Семинарское занятие №1
Концепция социального доверия Петра Штомпки
Текст: Статья Наталья Фреик «Петр Штомпка. Доверие: социологическая теория»
Вопросы предварительного исследования:
1. Ответьте, кто такой Петр Штомпка (страна проживания, годы жизни, профессия, основные достижения)?
Вопросы для конспектирования:
1. Каковы (по мысли П.Штомпки) причины активного обращения современной социологии к проблеме доверия?
2. Чем (по мнению П.Штомпки) обусловлено обращение социологии к культурной сфере жизни общества?
3. Перечислите характерные черты современного мира по П.Штомпке?
4. Опишите три ориентации людей в отношении человеческой непредсказуемости?
5. Охарактеризуйте три типа доверия.
6. Как связаны риск и доверие?
7. Запишите, что говорит П. Штомпка о разумных и неразумных рисках.
8. Какие разновидности доверия выделяет польский социолог?
9. Найдите в тексте статьи ответ на вопрос о трех измерениях доверия.
10. Выпишите первичные свойства вызывать доверие.
11. Что Штомпка говорит о производном доверии?
12. Каковы функции доверия?
13.Опишите шесть адаптационных социальных реакций в ответ на разрушенное доверие в обществе.
14. Каковы социальные условия формирования культуры доверия?
15. Что Штомпка говорит о роли доверия в демократических и не демократических обществах?
16. Каковы парадоксы демократии?
Семинарское занятие №2
Рациональность и ценность доверия
Текст: Статья А.П. Мальцевой «Философия доверия»
Вопросы для конспектирования:
1. Чем по мнению автора статьи обусловлена социальная значимость доверия?
2. Какова природа (происхождение) доверия и надежности?
|
3. Что требуется для возникновения доверия?
4. Что отвечают философы на вопрос о рациональности доверия людям?
5. В чем заключается полезность доверия?
6. Является ли доверие ценностью самой по себе?
7. Можно ли на взгляд автора статьи культивировать доверие?
Семинарское занятие № 3
Полноценное доверие
Текст: Статья А.П. Мальцевой «Полноценное доверие: понятие, проблема, методика формирования»
Вопросы для конспектирования и размышления:
1. Что различные мыслители отвечали на вопрос о важности доверия для общества?
2.Какие три цели преследовала автор статьи?
3. Как автор типологизирует доверие (какие типы доверия выделяет)?
4. В чем по мысли автора статьи заключается проблема социального доверия?
5. Какую методику обучения полноценному, рационально-моральному доверию предлагает А.П. Мальцева?
6. Согласны ли вы с выводом автора о том, что доверию можно учить и учиться?
Семинарское занятие № 4
Уровень и качество социального доверия в современной России
Текст: Статья А.П. Мальцевой «Социальное доверие в современной России: состояние, причины кризиса, условия излечения»
Вопросы для конспектирования и размышления:
1. Почему доверие так важно для развития общества? Как сказывается на развитии общества уровень социального доверия?
2. Как автор статьи определяет социальное доверие?
3. Как автор определяет социальный капитал?
4. Как связаны социальное доверие и социальный капитал?
6. Что свидетельствует о низком уровне социального доверия в современной России?
Каковы по мнению А.П. Мальцевой причины кризиса доверия в России?
|
5. Как автор статьи определяет конкретные условия, способствующие формированию культуры доверия в России?
6. Что по мнению автора можно и нужно сделать, чтобы повысить уровень социального доверия?
7. Что предлагаете вы?
Семинарское занятие №5
Особенности отечественной культуры доверия
Текст: Статья Джефри. Хоскинга «Структуры доверия в последние десятилетия Советского Союза»
Вопросы предварительного исследования:
1. Ответьте, кто такой Джефри Хоскинг (страна проживания, годы жизни, профессия, основные достижения)?
Вопросы для конспектирования:
1.Что автор говорит о двух главных векторах доверия?
2. Может ли доверие быть принудительным?
3. Что пишет автор о традициях реализации доверия в царской России?
4. Как советское общество сохраняло минимальный уровень социального доверия при тоталитарном политическом режиме?
5. Как сохраняли доверие в своей среде советские чиновники?
6. Как сохраняли доверие друг к другу простые советские люди?
7. Что атвор говорит о феномене круговой поруки?
8. Как советские граждане восстанавливали взаимное доверие в трудовых коллективах?
9. Какова были функции блата в советским обществе?
10. Как строилось доверие в коммуналках?
11. Плюсы и минусы солидарной ответственности.
12. Можно ли по мнению автора говорить о сохранении логики круговой поруки в постсоветской России?
Семинарское занятие № 6
Социальное изменение как причина упадка социального доверия
Текст: Статья П. Штомпки «Социальное изменение как травма»
|
Вопросы для конспектирования и размышления:
1. О каких трех парадигмах социальных изменений упоминает автор?
2. Какие дисфункциональные последствия могут быть у социальных изменений?
3. Опишите представление П.Штомпки о социальной травме?
4. О каких шести стадиях травматической последовательности говорит автор статьи?
5. Опишите потенциальные травматические для общества ситуации?
6. О каких травматических симптомах говорит автор?
7. Что имеет в виду Штомпка, когда определяет социальную травму как культурный феномен?
8. Как автор определяет культуру?
9. Перечислите социальные состояния, похожие на социальную травму.
10. Опишите условия, вызывающие социальные травмы.
11. Расскажите о субъектах культурной травмы и их различных восприятиях травмы.
12. Что автор пишет о стратегиях совладания с социальной травмой?
13. Расскажите о травматической последовательности по П. Штомпке.
14. Вы считаете современное российское общество травмированным? Почему вы так думаете?
Семинарское занятие № 7