КАК РИСОВАТЬ НОС
Для начала давайте разберемся с пластанатомией носа, что нам нужно знать, чтобы понимать, что мы рисуем.
Смотрите на рисунок: нос состоит из костного и хрящевого скелета. Подвижную часть носа образуют, понятно, хрящи. Они участвуют в образовании боковых стенок, крыльев носа и перегородки носовой полости.
Неподвижную его часть составляют лобные отростки верхнечелюстной кости, мы их еще называем стенками носа (2), и носовые кости (1). На фрагменте рисунка черепа как раз можно отчетливо увидеть, где они находятся.
К этому можно еще добавить носовую ость или носовой шип, который очень хорошо обнаружить на себе при пальпации и в рисунке он находится у нас под номером три.
Если вы будете знать все эти названия и месторасположение каждой составляющей части носа, вам только большой плюс. Для начинающего нужно хорошо представлять наличие всех этих элементов и в рисунке подразумевать их присутствие. Почему? Потому что сверху на костях имеются хрящи, на хрящах кожный покров и в результате получается так, что на самом деле половины из всего этого мы не видим или видим в искажении. Достаточно знать о них, что - бы понять форму носа и грамотно передать его объем в плоскости листа. Если вы захотите показать все сразу - впадете в ужасную детализацию и фрагментацию рисунка. Будьте с этим осторожны. Только после многих часов практики всего рисунка можно прибегать к таким изощрениям.
Если хотите, можете детальнее покопировать этот рисунок. Разберите конструктивно, сделайте пару набросков. Теперь давайте рассмотрим, как рисуется нос. Рисуется, как и губы двумя способами - выстраивается плоскостями и конструктивными линиями. Разберем на примере первый способ.
|
Весь объем носа можно заключить в пирамиду, или еще называют - призму. Эту упрощенную форму, и так - же точно просто находить пропорции - как самого носа, так и пропорциональные соотношения носа к частям самой головы.
Вот и наша пирамидка носа. Мы сделали анализ формы носа. Конечно, у каждого человека нос имеет свои характерные особенности, но их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением костей и мышц, а также хрящевыми образованиями. А мы взяли и просто нашли обобщенную форму всего этого. На начальном этапе нужно учиться соблюдать пропорциональные соотношения при его изображении, сходство есть результат правильного построения общей формы при точно выверенных высоте, ширине и глубине. Мы исследовали основные пропорциональные величины, вдобавок к этому можно определить наклон и положение носа в пространстве с учетом перспективы. Как можно вести работу над рисунком носа:
1. начинаем с основных пропорциональных величин.
2. определяем наклон и положение носа в пространстве с учетом перспективы.
3. намечаем общую форму носа и точно определяем его размеры - высота, длина, ширина.
4. Затем наметим надбровную дугу, длину пирамиды носа, ширину его основания в области переносицы, крыльев носа, переднюю плоскость с кончиком носа и переносицу. Характерные конструктивные точки нам помогают.
Эти точки располагаются симметрично относительно оси симметрии, которая разделяет форму носа на две половины. Они являются парными и располагаются так: точки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа, боковую поверхность - сверху у основания - внутренние края слезников, снизу - уголки краев крыльев носа. Они - же определяют нижнюю поверхность основания носа.
|
Замечание: заблуждается тот, кто считает, что длина между уголками краев крыльев носа должна быть равна длине между глазами (слезниками глаз). Чаще всего это просто так бывает, и не более того. Очень часто длина эта увеличена в пользу ширины носа у его основания, и редко, но бывает наоборот.
Как рисовать нос - способы
Учитывая пластанатомию носа можно вплотную приблизиться к имеющимся его составным частям и в рисунке. Смотрите. Трехчетвертной поворот, вот так будут располагаться все косточки и хрящики в пространстве листа, с учетом перспективных сокращений. Так учат во многих хороших учебниках по академическому рисунку, так учат многие учителя. Мне, такие педагоги в свое время не попались. У меня были такие, которые еще проще понимали форму носа как объем. Их способ вплотную приближается к живой натуре минуя перечисления всех хрящиков. Если обобщить всю эту форму и только ненамного изменить ее, дабы приблизиться к живой натуре, то получим рисунок, который вы можете видеть.
Дело в том, что нос ведь живая форма, мы не изучаем анатомические особенности на трупе в морге, будучи на втором курсе медицинского университета. Мы рисуем живой нос, покрытый кожным покровом, окруженный мышечной массой. А в этом случае и форма его понимается несколько проще.
Я не призываю вас использовать только один способ, выбирать какой лучше - вам. Потому и рассказываю о двух способах понимания этой формы.
|
Здесь вы можете видеть следующие рисунки, которые будут получаться при точном использовании пластанатомии носа. Под ними даны еще двое, но несколько отличающиеся.
Посмотрите на живую форму, на себя в зеркало. Рассмотрите свой нос. Конечно, формы носов разные, но отчетливо видны мышцы, которые располагаются поверх больших хрящей, напоминающие капли, они обволакивают кончик носа и идут в стороны по его боковым хрящам. Также дело обстоит и с малыми хрящами крыльев носа. Это еще две капли, которые визуально уходят под большие.
Но точно также эта живая форма может быть заключена в рамки, здесь есть плоскости - боковые, нижняя, верхняя, на которые можно положить светотень. Все остальное понимается на практике, когда вы сравните не один нос, нарисуете не один гипсовый фрагмент. Тощие носы с бедными мышечными тканями, где просматриваются все хрящевые образования, носы "картошкой", "горбатые", вздернутые - все многообразие дающееся природой. Какой вам из двух способов понравится, таким и рисуйте. Оба они рабочие. Главное о пропорциях и перспективе не забывайте и рисуйте находя общие формы, в последствии их разбивая на меньшие.