. относится к персам объективно. Вопрос о надежности этих сведений. Ктесий Книдский его критиковал. 19 в. – Стейс назвал Г. отцом лжи.
Ксенофонт – Киропедия, Элленика, Анабасис.

Опред. интерес наблюдался еще в эпоху Возрождения. Изображали Кира беспринципным негодяем.

Англия 18 в. – история Персии. У. Мидфорт.

Путешественники: Д. Барбаро (18 в.) посетил Персию. 1718 г. – команда испанцев. 1721 – де ла Валле снял копии знаков со скалы. 1724 г. – Жан Шарден вывез в Европу копию надписи. Потом Нибур

1802 г. – Гротефенд предложил свою расшифровку древнеперс. клинописи. Х. Лассен, Бьюдуф, Роуленсон пытались разгадать. Последний впервые полностью скопировал Бехист. надпись.

Раскопки Пасаргад. Священный город Ахеменидов.
Персеполь. Греч. передача местного топонима «Парса». Один из наиб. изученных др. городов. Чиканский унив-т (Херцельдт). Трехтомное издание, подгот. Шмидтом.
Сузы. С 1884 г. и- Марсель де Лафуа – фр. археол. миссия. Статуят Дария 1. Археолог. отчеты фр. школы.

Ханадан. Сатрапские центры во Фригии.

Это была лоскутная империя. Всякие дикие сако-массагеты. Различные правовые системы. Кардашира: Торговый дом Мурашу в Ниппуре. При Ахем. вав. право достигло своего рассвета.

Проблема курташи. В общем, это зависимые, полусвободные, не облад. полным статусом ахем. гражданина.

Абаев. Нет монографий, но крутые статьи. Кент. Вейзбах.

Дандамаев: «Иран при первых Ахеменидах».

Кембриджская история Ирана. М.М. Дьяконов, Фрай, Д. Кук «Персидская империя». 3-5тт. «История древностией» Мейера.

11 тт. «Ахеменидской истории».

Вопрос о религиозной принадлжености Ахеменидов. Дьяконов: надр различать изнач. зороастризм и догматическую религию Сасанидов.

Средняя Азия.

5 истор.-культ. областей: Бактрия (ср. теч.р. Амударьи), Хорезм (ниж. теч. р. Амударьи), Согд/Согдиана, Маргина/др. Мерв, Парфиена (подгор. полоса юга Туркменистана).

Направления историографии:

1) Описательное изложение полит. событий. Хрон. рамки: 1738 г. – 20е гг. XX в. В 20х гг. стал широко поступать массовый археол. материал.

Узкий круг письм. свид-в и нумизмат. мат-ов. Письменные: сохранились в трудах ант. авторов (в осн. географов).

1738 г. – вышла книга по истории Греко-бактрийского царства. Автор – академик Байер.

Перевод Мичуриным данных китайских хроник, где затраг. регион Ср.Азии.

Расширена нумизм. база.
Разработки по ист. географии и топонимике региона.

Истинный основоположник – Григорьев. 3 микро-монографии: о Греко-Бактрии, о Скифах, о Таджикистане. (?)

Медиевист Бахтольд.

В сфере археологии больших подвижек не было. Туркестанский кружок любителей археологии.

В теч. 1ого периода выявлены и системат. источники по истории региона.

2) Концептуальный подход. К. 20х – нач. 50х гг. XX в. Новые науч. центры и многочисл. кадры ученых. Разработки, кот. ориентир. на формационный подход.

Очень важные изменения кач. хар-ра: в информ. блоке источников; вырабатывается подход к изучении Ср. Азии.

2 сборника: Самарканд 1941; Баженов «Древние авторы о Ср. Азии». Научный уровень и кач-во перевода невысоки, но важно для местных ученых.
Новые типы монет: хорезмийский, парфянский чекан, кушанские монеты. Монетная паспортизация и учет.
Археология: 1932 – Аэртан близ Термиза. Обнаружены остатки каменного фриза буддийского монастыря. Наличие монументальных построек, кушанские монеты и керамика. Короче, обнаружен древний археологический комплекс.

Организация крупных экспедиций; подготовка местных кадров, сопровожд. формированием научных центров. Экспедиция ТАКЕ с 1932 г. (возгл. Массон). С 1938 г. – Хорезмская экспедиция (С.П.Толстой), Аршанская экспедиция (Якшанский), Юж. Казахстан (Бердштам).

Складывание 3х школ среднеаз. археологии: Ленинградская, Московская, Ташкентская. Ленинградская – на осн. Эрмитажа, изучение подлинников текстов. Якубовский, Беленицкий, Бернштам, М.М.Дьяконов.
Ташкенсткая: на осн. традиций туркестановедения. Изуч. соб-но среднеаз. арх. пам-ов. Средневек. источники местных архивов. Слабая филол. подготовка, но блестящие полевики. Массон, Гулянов, Шишкин, Жуков, Сухарев. 1940 г. – Массон ст. создал каф. ист. Ср. Азии.

Московская: вокруг С.П. Толстого. Хар-но стремление к ист.-культ. обобщениям, выход на теоретические и социологизир. обобщения.
Группы спец-ов в Самарканде, Ашхабаде, Душанбе, Алмате. Созданы узбекская, кахах., туркменская, тадж. и киргиз. Академии наук.
В послевоенные годы прод-ся кр. эксп-ии. Была создана ЮТАКЭ. Согдийско-таджикская эксп-ия.
1948 г.- Толстой «Древний Хорезм». Обобщил материалы раскопок, аэро-фото-съемка.

Нисса (нач. в 46 г. – до 90х гг.).

Первые концептуальные разработки. Прод-ся традиц. описание истории Ср. Азии. Тревер: «Памятники хорезмского иск-ва».
Фундамент. труд Тарна «Народы Бактрии и Индии».

Теория формаций: Ср. Азию стали включать как структуру рабовл. формации. Толстов «Древний Хорезм», Струве.

 

Итоги: широко внедряется археол. материал. 3 вида источников. Четко закрепляется опред-ие предмета иссл. как изучение народов Ср. Азии. Рабовл. тип.

К. 40х – до наших дней.

Обнаружение др. архивов. 1ые парфянские сосуды с надписями были обнаружены на гор. ст. Нисса. Число острака достигает почти 3 тыс.
Гор. Халла – найдены надписи на коже и дереве.

Нумизматика: находки уже пространственно документированы. Выделение локальных чеканов, что важно для Бактрии и Согдианы.
С 80х гг. – международные контакты. Русские копают вместе с французами.Подсуетились и японские археологи. На Ниссе работали итал. археологи.

Изучение памятников эпохи бронзы – Алтын-Тепе (Массон). Стали сост-ся археологические карты.
Скептическое отношение к формационному подходу.

Заслуга историографии Ср. Азии – дала возможность увидеть устойчивые этно-социальные организмы Ср. Азии.

 

Доколумбова Америка.

1) Мезоамериканская цивилизация. Это между Северной и Центральной Америкой Первоначально воспринималась как комплекс цивилизация. Сейчас считается, что цивилизация одна с множеством культур. Начало: 2 тыс. до н.э., разрушена в 15 в. н.э.

2) Андская цивилизация. ЮА, горные регионы центральных и северных Анд. Это тоже совокупность культур.

Именно в этих двух регионах сложилась государственность. Еще была Миссисипская цивилизация, к-ра Пуэбло.

Но Мезоамерика – единственный регион, где появилась письменность.

Иероглифическая письм. майя сложилась в …. Основные памятники – 1 тыс. н.э. После испанского завоевания – латинское письмо, свой язык.

К. 2 тыс. – сер. 1 тыс. до н.э. – складывание письма у Ольмеков. Также письмо у кул-ры Сапотеков. В посл-ии появилось и в Тиутиакане (логографическое), свое письмо у Миштеков, а последнее – иерогл. письмо ацтеков, словесно-слоговое, на языке науа.

Дешифровка иероглифического письма майя.

Объем оценивается в 15-20 тыс. текстов.

Майя были захвачены позже всех, т.к. этот регион поначалу не представлял экономического интереса.

Диего де Ланда. «Сообщение о делах в Юкатане». Глава францисканской миссии в Юкатане. Он истреблял язычников-майя, и сжег много записей майя. Но сделал и хорошее: алфавит не Ланды. Пытался соотнести иероглифы с латинскими буквами. Его рукопись была потом утеряна, но сделали заранее список. По сути труд де Ланды представлял собой билингву, с которой никто не мог разобраться.

1822 г. – Антонио дель Рио опубликовал свои зарисовки монументальных памятников др. майя. Первая по сути публикация на тему. Перерисовывал рельефы в Паленке.

Александр фон Гумбольт обнаружил в Дрезднеской библиотеке некий «Дрезденский кодекс». Соотнес его с культурой майя. На самом деле это такой здоровый лист бумаги, кот. складывался гармошкой (спец. бумага из фикуса). Бумага была вообще основным писчим материалом в ЦА. Поэтому до нас так много дошло письменных памятников.

Константин де Финески показал связь между иерогл. знаками кодекса и археол. памятников в ЦА. Он и предположил, что это письменность майя. + определил в кодексе значение нек. знаков, а именно чисел.

1839-42 гг. – путешествие 2х американских путешественников: Дж. Ллойда Стефенса и Фредерика Эйзервуда. 2ой был художник, который сделал красивые зарисовки городищ и пам-ов, кот. они нашли. Их совместный отчет вызвал взрыв интереса к др. майя.

1863 г. – Брассер де Бурбур, фр. аббат, обнаружил список сочинения де Ланды с алфавитом и календарной системой. Своими исследованиями он дал толчок к целенапр. изуч. письм. майя.

Эрнст Ферстеманн сделал прорисовку Др. кодекса и определил механизм функционирования календарной системы майя. Это дало возможность рассчитать относительную датировку. Им впервые было введено понятие «долгий счет». Это один из циклов в календаре (13.08.3114 г. – 23.12.2012). Майя также определяли солнечный, лунный, по Венере, по Марсу и т.д. год.

7 экспедиций Альфреда Персиваля Моудсли. Открыл ряд новых городищ, исследовал уже открытые. Копал Чичен-Ице. По итогам издал монументальный труд, где в т.ч. были сделаны прорисовки монументов майя. Они дали пищу для размышлений другим исслед-ям.

1905 – Maya dates by Джозеф Гудман. Довольно точно рассчитал корреляцию календаря майя и нашего календаря.

… исследовал новые городища, откапывал и делал их фотографии (причем отличные). Зафиксировал неск. сотен памятников. Изложил все в многотомном труде. Фотографии тогда были ч/б, но очень контрастные.

2 школы:

1) фонетическое письмо; США.

2) пиктография/идеография. Немцы.

Леон де Рони – Эссе по дешифровке иератического письма майя. Впервые выделил в иероглифических знаках фонетические элементы.

1881 – нач-сь публикация амер. антрополога Сайруса Томаса. Заключил, что письменность больше фонетическая, чем идеографическая. Однако ему противостоял Эдуард Зеллер. Это был виднейший специалист, лингвист, этнограф. 1892-93 гг. – дискуссия на стр. журнала Science. В силу своего авторитета задавил Сайруса Томаса и тот в итоге признал т. зр. Э.Зеллера.

Сильваниус Морли – самый крупный археолог нач. 20 в. «Введение в изучение иероглифов Майя». Первый самост. проект в Ашахтуне. Первый, кто начал делать прорисовки целых комплексов памятников. Носился с идеей создать корпус надписей майя. Но он делал прорисовки только тех кусков, кот. его интересовали. Надписи Петена. Он считал, что это была мирная империя без всяких войн, а причиной падения стало военное вторжение. Эта теория держалась долго, но в конце концов была отпровергнута.

Джон Сидней Эрик Томпсон. Англ. исслед., лидировал в 40-50е гг. Начинал как археолог, занимался этнографией индейцев. Его взгляды формировались под влиянием немецкой школы Эд. Зеллера.

1933 г. – публ. Бенджанмина ле Ворфа «Фонетические значения некоторых знаков майя». Вновь открыл дискуссию. Ему ответил Эрик Томпсон и его сторонники. К. 30 – нач. 40 х – опять дискуссия.

1950 г. – эпохальный труд Эрика Томпсона «Иероглифическая письменность майя». Пишет, что фонетических значений нет, один знак не может рассм-ся вне контекста целой надписи. Но потом он же определил фонетическое значение 3х знаков, основываясь на иконографии: te, ti, tu.

Ю.В. Кнорозов изложил в статье «?» свой принцип дешифровки письменности майя. Предположил, что это словесно-слоговое письмо. Основывался на современных индейских языках. Метод перекрестного чтения. За это ему сразу дали доктора. «Система письма древних Майя». 1956 г. – выезжает на конференцию в Копенгагене с докладом. После этого научный мир разделился на 2 части.

1960 г – Томпсон выпускает свою работу «Каталог иероглифов майя». Он сделал подборку встречаемости каждого отдельного знака. Это было очень полезным инструментом для изуч. письм. майя.

1963 г – обобщающий труд Кнорозова «Письменность индейцев майя». Вводит понятие «морфо-силлабического» письма.

Татьяна Проскурякова.

Читать научились только в к. 80-90х гг. Люди пользуются методом Кнорозова. Не только изучение, но и реконструкция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: