Международное бюро труда МБТ




Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона. Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

§ разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем

§ разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением

§ помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции

§ защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)

§ борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения

§ содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных

§ разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды

§ содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений

§ разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Государства — члены МОТ

• Австралия • Австрия • Азербайджан • Албания • Алжир • Ангола • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Армения • Афганистан • Багамские Острова • Бангладеш • Барбадос • Бахрейн • Беларусь • Белиз • Бельгия • Бенин • Болгария • Боливия • Босния и Герцеговина • Ботсвана • Бразилия • Буркина-Фасо • Бурунди • Бывшая Югославская Республика Македония • Венгрия • Венесуэла • Вьетнам • Габон • Гаити • Гайана • Гамбия • Гана • Гватемала • Гвинея • Гвинея-Бисау • Германия • Гондурас • Гренада • Греция • Грузия • Дания • Джибути • Доминика • Доминиканская Республика • Египет •Заир • Замбия • Зимбабве • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Исламская Республика Иран • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Йемен • Кабо-Верде • Казахстан • Камбоджа • Камерун • Канада • Катар • Кения • Кипр • Кирибати • Китай • Колумбия • Коморские Острова • Конго • Корея, Республика • Коста-Рика • Кот-д’Ивуар • Куба • Кувейт • Кыргызстан • Лаосская Народно-демократическая Республика • Латвия • Лесото • Либерия • Ливан • Ливийская Арабская Джамахирия • Литва • Люксембург • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Малайзия • Мали • Мальта • Марокко • Мексика • Мозамбик • Молдова, Республика • Монголия • Мьянма • Намибия • Непал • Нигер • Нигерия • Нидерланды • Никарагуа • Новая Зеландия • Норвегия • Объединенные Арабские Эмираты • Оман • Пакистан • Панама • Папуа-Новая Гвинея • Парагвай • Перу • Польша • Португалия • Российская Федерация • Руанда • Румыния • Сальвадор • Сан-Марино • Сан-Томе и Принсипи • Саудовская Аравия • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Кристофер и Невис • Сент-Люсия • Сингапур • Сирийская Арабская Республика • Словакия • Словения • Соединенное Королевство • Соединенные Штаты Америки • Соломоновы Острова • Сомали • Судан • Суринам • Сьерра-Леоне • Таджикистан • Таиланд • Танзания, Объединенная Республика • Того • Тринидад и Тобаго • Тунис • Туркменистан • Турция • Уганда • Узбекистан • Украина • Уругвай • Фиджи • Филиппины • Финляндия • Франция • Хорватия • Центрально-африканская Республика • Чад • Чешская Республика • Чили • Швейцария • Швеция • Шри-Ланка • Эквадор • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эстония • Эфиопия • Югославия • Южно-Африканская Республика • Ямайка • Япония

Россия и МОТ

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА (МОТ)

(справочная информация)

10-06-2008

Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Генеральные директора МОТ

Период Генеральный директор МОТ Примечание
1919—1932 Альбер Тома Франция
1932—1938 Гарольд Батлер Великобритания
1939—1941 Джон Уайнант США
1941—1948 Эдвард Филэн Ирландия
1948—1970 Дэвид Морс США
1970—1973 Уилфред Дженкс Великобритания
1973 — 1989 Франсис Бланшар Франция
1989—1999 Мишель Хансенн Бельгия
март 1999 — настоящее время Хуан Сомавия Чили

События

§ 1818. На Конгрессе Священного Союзав Ахене, Германия, английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.

§ 1831—1834. Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе.

§ 1838 −1859. Французский промышленник Даниэль Легран подхватывает идеи Оуэна.

§ 1864 В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»

§ 1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.

§ 1867. Публикация первого тома труда Карла Маркса «Капитал».

§ 1833—1891. Принятие в Германии первого в Европе социального законодательства.

§ 1886. Хеймаркетское восстание. 350 тысяч трудящихся бастуют в Чикаго, требуя 8- часового рабочего дня, это выступление было жестоко подавлено.

§ 1889. В Париже основан 2-ой Интернационал трудящихся.

§ 1890 Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.

§ 1900. На конференции в Париже создано первое объединение защиты трудящихся.

§ 1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции — об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.

§ 1919. Рождение МОТ.Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.

§ 1925 Принятие конвенций и рекомендаций по социальному обеспечению.

§ 1927. проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.

§ 1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.

§ 1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.

§ 1946. Мот становится первым специализированным агентством, ассоциированным с ООН.

§ 1969. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира.

§ 2002. Учреждён Всемирный день борьбы с детским трудом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: