ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема: Анатомия и физиология ствола головного мозга
Дата проведения занятия: _________________________Оценка: _____________________
Цель занятия: Изучить строение и функции ствола головного мозга.
Оборудование: анатомический атлас
Студенты должны знать:
- Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного отделов головного мозга;
Студенты должны уметь:
- Объяснять строение и физиологию отделов головного мозга (задний мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, ретикулярная формация, базальные ядра, лимбическая система);
- Анализировать рефлекторную и проводниковую функции головного мозга.
Практическая работа способствует формированиюследующих компетенций: ОК 1., ОК 2, ОК 3., ОК 4., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 2.1., ПК 3.1., ПК 3.2.
План занятия.
I. Входной контроль.
II. Самостоятельная работа студентов.
III. Оформление дневников.
Ход занятия.
I Изучите материал лекции и учебника. Выполните тесты входного контроля, перейдя по ссылке, указанной преподавателем
II. Самостоятельная работа студентов.
1. Используя атласы, таблицы, влажные препараты разобрать строение продолговатого мозга:
отличия от спинного мозга - ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
расположение белого и серого вещества - _________________________________________
рефлекторные центры регуляции деятельности систем организма. - __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотреть страницы атласа, таблицы определить строение и функции заднего мозга.
2.1. Мост:
полость - ___________________________________________________________________
расположение серого и белого вещества - _________________________________________ функции - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.2. Мозжечок:
отделы - _________________________________________________________________
расположение серого и белого вещества - _____________________________________
функции - ________________________________________________________________
Рассмотреть строение среднего и промежуточного мозга. Заполнить таблицу.
Функции среднего мозга
Отдел | Функции |
Ножки мозга | |
Покрышка: верхние холмы нижние холмы | |
Красные ядра | |
Чёрное вещество |
Функции промежуточного мозга
Отдел | Функции |
Таламус | |
Гипоталамус | |
Эпиталамус | |
Метаталамус |
Сделать подписи к рисунку.
Рис 1. Ствол мозга
![]() | ||
Рис 2. Ствол мозга (сагиттальный срез)
![]() | ||
5. Внимательно рассмотреть рисунок. Какие рефлексы мы наблюдаем? Где расположены центры этих рефлексов? Для ответа на этот вопрос изучите стр. 328-329 учебника «Физиология» под ред. С.А. Георгиевой
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Решить ситуационные задачи:
6.1. Больной, хирург по профессии, 45 лет, на томографии определяется поражения ядер мозжечка. Какие нарушения возможны у больного? Сможет ли он работать по профессии?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6.2. У одного больного кровоизлияние в коре головного мозга, а у другого - в области продолговатого мозга. У кого из них прогноз хуже? Почему? ________________________________________________________________________
6.3. После оперативного вмешательства на головном мозге у собаки возникли осложнения, она стоит на широко расставленных конечностях как кукла. Дать объяснение этому феномену с физиологической точки зрения. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.4. У больного на фоне инфекционного заболевания повысилась температура тела. Известно, что за это отвечает один из отделов ствола мозга. Какой? __________________________________________________________________________
6.5. Известно, что под действием гипоксии первой умирает кора головного мозга, но человека можно реанимировать. Какой отдел головного мозга будет управлять функциями сердечно-сосудистой системы?
_________________________________________________________________
6.6. В результате травмы (падение с высоты) возникла остановка дыхания, проводилась искусственная вентиляция легких, но самостоятельное дыхание не возобновилось. В каком отделе поврежден головной мозг?______________________________________________________________
6.7. У испытуемого выявлены нарушения зрения и слуха, отсутствует поворот головы и глаз в сторону звука или света. Как называют эти рефлексы? Где локализованы повреждения?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.8. В неврологической клинике находится больной с опухолью в одном из отделов головного мозга. При попытке взять стакан он промахивается. После нескольких усилий схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. Предположите, в каком отделе головного мозга у него опухоль? Какие еще нарушения возможны у больного?_ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Тема занятия: Анатомия и физиология конечного мозга.
Содержание:
- Строение коры головного мозга, связь между собой;
- Функции мозолистого тела и базальных ядер (их значение в профессиональной деятельности медицинской сестры);
- Клинические проявления при повреждении базальных ядер.
- Функциональная организация коры больших полушарий.
- Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры, их роль в регуляции функций, связь со структурами ЦНС;
- Черепно-мозговые нервы области иннервации, функции;
Литература: Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009 стр. 379-388