Творческий путь Ф.М.Достоевского




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫНАРОДОВ

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

РЕФЕРАТ

На тему

«Творческий путь Ф. М. Достоевского и своеобразие романа «Идиот»

Для сдачи кандидатского экзамена по русскому языку как иностранному

Выполнил

Аспирант 1 курса

Гай Ибрахима

Проверил

Научный руководитель,

Кандидат филологических наук, доцент Чистяков А. В.

________________­­­­­______

Зачтено / не зачтено

Москва, 2020

 

Содержание

 

 

Введение

I - Творческий путь Ф.М.Достоевского

II- Своеобразие романа «Идиот»

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Настоящая работа посвящена исследованию творческого пути Ф. М. Достоевского и своеобразия его романа «Идиот». Этот роман является вершиной как русской, так и мировой литературы. Его писатель, является настоящим художником, он очень тонко чувствовал и понимал окружающий наш мир. Достоевский всегда старался заглянуть в самые дальние уголки человеческой души, потому что личность всегда интересовала его. В своих произведениях он отстаивает гуманистические идеалы. Реалистический и экзистенциальный методы Достоевского часто называют фантастическим, ведь писатель представлял людей как хаос, сгусток чувств и страстей, за которым скрывается внутреннее стремление к идеалу и красоте. Итак, известный афоризм принадлежит Достоевскому «Красота спасёт мир». Для него красота – это вера в Бога, надежда и духовность, которые могут спасти людей от нравственного падения.

Автор в романе «Идиот», хотя произведение принадлежит к XIX веку, обращается к вечным актуальным проблемам человечества, вопросам этики, религии, философии, так как писатель стремился всю свою жизнь понять и раскрыть тайну человеческого существования. Об этом он говорил в письме к брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»[1]. И так Достоевский считает, что человек — это тайна.

Также этот роман, несмотря на то, что его создатель не стал философом, можно считать как экзистенциальный роман, потому что в центре этих произведении человек и его судьба. Писатель по-разному показывает идейный смысл жизни. По Достоевскому, человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. У человека нет никакого права проходить мимо счастья.

Роман «Идиот» – крайне масштабное произведение, иными словами, он представляет собой как бы «роман - океан», так как невозможно исчерпать всей его истины. Как социально-философский и психологический роман о смысле человеческой жизни и поиске истины, это произведение всегда представляет большой интерес для различных исследователей. Ценностью является то, что каждое прочтение заставляет нас вновь обнаруживать новые грани художественного мира «Идиота». Богатство этого произведения безграничное и неисчерпаемое.

Тема поиска истины для человека до сих пор привлекает современных писателей и даже мыслителей. Ни в одно время она не была столь популярна, как именно в период 19 века, ввиду того, что писатель отражает социальный кризис общества и духовное изменение психического состояния людей под воздействием разрушительных идей.

Цель данной работы заключается в рассмотрении творческого пути Ф. М. Достоевского и выявлении художественного своеобразия романа «Идиот»

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Проследить духовные вехи творческого пути Ф. М. Достоевского

2. Провести анализ романа «Идиот»: проблематика, поэтика, система образов, идейный многомерный смысл.

 

Творческий путь Ф.М.Достоевского

Бесспорно, Достоевский считается гением среди самых известных мировых писателей. Его же расценивают как наиболее трудного для читательского восприятия автора не только среди русской, но и всемирной литературы. Его произведения сложны, мучительны и таинственны, что обусловлено непростой биографией писателя, его бесконечным поиском истины, идеалов добра, любви и милосердия.

В литературоведении существуют различные подходы к творчеству Достоевского. Итак, согласно одним исследователям, Достоевский был, прежде всего, представителем «униженных и оскорбленных людей», для других он считался как пророк нового христианства, который открыл подпольного человека. Также некоторые критики его называют «жестоким талантом». В качестве примера можно привести критика Н. К. Михайловского и статью «Жестокий талант».

Говоря о Достоевском, необходимо, прежде всего, обратиться к его родословной. Действительно, согласно некоторым людям, название «Достоево» произошло от польского «dostoinik» - сановник, приближенный государя. Представителем этого рода был боярин Даниль Иванович Иртищев. Дед Достоевского, Андрей Достоевский занимал довольно скромную должность протоиерея в маленьком провинциальном городке Подолькой Губернии Брацлове, потому что в XVIII веке род Достоевских, не принявший католичества, был вытеснен из рядов западного дворянства и переселившись на Украину, постепенно захудал и обеднел. Важно подчеркнуть, что у деда писателя было много детей, но только его младший сын Михаил, т. е. отец Достоевского решился порвать с традиционным семейным укладом и образованием.

Михаил Андреевич Достоевский сначала бросил учебу в Подольской Семинарии и потом ушел из родительского дома в Москву, где он поступил в медико-хирургическую академию. Он принял участие в отечественной войне 1812 года и служил врачом в московском военном госпитале. Потом он был определен в Мариинскую больницу для бедных московского воспитательного дома.

Именно в этом месте 30 Октября (11 Ноября) 1821 года родился второй сын Михаила, т. е. Федор Михайлович. Нахождение в больнице для бедных людей является важным фактом для формирования его мрачного и отдаленного характера, становления творческого пути писателя, и во-многом благодаря этому появляются его произведения «о бедных и униженных людях». Мы можем думать, что его особое отношение к бедными, униженным и оскорбленным берет начало именно оттуда. Его мать Мария Федоровна была дочерью московского купца Федора Тимофеевича Нечаева. Во всяком случае можно говорить, что она оказала огромное культурное влияние на сына Федора, так как она любила поэзию, музыку и ее литературный дар перешел к детям. Отец писателя на самом деле был очень строгим и требовательным, но этого никогда не показывал, он очень любил своих детей. Например, по вечерамм он читал вслух Карамзина и заставлял детей читать не только Карамзина, но и Жуковского и молодого поэта Пушкина. Таким образом идеализм Достоевского и его стремление к прекрасному были обусловлены домашним воспитанием и влиянием отца и матери. Сам писатель на всю жизнь сохранил хорошую память о своем детстве, и эта память отразилась в его творчестве. У Достоевского была любовь родителей. И значение символа веры в русский народ он вынес из детства.

Подчеркнем, что в биографии Достоевского, некоторые факты сильно доминируют: во-первых, его участие в революционных кружках петрашевцев. Действительно участие Достоевского среди петрашевцев было значимым, так как оно оказало большое влияние в формировании его мировоззрения. Кружок петрашевцев был создан М. В. Буташевичем-Петрашевским. Этот революционный кружок был основан на идеях утопического социализма. Цель этого кружка заключалась в борьбе против самодержавия, они проповедовали социализм, политические свободы и освобождение крестьян. Кружок Петрашевского опирался на утопический социализм, идеи Жорж Санд и Бальзака побуждали участников на протест против социальной несправедливости. Шарль Фурье является сторонником этого кружка в России. Главным образом, это были труды о так называемом христианском социализме и о коммунизме. Члены кружка читали на своих собраниях труды социалистов-утопистов (особенно Ш. Фурье), статьи А. И. Герцена, обсуждали идеи социализма и критиковали существующий в российском государстве строй. Главными темами обсуждений были в то время крепостное право, реформы суда и печати. Общество Петрашевского наследовало идеи декабристов.

В 1846 году Достоевский вошел в философско-литературный кружок. Его интересует прежде всего христианско-социалистический характер утопии Фурье, и нравственный подход к общественной и социальной жизни. В апреле 1849 года на одной из «пятниц» Петрашевского Достоевский зачитал запрещенное тогда знаменитое письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю. Чтение этого «преступного» письма впоследствии стало одним из главных пунктов обвинения писателя. 22 апреля 1849 года, в день, когда состоялось последнее собрание тайного общества, было завизировано секретное предписание III Отделения Собственной его императорского величества канцелярии об аресте Достоевского. Достоевский проводил девять месяцев в ожидании суда. Он интересовался всем тем, что происходило на свободе. Больше всего заботился он, по-видимому, не о своей собственной судьбе, а о судьбе брата Михаила, человека уже семейного и по ошибке арестованного вместе с ним. С 30 сентября по 16 ноября проходил процесс военного суда над петрашевцами. По его решению Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула и чинов. Суд признал писателя «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка», приговорил к смертной казни. 22 декабря 1849 года на Семеновской площади петрашевцам объявили этот страшный приговор. Хотя его не собирались приводить в исполнение, заменив смертную казнь каторжными работами, император Николай I лично приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда все будет готово к исполнению казни»[2]. Позднее Достоевский вспоминал: «Приговор смертной казни расстрелянием, прочитанный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти. В эти последние минуты некоторые из нас… может быть, и раскаивались в иных тяжелых делах своих… но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись очищающим мученичеством, за которое нам многое простится!»[3]. Обряд смертной казни был инсценирован публично: осужденных взвели на эшафот, проделали обряд лишения дворянства (преломление шпаги), переодели в саваны, караул взял ружья на прицел… И только тогда была объявлена «царская милость» о замене смертной казни 4-летней каторгой.

Затем следует его ссылка в каторге. На самом деле, ссылка Достоевского в Сибирь является одним из ключевых пунктов в его духовной биографии. Каторга считается как место, в котором перерождается взгляды писателя, они приобретают новую форму под влиянием чтения Библии и творений святого Дмитрия Ростовского. Достоевский начинает ощущать высшую ценность жизни, о которой будут так много говорить потом его герои послекаторжных произведений. 24 Декабря символизирует дату, в которой Достоевский был отправлен в Сибирь на каторгу. Сам автор вспоминал об этом пути: «помнишь ли, как мы расстались с тобой, милый мой, дорогой, возлюбленный мой? Только что ты оставил меня, нас повели троих, Дурова, Ястржембского и меня заковывать…У меня было тяжело на сердце, и как-то смутно, неопределенно от многих разнообразных ощущений. Сердце жило какой-то суетой и потому ныло и тосковало глухо…. Кругом снег, метель, граница Европы, впереди Сибирь и таинственная судьба в ней, позади все прошедшее – грустно было, и меня прошибли слезы…11 Января мы приехали в Тоболььск… Ссыльные старого времени заботились об нас, как о родне…»[4].

Отметим, что именно в Тобольске произошло незабываемое событие, которое сыграло после эшафота важнейшую роль в духовной биографии Достоевского. Жены декабристов, можно назвать: Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина добились, «умолили», по словам Достоевского, тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы. Достоевский упомянул этот факт в «Дневнике писателя»: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они благословили нас на новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой на каторге». Новая встреча Достоевского с Христом произошла на каторге, когда он читал одну книгу – Евангелие. Этот факт ускорил процесс трансформации убеждений Достоевского. Вот поэтому после каторги и ссылки религиозная тема становится центральной темой творчества Достоевского, и сияющая личность Христа заняла главное место в новом миросозерцании писателя. И так из революционера, атеиста рождается верующий человек.

Подводя итоги, можно сказать, что в широкой и богатой биографии Достоевского доминируют несколько фактов. Эти элементы сильно имеют отражение и влияние в его произведениях. Среди них есть, во-первых, его тайное и божественное рождение в больнице для бедных людей. Во-вторых, его участие в революционном кружке Петрашевского, где Достоевский провел свои незабываемые минуты, а после был приговорен к смертной казни. На эшафоте Достоевский видел перед собой только смерь. Он начинает уже ощущать высшую ценность жизни, о которой так много будут говорить герои его произведений. Потом писатель был отправлен в тюрьму в Сибирь. Наконец его ссылка на каторге. Это ссылка является важнейшим событием, поворотным пунктом в его духовной биографии, потому что благодаря ней происходит перерождение убеждений писателя.

О Достоевском можно говорить как об экзистенциалисте в душе, о человеке, который всю свою жизнь старался раскрыть мистерию человеческого существовании, а о его творческом пути как о поиске истины. Достоевский является создателем и основоположником экзистенциализма и полифонического романа. В качестве примера возьмём Жан-Поль Сартра, который в своей статье утверждал: «Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено»[5]. Это – исходный пункт экзистенциализма, дальше сам Достоевский в письме к брату писал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать, всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти слова Достоевского прежде всего доказывают, что суть его произведений – это раскрытие экзистенции человека и смысла его существования. Также мы можем обозначить, что Сартр дает Достоевскому звание «экзистенциалиста», ведь в центре внимания экзистенциалистов есть «человек», как и в произведениях Достоевского. Н. Бердяев писал, что центральная тема произведений Достоевского – человек и его судьба, он также писал: «человек – микрокосмос, центр бытия солнце, вокруг которого все вращается. Все в человеке и для человека»[6]. Достоевский видит в человеке загадку мировой истории – вот поэтому он ставит себе задачу решить вопрос о человеке. Итак, если раскрытие человеческого существования есть задача экзистенциалистов, то и у Достоевского этот вопрос вызывает непреодолимое желание поиска ответов. Н. Бердяев утверждает то, что Ф. М. Достоевский был не только великий мыслитель, но и великий провидец душ человеческих, гениальный диалектик и метафизик. Он дальше писал: «все идеи Достоевского связаны с судьбой человека, с судьбой мира, с судьбой Бога»[7]. Ф. М. Достоевский, как хорошо заметил С. В. Белов в своей книге «Федор Михайлович Достоевский», заставляет задуматься над главными вопросами существования человека.

Основами произведений Достоевского являются то, что его герои одержимы идеями, которые они сами себе создают. У них характерные признаки индивидуалистического сознания, стремление к познанию себя. Таким образом, это имеет связь с тем, что Бахтин назвал «Полифонией». Герои Достоевского творят свой собственный мир, в котором они являются мастерами. Автор не только интересуется человеческой душой, его поведением, его экзистенцией, но и собственно его идеями. Об этом, сам Бахтин, сказал: «Достоевский впервые в литературе сумел показать субъекта, личность, дух человека». Напоминаем, что у Достоевского понятие идеи особо раскрывается диалектической «динамикой», связанной с судьбами его героев. Достоевский в своем духе был экзистенциалистом, он всю жизнь старался искать решение вопросов, связанных с человеком в мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Он также рано понял, что человек - тайна: вот именно поэтому он защищал все время его достоинство, личность и свободу.

Напоминаем, что творческий путь Достоевского является духовным путём, дорогой исканий человека, который пытался найти свое место в несправедливо устроенном мире.

Подчеркиваем, что наша задача в том, чтобы показывать связь творчества Достоевского с нашей научной исследовательской работой. Действительно почти все книги Достоевского ставят вопросы о добре и о зле, так как они отражают действительность человеческого существования. Итак, когда мы говорим об этой действительности, мы имеем в виду то, что есть в ее окружении, то есть сначала добро, которое подразумевает хорошее поведение человека в обществе, оно также подразумевает справедливость, гармонию, счастье между людьми и потом зло. Оно имеет в виду жестокость человеческого существования, в котором господствует преступление страдание, несчастье, страх, смерть, несправедливость, эгоизм.

Произведения Ф. М. Достоевского в значительной мере интерпретированы русскими мыслителями. Каждый из них разработал собственную концепцию его произведений. Философы по-своему воспринимали его творчество. Множество из них видели в Достоевском новый дух. С Достоевского начинается новая большая эпоха в литературе, философии и в религии. В предисловии к книге «Миросозерцание Достоевского» Н. Бердяев отметил, что писатель имеет определяющее значение для его духовной жизни «ещё мальчиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою душу более чем кто-либо из писателей и мыслителей. Я всегда делил людей на людей Достоевского и людей чуждых его духу....идея свободы всегда была основной для моего религиозного мироощущения и миросозерцания и в этой первичной интуиции свободы я встретился с Достоевским как со своей духовной родиной»[8]. Достоевский является не только гениальным диалектиком и величайшим метафизиком, но и великим духовидцем. Идеи играют огромную центральную роль в его творчестве, идеи живут у него органической жизнью, имеют свою неотвратимую жизненную судьбу. Эта жизнь идеи –динамическая жизнь в ней нет ничего статического, нет остановки и окостенения. И Достоевский исследует динамические процессы в жизни идей. У Достоевского всегда все на накале, динамично, все в движении, в противоречиях и борьбе. Все идеи Достоевского связаны с судьбой человека, судьбой мира, с религией. Идеи определяют судьбу. Идеи Достоевского глубоко онтологичны, бытийственны, энергичны и динамичны. В них сосредоточивается и скрывается разрушительная энергия динамита. И Достоевский в своем мире показывает, как «взрывы» и идеи разрушают и несут гибель. Мир идей Достоевского совсем особый небывало ординальный мир. Также для того, чтобы приобщиться к опыту Достоевского нужно через него пройти. Воспринимая его как откровение, русские философы соединяли эту интерпретацию с раскрытием своих собственных идей. И так можно сказать, с одной стороны, мир идеи является особенностью произведений Достоевского. А с другой стороны, в позиции нескольких теоретиков Достоевский создает свободных людей, способных встать на место Творца, они не соглашаются с Ним и даже восстают против божественных истин и законов. Знакомясь с критической литературой о Достоевском, создается впечатление, что речь идет не об одном авторе, а о множестве – Раскольникове, Мышкине, Ставрогине, Иване Карамазове, Великом Инквизиторе и других. И, согласно Бахтину, Достоевский является создателем «полифоническихр» совершенно с новым типом художественного мышления. И так полифонический роман обозначает множественность самостоятельных и неслиянных голосов. Эта подлинная полифония полноценных голосов действительно является основной особенностью романов Достоевского. В этом типе романов полифонический герой является идеологическим авторитетом и самостоятельно воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершенного художественного произведения автора. Герой является субъектом, так как он свободен. Для литературных критиков, особенно Михаила Бахтина, Достоевский - «творец полифонического романа». Этот тип романа, то есть полифонический роман противопоставлен монологическому роману. В монологическом романе голос автора и голос героя одинаковые, сливаются друг с другом. А в полифоническом романе, голос героя построен как голос самого автора, но они различны, отсюда отметим, что замысел героя субъективен, а не объективен. Он монологически воспринимает и понимает его мир. Таким образом, у Достоевского все элементы структуры романа своеобразны. И как можно отметить, многие критики литературы, такие как Розанов, Волынский, Мережковский, Шестов, С. Аскольдов и другие шли путем философского многоголосия и монологизации.

Подводя итоги, можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский является бесконечно искренним и гуманным писателем. Всю свою жизнь он учил искать искру добра в каждом человеке, старался воспитать человека. Сам писатель неустанно повторял, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить только для себя, человек не должен проходить мимо несчастья, которое царит в мире. Человек согласно Достоевскому ответственен не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. «При полном реализме найти в человеке человека» - так Достоевский определял сам сущность своего гения, его высокую гуманистическую устремленность. Недаром некоторые из тех, кто испытывал в жизни минуты отчаяния, находили в произведениях Достоевского поддержку и выход. Они извлекали надежду из глубочайшей веры писателя в человека. Итак, творческий путь Достоевского отразился как в зеркале нашего научного исследования, но для того, чтобы лучше рассмотреть и раскрыть нашу тему необходимо перейти к его роману «Идиот».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: