Технологическая карта урока. Ход урока: Этапы урока, время. Виды работы, формы




Предмет Русский язык
Класс  
Программа Перспектива
Учебник Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х ч., Москва, «Просвещение», 2012
Тема урока Разделительный мягкий знак, ь - показатель мягкости. Закрепление и обобщение.
Цель урока: формировать умение писать слова с ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Планируемые результаты: Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных; - научатся выполнять самопроверку. Личностные: - научатся работать самостоятельно в парах и в группе на материале данного урока; - научатся выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога. - научатся понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; - научатся определять и формулировать цель деятельности на данном уроке с помощью учителя; - научатся высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом урока; - имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Познавательные УУД: - научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе. - получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока Урок-путешествие
Формы организации урока:   · индивидуальная; · фронтальная; · парная. · групповая
Оборудование · мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска) · учебник, · карточки со словами для групповой работы. · карточки для составления кластера, · картинки деревьев, прутьев, птиц, муравейника, пеньков, медведя, луж.
Автор урока Быкасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г. Абакана, Республики Хакасия

Ход урока:

Этапы урока, время. Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный этап. (2 мин.)   Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. Метод мотивации, фронтальная форма работы. Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу на уроке. - Здравствуйте, ребята! Улыбнемся мы друг другу И пожмем друг другу руку Здравствуй, солнце золотое Здравствуй, небо голубое! День хороший, как иначе? Пожелаем всем удачи! - Ребята садимся. Откройте тетради и запишите число. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.   Садятся. Открывают тетради и записывают число и месяц. Личностные: -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в урок.
II. Актуализация новых знаний (2 мин.)   Беседа, ответы на вопросы учителя, мотивация познавательной деятельности, диалог, фронтальная форма работы.   Ребята, отгадайте загадку: У каждого зверя в нём, Есть свой чудесный дом, Кто в дупле, кто в норе, Но живут все в тишине! - Ребята, а вам нравится бывать в лесу? Почему? - Я сегодня предлагаю вам отправиться на прогулку в лес! - Ой, ребята, а вот и первый житель, кто это у нас на пути? - Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый! – краса! А зовут ее … (картинка) (слайд 2)     Отгадывают загадку (Лес). Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания по теме «Лес».   Дети отгадывают загадку: лиса Коммуникативные: -учатся высказывать свои мысли, приводить доказательства.     Совершенствовать грамматический строй речи, формирование навыков словоизменения и словообразования.    
III. Постановка цели и задач урока. (8 мин.)   Актуализация знаний, определение темы урока, составление кластера. Фронтальная форма работы.     - На пути у лисы какие-то слова, она не может их прочитать, и не может побежать дальше. Давайте ей поможем! Ел*, звер*ки, в*юга, солов* и (карточки вывешиваются на доску) -Что общего в этих словах? - По каким признакам можно разделить их на 2 группы? Послушайте, я прочитаю слова. Проверьте на экране (слайд 3)
Ь знак – показатель мягкости Разделительный ь знак
ел ь звер ь ки в ь юга солов ь и

 

-Придумайте еще слова к каждой группе.

Учитель вывешивает карточки со словами: день, хлопья, пеньки, платье, жильё.

-Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите мягкий знак.

- Хитрая лисичка предлагает нам сформулировать тему нашей прогулки-урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Учитель одновременно с ответами уч-ся начинает составлять кластер по теме на доске:

Ь - показатель мягкости
Разделительный ь

 

- Помогли мы лисе, ребята?

-Давайте попрощаемся с ней и отправляемся дальше на прогулку.

  Ребята читают слова на карточках. Определяют общее -мягкий знак. Делят слова на группы: первая группа слов - мягкий знак показатель мягкости, вторая группа - разделительный Ь. Карточки со словами раскладывают по признакам.   Ребята называют слова   Дети говорят в какую группу их нужно отнести.   Пишут в тетрадь слова, подчеркивая орфограммы. Определяют тему урока - мягкий знак. (с помощью учителя уточняют тему: разделительный мягкий знак, ь – показатель мягкости).   Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; -выполнять последовательность необходимых операций; -развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Коммуникативные УУД: - высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи; - развивать умение слушать и понимать других. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
IV. Обобщение и систематизация знании. (15 мин.)   1. Подготовка к исследовательской деятельности. Фронтальная работа   - Ой, ребята, а кто это? (картинка) (слайд 4) - Да это сова! Она очень умная птица и решила вас пригласить в лесную лабораторию провести вместе с ней исследование по теме: «Сопоставление ь – показателя мягкости согласных и разделительного ь знака». - У вас в тетради записаны две группы слов. Вам нужно объединиться в группы и исследовать все слова одной из групп и найти ответы на следующие вопросы (вопросы на слайде 5): Учитель раздает план работы (вопросы, на которые дети ищут ответ): -1 группу слов будет исследовать группа №1, №3 и №5. -2 группу слов - группы №2, №4 и № 6 Давайте вспомним правила работы в группе. -Начинайте свою работу. Определяют птицу по картинке.     Ребята после слов учителя объединяются в группы.     Ребята с помощью учителя вспоминают правила работы в группах: - Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом. -Говорить тихим голосом, чтобы не мешать другой группе детей. - Умей слушать других. Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. - получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; -готовность ученика к самостоятельной исследовательской деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
  2. Исследовательская деятельность. Групповая работа. Учитель наблюдает, оказывает при необходимости помощь группам. Дети анализируют слова, обсуждают ответ, записывают на выданном листе. Коммуникативные УУД: - научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Научатся на основе исследовательской деятельности делать выводы.  
3. Составление кластера. Фронтальная работа   Давайте проверим вашу работу. Учитель предлагает ответить на 1 вопрос плана группу №1. -С этой группой слов работали ребята группы №3 и № 5, какие у вас есть дополнения, изменения. -Я согласна с результатом вашего исследования (Прикрепляет на доску следующий элемент кластера)
Разделительный ь  
Ь - показатель мягкости

 

 


Аналогичная работа с группой № 2, № 4, № 6, ответ на 1 вопрос плана.

После ответов на все вопросы плана на доске готовый кластер:

 

 
 


Разделительный ь
Ь - показатель мягкости

 

       
   
 

Дети говорят о том, что они решили, что ь стоит на конце слова и бывает в середине слова.     Ученики рассказывают о своих наблюдениях. Познавательные УУД: - научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.
  4.Анализ составленного кластера. - Давайте внимательно посмотрим на составленный кластер и сделаем вывод. - Чем похожи ь знак смягчающий и разделительный?     - Чем отличаются?     - Сравните, правильно мы составили кластер? (слайд 6). -Я думаю, что сова осталась довольна нашей работой.   Определяют, что похожи тем, что ь знак может стоять в середине слова, после согласного звука. Различаются буквами после ь знака и разделительный ь не стоит в конце слова. -Верно. Познавательные УУД: - научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Научаться анализировать собственную работу, определять чем похожи и чем различаются данные орфограммы.  
V. Физ. минутка. (2 мин.)     Вставайте, немного отдохнем. - На полянке две лисички, Две рыжие сестрички Утром рано просыпались, Полотенцем растирались, Лапками хлопали, Ножками топали, Вправо, влево - наклонялись. Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям – физ. культ привет! - Молодцы, хорошо отдохнули, а теперь дальше в путь! Дети выполняют движения за учителем.    
VI. Закрепление изученного материала. (10 мин.)   1. Самостоятельная работа. Самодиктант. - Ой, слышите? Чьё-то пение раздается…(звучит пение соловьёв). (слайд 7) - Это трели самых известных певчих птиц – соловьев. Несмотря на чудный голос, внешней красотой соловьи не отличаются.     -Как вы думаете, почему именно эти птицы (соловьи) прилетели к нам на урок? - Определите функцию этого мягкого знака? Докажите. Соловьи предлагают нам нарисовать картину леса, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов. - Что обязательно нужно нарисовать на картине, чтобы было понятно, что это лес? (Деревья) (По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах, а на другой стороне доски учитель вывешивает карточки со словами, которые называли дети). – А что это у деревьев? (Сучья) – А на деревьях растут…(Листья) – Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? (Прутья). – В лесу на деревьях вьют свои гнезда…?(Птицы). – Что есть у каждой птицы? (Крылья) – А что у птиц на крыльях и на теле? (Перья) – Иногда в лесу под деревом встречается куча из хвоинок и листьев, которая называется….. (Муравейник). – А кто же построил этот большой дом? (Муравьи) – Как называется это дерево, под которым построен муравейник? (Ель) - А здесь деревья кто-то срубил, и остались от них только…(Пеньки) - Трудно теперь будет небольшим лесным жителям спрятаться от врагов. А как назвать другим словом лесных жителей маленького размера? (Зверьки) -А вот под этим деревом построил себе берлогу большого размера зверь. Кто это? (Медведь) - Как называется время года, когда медведь впадает в спячку? (Осень). - В это время года часто моросит…(Дождь) - Пройдет дождь. Всюду лужи и ….(Грязь). - И все-таки бывают ещё теплые …(Деньки)! –Прочитайте еще раз эти слова. Учитель убирает слова на карточках. – А теперь запишите по памяти, но только те слова где был ь. В помощь вам останется картина.     Определяют, что в названии птиц есть ь.   Доказывают почему это разделительный ь.   Дети определяют по смыслу подходящие слова: · деревья, · сучья, · листья, · прутья, · птицы, · крылья, · перья, · муравейник, · муравьи, · ель, · пеньки, · зверьки, · медведь, · осень, · дождь, · грязь, · деньки.     Вспоминают и записывают слова.   Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных. Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Научатся различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Самостоятельное записывать слова опираясь на иллюстрации. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
2. Взаимопроверка работы.   - Посчитайте, сколько слов вспомнили и записали. (15 слов). -А кто попался в «ловушку» и написал слова без ь? Подчеркните слова с разделительным ь. Подсказка для вас – составленный кластер. Обменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища по образцу (слова на слайде 8)
дерев ь я ел ь суч ь я осен ь лист ь я звер ь ки прут ь я медвед ь крыл ь я дожд ь пен ь ки гряз ь пер ь я ден ь ки мурав ь и

- Подведем итог, на какие две группы мы разделили эти слова?

Ответы детей.   На разделительный мягкий знак и ь-показатель мягкости. Коммуникативные УУД: - научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока. Предметные: - научатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь; - научатся писать слова с разделительным мягким знаком; - получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных -выполнять самопроверку.   Научатся приходить к общему мнению по теме урока выполняя самопроверку.
V.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)   Дифференциация домашнего задания, мотивация учащихся на его выполнение.   Ребята, домашнее задание вы сегодня выбираете сами. - Кто считает, что хорошо справлялся со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома: запишите 10 слов с разделительным мягким знаком и 10 слов со смягчающим ь. - Кто пока ещё не уверен в себе, выполняет упр. 205. Слушают инструкцию учителя. Регулятивные УУД: - научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученным правилом и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкцией учителя. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
VI.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)   Итак, наша прогулка закончилась! - Что нового сегодня узнали на уроке? Чему научились? А сейчас каждый вспомните, как работал на уроке: активно или пассивно, материал урока был понятен или нет, довольны и вы своей работой или нет. Если на все вопросы у вас положительный ответ - возьмите желтые листики деревьев и прикрепите на нашу картину, ели что-то не устроило в уроке, возьмите красного цвета лист. Анализ полученных результатов. (если есть дети, у которых были затруднения на уроке) -Что тебе показалось трудным на уроке? И т.п. - Урок окончен. (слайд 9)     Ответы детей.   Дети прикрепляют листики определенного цвета.   Личностные: научатся понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: имеют возможность научиться анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причину. Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: