Историография и источниковедение




 

Смысл истории состоит именно в ее достоверности, и всякая ее повествовательная конкретизация лишь тогда является исторической, когда представляет собой критическое осмысление документа, основанное на интуиции, размышлении, сознании, самосознании и т. п.; в противном случае история как наука не обладает упомянутой достоверностью и не имеет права на существование.

Именно поэтому, введено такое понятие как «историография».

«История исторической науки» (историография) уже утвердилась как одна из заметных отраслей исторической науки. Выявились основные типы историографических фактов и задачи их изучения и — соответственно — основные виды и разновидности историографических источников. Главными историографическими источниками признаются печатные труды историков, выдающиеся памятники общественно-исторической мысли. Именно к таким материалам в первую очередь обращаются во время занятий историографией в высшей школе; выработаны и проверены практикой приемы изучения таких историографических источников.

Историки исторической науки изучают историю накопления исторических знаний, развития исторической мысли и методики исследования, историю создания исторических трудов и биографии ученых, влияние явлений общественно-политической жизни на творчество историков и воздействие исторической мысли на общественное сознание, историю научных учреждений, организации исторического образования и распространения исторических знаний. С углублением специальных историографических исследований, с расширением проблематики историографических изысканий привлекается все более широкий комплекс историографических фактов. Наблюдается расширение источниковой базы историографических исследований: историки исторической науки обращаются и к многообразным неопубликованным (архивным) материалам традиционного типа и к таким разновидностям источников, которые ранее оказывались вне поля зрения историографа. Усложняются приемы источниковедения историографии, особенно в связи с разработкой проблем, находящихся на стыке наук или науки и литературы, науки и искусства, с использованием методики, принятой в других отраслях знания.

Источниковедение историографии как отрасль исторического источниковедения — это наука об историографических источниках (следовательно, и о закономерностях их происхождения и развития), а также о приемах их выявления, изучения и использования в работе историографа.

Оно возникло из практики. Сначала изучались только письменные исторические источники, и было известно лишь откровенно прикладное источниковедение, причем отнюдь не в сфере собственно научных знаний.

Приемы, выработанные главным образом эмпирическим путем и опробованные долголетней практикой, превратились постепенно в методику исследования письменных источников. И так как основными задачами подобного прикладного источниковедения было определение подлинности документа и степени достоверности, содержащихся в нем сведений, то к этому преимущественно и свелись первоначальные представления о научных приемах источниковедения и его задачах. Интересовались главным образом собственно историко-содержательной (фактологической) стороной понятия «исторический источник» и искали ответа на вопрос, что дает данный источник для познания конкретного исторического факта или фактов, и соответственно источник именно в этой связи становился объектом внешней и внутренней критики. Наблюдения такого рода обобщались, приемы совершенствовались; найдены были логические объяснения этим действиям в их взаимозависимости, введены в обиход соответствующие научные термины.

Уровень же развития исторических знаний определяется не только числом историков и исторических трудов, но и числом их читателей и слушателей, не только накоплением исторических представлений, но и тем, как воспринимает их общество. Следовательно, историография — это и история изучения исторического процесса, и история проникновения знаний об этом в среду тех, для кого создаются исторические труды.

Историография — форма социального сознания; и историограф призван выяснить её «место» в общественной жизни, в развитии науки, культуры.

Именно для этого мы разделяем источники исторического происхождения на типы и подтипы.

Примерная схема типологической классификации источников такова:

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). К этому классу источников допустимо отнести не только чучела животных, птиц, гербарии, но в данной схеме классификации и самих птиц, животных, растения, т.е. многие естественно-географические источники исторического происхождения.

2. Изобразительные источники. Все изобразительные источники являются одновременно вещественными и могли бы рассматриваться как их подкласс. Но выделение особого типа изобразительных источников — не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они — в отличие от большинства вещественных источников — несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление. И именно эта информация воспринимается как основная, а их «вещественность» - как дополнительная.

а. Художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии).

б. Изобразительно-графические. К ним относятся, прежде всего, памятники, содержащие графическую информацию, т.е. информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавита.

в. Изобразительно-натуральные (прежде всего, фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники.

а. Разговорная речь.

б. Памятники устного творчества (фольклор).

в. Письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей.

К этому типу относятся и все фотодокументы, в той или иной мере фиксирующие речь человека.

4. Конвенциональные источники во всем их многообразии. Все системы условных обозначений графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и другой символики и др.) и изобразительно-схематическими (электрокардиограмма, осциллограмма и др.) К ним, по-видимому, должны быть отнесены документы информации на разного типа искусственных машинных языках, т. е. информация, запечатленная на машинных носителях, а не на традиционной документной основе. Точное содержание этих источников для всех, кроме специально подготовленных лиц, может быть раскрыто путем использования другого типа источников, прежде всего словесных. Многие из этих источников могут рассматриваться и как письменные (т. е. подтип словесных) или изобразительно-графические (т. е. подтип графических).

5. Поведенческие источники.

Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и др.). Обычаи-действия зачастую отражают пережитки прошлого быта и изучаются этнографами. Однако достаточно распространенный термин «этнографические источники» трудно признать удачным, так как собственно этнографическими материалами, используемыми этнографами в своей работе, даже в полевой практике, являются и иные типы, и подтипы исторических источников, и, прежде всего вещественные.

Некоторые из них, прежде всего химические по форме; другие сопровождаются словами, музыкой (являясь своеобразными комплексными источниками).

6. Звуковые, или аудиальные, источники.

Это звуки в широком и узкомузыкальном смысле, ибо музыковеды пишут особо о «звуках», «звонах», «шумах». К ним относятся и записи голосов птиц, животных.

На первый взгляд, существенным группам исторических источников не находится места в этой классификации, так как они относятся к пограничным, смешанным или комплексным классам исторических источников. Однако и такие многомерные источники тоже оказываются в одном из названных ранее классов, но только при учете лишь одной из их форм. Например, монеты — вещественные источники с изображениями и надписями (они могут рассматриваться и как разновидности нескольких типов источников — вещественных, изобразительных, словесных); картографические материалы и плакаты, являющиеся одновременно письменными и изобразительными источниками; песни — одновременно и словесные, и звуковые источники. Некоторые вещественные источники являются, прежде всего, знаками престижа и могут восприниматься и как поведенческие источники. Памятники садово-паркового искусства, заводы и фабрики, поселения — сложнейшие комплексные источники. Кинофильмы — источники поведенческие и изобразительные одновременно, а часто еще и словесные и звуковые (музыка, различные шумы). Теперь в употреблении термин «аудиовизуальный документ», содержащий сочетание изобразительной и звуковой информации; говорят об аудиовизуальных формах культуры.

Кинофильмы было бы вообще допустимо выделить в особый тип исторических источников, и не только потому, что это широко распространенный ныне класс источников, содержащих разнообразную социальную (историческую) информацию, но и потому, что это источники, показывающие (и, соответственно, позволяющие изучать) явления в движении.

Условность предлагаемой классификации (как, впрочем, и всякой классификации) очевидна. При обозначении объекта соответствующего класса отмечается лишь существенный в данном случае признак сходства и признается несущественным — опять-таки лишь в данном случае — характер их различий. Все письменные источники, например, могут ведь одновременно рассматриваться как вещественные и классифицироваться по признаку материала, на котором дошли записи, по признаку материала или орудия, которым сделаны записи, и т. д. Условное разделение даже письменных и иных подтипов словесных источников: публичное выступление общественного деятеля может восприниматься в наши дни и как письменный источник, напечатанный в газете, и как разговорная речь, непосредственно услышанная или воспринятая в передаче радиодиктором, и даже как изобразительный и поведенческий источник, если с ней знакомимся по телепередаче, и т. д.

И эту условность всяких дефиниций и систематизации необходимо всегда не упускать из виду и четко договариваться о смысле употребляемых (в конкретных ситуациях) определений.

Предлагаемый вариант первичной типологической классификации исторических источников, точнее сказать, источников исторического происхождения имеет гипотетический характер, нуждается в проверке на долговременность и в уточнениях.

Подобная прикладная классификация исторических источников по формальным (внешним) признакам их рассчитана в первую очередь на учебные цели, музееведческую и краеведческую деятельность, на «источниковедческую практику». Она предназначена не для углубленного изучения исторических источников как носителей социальной информации, а для выявления, учета и первичного разделения памятников на классы и может в лучшем случае рассматриваться как одна из предпосылок для обоснования «сущностной» и многоаспектных классификаций исторических источников.

 


Заключение

 

И в заключение хочу добавить, что для создания научно-исследовательских исторических работ «большой мысли» и для распространения глубоких знаний по методологии истории следовало бы большее внимание уделять и самой методике исторического исследования, выявляя при этом теснейшую взаимосвязь методологии и методики исторического исследования. Дальнейшей углубленной разработке методологических вопросов истории помогло бы изучение того, что уже сделано в этой области. Здесь уже отмечалась полезность ознакомления с творческим наследием историков-марксистов 1920-х — начала 1930-х годов. Видимо, следует и более детально знакомиться с новейшими трудами зарубежных марксистов. Появление обобщающих, по существу, историографических работ по такой тематике существенно облегчит нашу дальнейшую работу.

Одно из самых важных условий подъема теоретической мысли в области методологии истории — это неустанное творческое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма.

Также внимание историков исторической мысли не могут не привлекать проблемы: историческая тема в популярных общественно-политических научных, литературно-художественных журналах и в газетах; проявление интереса к историческим событиям, к историческим личностям (и соответственно к использованию собственно исторических источников) у писателей, деятелей искусства. Ждет детального исследования сложная и многоаспектная проблема «историк и читатель».

Очевидно, следует выявить комплекс источников, помогающих установить не только исторические темы, привлекавшие широкое внимание, но и труды историков, оказывавшие наибольшее воздействие на настроения определенных общественных кругов, исторические сочинения, наиболее популярные в определенной среде. Понятно, что изучение этих и других проблем историографии подразумевает расширение привычной источниковой базы. Успех подобной работы в значительной мере предопределяется изысканиями в архивах, ознакомлением с малоизвестными ныне и забытыми изданиями. Но не менее важно выработать — и проверить на практике историографических исследований — методику выявления и изучения различных разновидностей историографических источников. Этим вопросам желательно было бы посвятить специальные исследовательско-методические работы, основанные на обобщении опыта именно источниковедения историографии.

Я считаю, что это тема ещё малодоступна для нас и скудна своей информацией (если сравнивать с тем, сколько информации хранят в себе исторические источники: изведанные и ещё не найденные). Ещё многое стоит рассмотреть, ещё во многом стоит покопаться.

«Нет предела совершенству!»


Список использованной литературы

1. Шмидт С.О. «Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии» Москва «Просвещение» 1994

2. Кроче Б. «Теория и история историографии» Москва «Просвещение» 1998



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: