ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема: Анатомия и физиология ствола головного мозга
Дата проведения занятия: _________________________Оценка: _____________________
Цель занятия: Изучить строение и функции ствола головного мозга.
Оборудование: анатомический атлас
Студенты должны знать:
- Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного отделов головного мозга;
Студенты должны уметь:
- Объяснять строение и физиологию отделов головного мозга (задний мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, ретикулярная формация, базальные ядра, лимбическая система);
- Анализировать рефлекторную и проводниковую функции головного мозга.
Практическая работа способствует формированиюследующих компетенций: ОК 1., ОК 2, ОК 3., ОК 4., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 2.1., ПК 3.1., ПК 3.2.
План занятия.
I. Входной контроль.
II. Самостоятельная работа студентов.
III. Оформление дневников.
Ход занятия.
I Изучите материал лекции и учебника. Выполните тесты входного контроля, перейдя по ссылке, указанной преподавателем
II. Самостоятельная работа студентов.
1. Используя атласы, таблицы, влажные препараты разобрать строение продолговатого мозга:
отличия от спинного мозга - ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
расположение белого и серого вещества - _________________________________________
рефлекторные центры регуляции деятельности систем организма. - __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотреть страницы атласа, таблицы определить строение и функции заднего мозга.
2.1. Мост:
полость - ___________________________________________________________________
расположение серого и белого вещества - _________________________________________ функции - ____________________________________________________________________
|
_____________________________________________________________________________
2.2. Мозжечок:
отделы - _________________________________________________________________
расположение серого и белого вещества - _____________________________________
функции - ________________________________________________________________
Рассмотреть строение среднего и промежуточного мозга. Заполнить таблицу.
Функции среднего мозга
Отдел | Функции |
Ножки мозга | |
Покрышка: верхние холмы нижние холмы | |
Красные ядра | |
Чёрное вещество |
Функции промежуточного мозга
Отдел | Функции |
Таламус | |
Гипоталамус | |
Эпиталамус | |
Метаталамус |
Сделать подписи к рисунку.
Рис 1. Ствол мозга
Рис 2. Ствол мозга (сагиттальный срез)
5. Внимательно рассмотреть рисунок. Какие рефлексы мы наблюдаем? Где расположены центры этих рефлексов? Для ответа на этот вопрос изучите стр. 328-329 учебника «Физиология» под ред. С.А. Георгиевой
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Решить ситуационные задачи:
6.1. Больной, хирург по профессии, 45 лет, на томографии определяется поражения ядер мозжечка. Какие нарушения возможны у больного? Сможет ли он работать по профессии?
|
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6.2. У одного больного кровоизлияние в коре головного мозга, а у другого - в области продолговатого мозга. У кого из них прогноз хуже? Почему? ________________________________________________________________________
6.3. После оперативного вмешательства на головном мозге у собаки возникли осложнения, она стоит на широко расставленных конечностях как кукла. Дать объяснение этому феномену с физиологической точки зрения. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.4. У больного на фоне инфекционного заболевания повысилась температура тела. Известно, что за это отвечает один из отделов ствола мозга. Какой? __________________________________________________________________________
6.5. Известно, что под действием гипоксии первой умирает кора головного мозга, но человека можно реанимировать. Какой отдел головного мозга будет управлять функциями сердечно-сосудистой системы?
_________________________________________________________________
6.6. В результате травмы (падение с высоты) возникла остановка дыхания, проводилась искусственная вентиляция легких, но самостоятельное дыхание не возобновилось. В каком отделе поврежден головной мозг?______________________________________________________________
6.7. У испытуемого выявлены нарушения зрения и слуха, отсутствует поворот головы и глаз в сторону звука или света. Как называют эти рефлексы? Где локализованы повреждения?
|
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.8. В неврологической клинике находится больной с опухолью в одном из отделов головного мозга. При попытке взять стакан он промахивается. После нескольких усилий схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. Предположите, в каком отделе головного мозга у него опухоль? Какие еще нарушения возможны у больного?_ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Тема занятия: Анатомия и физиология конечного мозга.
Содержание:
- Строение коры головного мозга, связь между собой;
- Функции мозолистого тела и базальных ядер (их значение в профессиональной деятельности медицинской сестры);
- Клинические проявления при повреждении базальных ядер.
- Функциональная организация коры больших полушарий.
- Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры, их роль в регуляции функций, связь со структурами ЦНС;
- Черепно-мозговые нервы области иннервации, функции;
Литература: Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009 стр. 379-388