Предмет | Русский язык |
Класс | |
Программа | Перспектива |
Учебник | Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х ч., Москва, «Просвещение», 2012 |
Тема урока | Разделительный мягкий знак, ь - показатель мягкости. Закрепление и обобщение. |
Цель урока: | формировать умение писать слова с ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. |
Планируемые результаты: | Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных; - научатся выполнять самопроверку. Личностные: - научатся работать самостоятельно в парах и в группе на материале данного урока; - научатся выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога. - научатся понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; - научатся определять и формулировать цель деятельности на данном уроке с помощью учителя; - научатся высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом урока; - имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Познавательные УУД: - научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе. - получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Вид урока | Урок-путешествие |
Формы организации урока: | · индивидуальная; · фронтальная; · парная. · групповая |
Оборудование | · мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска) · учебник, · карточки со словами для групповой работы. · карточки для составления кластера, · картинки деревьев, прутьев, птиц, муравейника, пеньков, медведя, луж. |
Автор урока | Быкасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г. Абакана, Республики Хакасия |
Ход урока:
Этапы урока, время. | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||
I.Организационный этап. (2 мин.) | Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. Метод мотивации, фронтальная форма работы. | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу на уроке. - Здравствуйте, ребята! Улыбнемся мы друг другу И пожмем друг другу руку Здравствуй, солнце золотое Здравствуй, небо голубое! День хороший, как иначе? Пожелаем всем удачи! - Ребята садимся. Откройте тетради и запишите число. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Садятся. Открывают тетради и записывают число и месяц. | Личностные: -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в урок. | |||||||||||||||||||
II. Актуализация новых знаний (2 мин.) | Беседа, ответы на вопросы учителя, мотивация познавательной деятельности, диалог, фронтальная форма работы. | Ребята, отгадайте загадку: У каждого зверя в нём, Есть свой чудесный дом, Кто в дупле, кто в норе, Но живут все в тишине! - Ребята, а вам нравится бывать в лесу? Почему? - Я сегодня предлагаю вам отправиться на прогулку в лес! - Ой, ребята, а вот и первый житель, кто это у нас на пути? - Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый! – краса! А зовут ее … (картинка) (слайд 2) | Отгадывают загадку (Лес). Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания по теме «Лес». Дети отгадывают загадку: лиса | Коммуникативные: -учатся высказывать свои мысли, приводить доказательства. | Совершенствовать грамматический строй речи, формирование навыков словоизменения и словообразования. | |||||||||||||||||||
III. Постановка цели и задач урока. (8 мин.) | Актуализация знаний, определение темы урока, составление кластера. Фронтальная форма работы. | - На пути у лисы какие-то слова, она не может их прочитать, и не может побежать дальше. Давайте ей поможем!
Ел*, звер*ки, в*юга,
солов* и (карточки вывешиваются на доску)
-Что общего в этих словах?
- По каким признакам можно разделить их на 2 группы? Послушайте, я прочитаю слова.
Проверьте на экране
(слайд 3)
-Придумайте еще слова к каждой группе. Учитель вывешивает карточки со словами: день, хлопья, пеньки, платье, жильё. -Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите мягкий знак. - Хитрая лисичка предлагает нам сформулировать тему нашей прогулки-урока. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учитель одновременно с ответами уч-ся начинает составлять кластер по теме на доске:
- Помогли мы лисе, ребята? -Давайте попрощаемся с ней и отправляемся дальше на прогулку. | Ребята читают слова на карточках. Определяют общее -мягкий знак. Делят слова на группы: первая группа слов - мягкий знак показатель мягкости, вторая группа - разделительный Ь. Карточки со словами раскладывают по признакам. Ребята называют слова Дети говорят в какую группу их нужно отнести. Пишут в тетрадь слова, подчеркивая орфограммы. Определяют тему урока - мягкий знак. (с помощью учителя уточняют тему: разделительный мягкий знак, ь – показатель мягкости). | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; -выполнять последовательность необходимых операций; -развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Коммуникативные УУД: - высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи; - развивать умение слушать и понимать других. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | |||||||||||||||||||
IV. Обобщение и систематизация знании. (15 мин.) | 1. Подготовка к исследовательской деятельности. Фронтальная работа | - Ой, ребята, а кто это? (картинка) (слайд 4) - Да это сова! Она очень умная птица и решила вас пригласить в лесную лабораторию провести вместе с ней исследование по теме: «Сопоставление ь – показателя мягкости согласных и разделительного ь знака». - У вас в тетради записаны две группы слов. Вам нужно объединиться в группы и исследовать все слова одной из групп и найти ответы на следующие вопросы (вопросы на слайде 5): Учитель раздает план работы (вопросы, на которые дети ищут ответ): -1 группу слов будет исследовать группа №1, №3 и №5. -2 группу слов - группы №2, №4 и № 6 Давайте вспомним правила работы в группе. -Начинайте свою работу. | Определяют птицу по картинке. Ребята после слов учителя объединяются в группы. Ребята с помощью учителя вспоминают правила работы в группах: - Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом. -Говорить тихим голосом, чтобы не мешать другой группе детей. - Умей слушать других. | Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. - получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. | Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; -готовность ученика к самостоятельной исследовательской деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока. | |||||||||||||||||||
2. Исследовательская деятельность. Групповая работа. | Учитель наблюдает, оказывает при необходимости помощь группам. | Дети анализируют слова, обсуждают ответ, записывают на выданном листе. | Коммуникативные УУД: - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. | Научатся на основе исследовательской деятельности делать выводы. | ||||||||||||||||||||
3. Составление кластера. Фронтальная работа | Давайте проверим вашу работу.
Учитель предлагает ответить на 1 вопрос плана группу №1.
-С этой группой слов работали ребята группы №3 и № 5, какие у вас есть дополнения, изменения.
-Я согласна с результатом вашего исследования (Прикрепляет на доску следующий элемент кластера)
Аналогичная работа с группой № 2, № 4, № 6, ответ на 1 вопрос плана. После ответов на все вопросы плана на доске готовый кластер:
| Дети говорят о том, что они решили, что ь стоит на конце слова и бывает в середине слова. Ученики рассказывают о своих наблюдениях. | Познавательные УУД: - научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации. | ||||||||||||||||||||
4.Анализ составленного кластера. | - Давайте внимательно посмотрим на составленный кластер и сделаем вывод. - Чем похожи ь знак смягчающий и разделительный? - Чем отличаются? - Сравните, правильно мы составили кластер? (слайд 6). -Я думаю, что сова осталась довольна нашей работой. | Определяют, что похожи тем, что ь знак может стоять в середине слова, после согласного звука. Различаются буквами после ь знака и разделительный ь не стоит в конце слова. -Верно. | Познавательные УУД: - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. | Научаться анализировать собственную работу, определять чем похожи и чем различаются данные орфограммы. | ||||||||||||||||||||
V. Физ. минутка. (2 мин.) | Вставайте, немного отдохнем. - На полянке две лисички, Две рыжие сестрички Утром рано просыпались, Полотенцем растирались, Лапками хлопали, Ножками топали, Вправо, влево - наклонялись. Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям – физ. культ привет! - Молодцы, хорошо отдохнули, а теперь дальше в путь! | Дети выполняют движения за учителем. | ||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление изученного материала. (10 мин.) | 1. Самостоятельная работа. Самодиктант. | - Ой, слышите? Чьё-то пение раздается…(звучит пение соловьёв). (слайд 7) - Это трели самых известных певчих птиц – соловьев. Несмотря на чудный голос, внешней красотой соловьи не отличаются. -Как вы думаете, почему именно эти птицы (соловьи) прилетели к нам на урок? - Определите функцию этого мягкого знака? Докажите. Соловьи предлагают нам нарисовать картину леса, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов. - Что обязательно нужно нарисовать на картине, чтобы было понятно, что это лес? (Деревья) (По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах, а на другой стороне доски учитель вывешивает карточки со словами, которые называли дети). – А что это у деревьев? (Сучья) – А на деревьях растут…(Листья) – Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? (Прутья). – В лесу на деревьях вьют свои гнезда…?(Птицы). – Что есть у каждой птицы? (Крылья) – А что у птиц на крыльях и на теле? (Перья) – Иногда в лесу под деревом встречается куча из хвоинок и листьев, которая называется….. (Муравейник). – А кто же построил этот большой дом? (Муравьи) – Как называется это дерево, под которым построен муравейник? (Ель) - А здесь деревья кто-то срубил, и остались от них только…(Пеньки) - Трудно теперь будет небольшим лесным жителям спрятаться от врагов. А как назвать другим словом лесных жителей маленького размера? (Зверьки) -А вот под этим деревом построил себе берлогу большого размера зверь. Кто это? (Медведь) - Как называется время года, когда медведь впадает в спячку? (Осень). - В это время года часто моросит…(Дождь) - Пройдет дождь. Всюду лужи и ….(Грязь). - И все-таки бывают ещё теплые …(Деньки)! –Прочитайте еще раз эти слова. Учитель убирает слова на карточках. – А теперь запишите по памяти, но только те слова где был ь. В помощь вам останется картина. | Определяют, что в названии птиц есть ь. Доказывают почему это разделительный ь. Дети определяют по смыслу подходящие слова: · деревья, · сучья, · листья, · прутья, · птицы, · крылья, · перья, · муравейник, · муравьи, · ель, · пеньки, · зверьки, · медведь, · осень, · дождь, · грязь, · деньки. Вспоминают и записывают слова. | Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных. Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. | Научатся различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Самостоятельное записывать слова опираясь на иллюстрации. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. | |||||||||||||||||||
2. Взаимопроверка работы. | - Посчитайте, сколько слов вспомнили и записали. (15 слов).
-А кто попался в «ловушку» и написал слова без ь?
Подчеркните слова с разделительным ь. Подсказка для вас – составленный кластер.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища по образцу (слова на
слайде 8)
- Подведем итог, на какие две группы мы разделили эти слова? | Ответы детей. На разделительный мягкий знак и ь-показатель мягкости. | Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока. Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных -выполнять самопроверку. | Научатся приходить к общему мнению по теме урока выполняя самопроверку. | ||||||||||||||||||||
V.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) | Дифференциация домашнего задания, мотивация учащихся на его выполнение. | Ребята, домашнее задание вы сегодня выбираете сами. - Кто считает, что хорошо справлялся со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома: запишите 10 слов с разделительным мягким знаком и 10 слов со смягчающим ь. - Кто пока ещё не уверен в себе, выполняет упр. 205. | Слушают инструкцию учителя. | Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. | |||||||||||||||||||
VI.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) | Итак, наша прогулка закончилась! - Что нового сегодня узнали на уроке? Чему научились? А сейчас каждый вспомните, как работал на уроке: активно или пассивно, материал урока был понятен или нет, довольны и вы своей работой или нет. Если на все вопросы у вас положительный ответ - возьмите желтые листики деревьев и прикрепите на нашу картину, ели что-то не устроило в уроке, возьмите красного цвета лист. Анализ полученных результатов. (если есть дети, у которых были затруднения на уроке) -Что тебе показалось трудным на уроке? И т.п. - Урок окончен. (слайд 9) | Ответы детей. Дети прикрепляют листики определенного цвета. | Личностные: научатся понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |