ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей:
«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, он редко дожидается ответов».
Цель работы.
· Создание условий для снижения гиперактивности у старших дошкольников.
Задачи.
· Развитие произвольной саморегуляции в поведении и двигательной сфере.
· Формирование навыков релаксации.
· Выработка произвольности в познавательной сфере, усиление концентрации и устойчивости внимания.
Работа начата по запросу родителей.
Месяц | Упражнения, цели |
Октябрь | 1. «Почесать спинку» Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания. 2. «Шершавые дощечки» Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания. 3.«Разрывание бумаги» Цель: разрядка накопившейся энергии. 4.«Штриховка» Цель: развитие зрительно-двигательной координации. 5. «Тряпичная кукла и солдат» Цель: упражнение на релаксацию. 6.«Путешествие на облаке» Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу. 7.«Лабиринты» Цель: развитие зрительно-двигательной координации. 8.«Черепаха» Цель: Научить контролировать свои движения. 10. «Игра с коробками» Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы. 11. «Камень мудрости» Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 12. «Тряпичная кукла» Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге. |
Ноябрь | 1. «Путешествие на облаке» Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу. 2.«Графический диктант» Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 3. «Быстрые превращения» Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы. 4.«Камень мудрости» Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности. 5. «Ребусы» Цель: развитие произвольного внимания, мышления. 6.«Летает – не летает» Цель: развитие произвольности движений. 7. «Разрывание бумаги» Цель: разрядка накопившейся энергии. 8.«Лабиринты» Цель: развитие зрительно-двигательной координации. 9.«Шершавые дощечки» Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания. 10.«Тряпичная кукла» Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге. 11.«Запретная цифра» Цель: формирование элементов самоконтроля. |
Декабрь | 1. «Путешествие на облаке» Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу. 2. «Ребусы» Цель: развитие произвольного внимания, мышления. 3.«Летает – не летает» Цель: развитие произвольности движений. 4.«Черепаха» Цель: Научить контролировать свои движения. 5.«Почесать спинку» Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания. 6. «Смеяться запрещается» Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания. 7.«Графический диктант» Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания. 8.«Игра с коробками» Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы. 9.«Штриховка» Цель: развитие зрительно-двигательной координации. 10. «Быстрые превращения» Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы. |
Описание упражнений.
|
|
Почесать спинку»
Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, друг за другом по кругу так, чтобы каждый из вас видел перед собой спину своего товарища.
Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.
Легкими движениями сверху вниз постучите по спине своего соседа, а теперь развернитесь в другую сторону и сделайте массаж другому соседу.
Шершавые дощечки»
Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания
Материал к заданию: ящик с двумя наборами дощечек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого ученика. Дощечки одинаковы попарно.
|
Инструкция: а) Ребенок с закрытыми глазами берет из одного набора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупывания подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.
б) Ребенок с закрытыми глазами ищет дощечку с самой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кладет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получится равномерно упорядоченный ряд.
Задание можно начинать выполнять и с самой гладкой дощечки.
Затем с открытыми глазами ребенок проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки обратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут расположены как в натуральном ряду.
Тряпичная кукла»
Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.
Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?
Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы сможете быть особенно нежными и милыми по отношению друг к другу. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Сейчас по очереди каждый из вас будет тряпичной куклой. Я покажу сейчас остальным, как можно понежить тряпичную куклу.
Нежно приподнимите по очереди руки и ноги и мягко положите их обратно на пол. А «тряпичная кукла» может расслабить все свои мускулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать приятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол.
А теперь ребята, вы покажите, как умеете нежно и ласково обращаться с куклой (при желании дети могут комментировать свои действия).
Проследите, пожалуйста, чтобы у ребенка, лежащего в центре, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребенок, лежащий на полу, может при желании останавливать движение ноги или руки.
В конце подведение итогов занятия (что понравилось, что нет, почему).
Разрывание бумаги»
Цель: разрядка накопившейся энергии
Материал: ненужные листы бумаги, журналы, газеты.
Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно спросить детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.
Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю детям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем кусочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится большой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.
После наступает момент уборки.
Штриховка»
Цель: развитие зрительно-двигательной координации
Материал: альбомный лист с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.
Инструкция: дети, перед вами листы, на которых нарисованы геометрические фигуры. И сейчас вы будите их штриховать разными цветами и разными видами штрихов (прямые, наклонные, волнистые)
Тряпичная кукла и солдат»
Цель: упражнение на релаксацию
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...
В конце занятия подводим итог.
Путешествие на облаке»
Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу.
Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Лабиринты»
Цель: развитие зрительно-двигательной координации
Материал: различные лабиринты.
Инструкция: сейчас мы с вами будем путешествовать по различным лабиринтам, выход из которых вы должна найти как можно быстрее, но при этом вы должны передвигаться строго по дорожке, не выходя за ее границы
(для того чтобы дети четко выполняли правила и не выходили за границы, можно использовать карандаш).
Черепаха»
Цель: Научить контролировать свои движения.
Инструкция: Педагог встает у стены помещения, остальные дети располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу они начинают движение. Далее педагог говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.
По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».
Педагог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.
В конце подводится итог.
Игра с коробками»
Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы
Материал: коробки различной величины.
Инструкция: ограничения предлагаемой техники связаны лишь с пределами детского воображения. Наличие всего нескольких или даже одной коробки может давать простор фантазии. Наиболее интересны для ребенка коробки из-под столов и иной мебели. Так, например, длинная коробка, открывающаяся с одной стороны, может служить для ребенка «домом», на ее противоположном от «двери» конце и по бокам ребенок может нарисовать окна. В других случаях крупная коробка может изображать автобус, в который дети смогут заходить с той или другой стороны. При этом они могут вырезать по бокам окна. Удлиненная коробка, открывающаяся с обеих сторон, может изображать «тоннель». Некоторые дети, особенно в ходе групповых занятий, любят прятаться в коробки.
Камень мудрости»
Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.
Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.
Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.