Дети по своей природе очень любят соревноваться между собой. Викторина – это соревнование в эрудиции, интеллектуальная игра.
Самое главное в организации викторины – правила и вопросы, в зависимости от этого определяется количество команд, состав участников и даже расстановка мебели в момент игры. Придумывать правила (иными словами «сюжет», или форму «игры») самому очень рискованно: если вы не учтёте какую-то мелочь, которая приведёт к конфликту, то вместо радостного времяпровождения вы получите испорченное настроение, разобщённость внутри отряда и затаённую на вас, как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у вас нет опыта разработки викторин, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками – телевизионными версиями состязаний в эрудиции: «Звёздный час», «Брейн - ринг», «Зигзаг удачи», «Великолепная семёрка», «Ключ к успеху», «Своя игра», «Ключ к успеху», «Полундра», «О, счастливчик», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес» и т.д. Если вы выберете версию телевизионной викторины, то вам не придётся долго объяснять правила игры, т.к. дети общаются с телевизором не меньше вас.
Если у вас нет заранее заготовленных вопросов, то их придётся продумать, это не просто, но зато увлекательно. Лучше, если вы займётесь составлением вопросов вместе с детьми – помощниками из инициативной группы, кроме того это позволит вам узнать об интересах детей, круге их чтения.
При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:
- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развёрнутого ответа (например: дайте характеристику круговорота воды в природе);
- нельзя, чтобы вопрос требовал узко специфических, углублённых знаний (например: кто был комендантом Полтавской крепости во время знаменитой битвы 1709 г.?)»
- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа – перечисления (например: какие команды были чемпионами мира по футболу?);
- нельзя, чтобы вопрос состоял из 3-х вопросов (например: кто, когда и зачем изобрёл порох?);
- нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (не амперметром ли измеряется сила тока?).
Все вопросы, в которых нарушены данные принципы, являются «некорректными», и чаще всего вызывают протесты, оспариваемые решения жюри, обиды и слёзы. Чтобы не провоцировать такие ситуации – лучше избавиться от «сомнительных» вопросов.
В очень выгодном свете всегда вопросы, подобранные по темам: «О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках» и т.д. Темой может выступить отдельный фильм, произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать не менее 10 остроумных вопросов.
Помимо правил и вопросов необходимо создать соответствующие условия успеха:
- наличие компетентных судей;
- красивое оформление;
- ритуалы начала и окончания игры;
- наличие наград;
- сообразительный ведущий (которым скорее всего будете вы), учитывающий такие моменты как: представление участников, комментарии ответов, подсказки из зала, поддержание игровой интриги и т.д.
Викторина не должна превращаться в интеллектуальный марафон: оптимальное время – 1 час.
Конкурс – это тоже соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. За конкурсом наблюдают зрители, которые вдохновляют участников на победу и одновременно сами получают удовольствие от наблюдения за соревнующимися.
Нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить механизм соревнования – конкуренции и заготовить в изобилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно всё: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения ванных комнат.
Синонимами слова «конкурс», могут быть слова «турнир», «бой», «поединок», «схватка» и т.д.
Участники, соревнуясь в любой деятельности, проявляют свою креативность, поэтому конкурс – отличное педагогическое средство формирования творческих способностей.
Классическими являются конкурсы:
- актёрского мастерства;
- градостроителей из песка;
- поделок из природного материала;
- шумовых оркестров;
- врунов имени барона Мюнхгаузена;
- конкурс – ромашка.
Компоненты успеха конкурса:
1) Интересные задания.
2) Красивое оформление.
3) Материальное обеспечение.
4) Музыкальное сопровождение.
5) Находчивый ведущий.
6) Компетентное жюри.
7) Эмоциональные зрители.
8) Исполнительные помощники.
9) Подготовленные команды.
10)Призы для победителей.
Награда – это своеобразная оценка детских усилий, поощрение за труды, стимул к дальнейшей работе, поэтому не забывайте об этом компоненте.
Какие конкурсы можно организовать:
- «Конкурс инсценированных анекдотов»;
- «Вечер рекордов Гиннеса»;
- «Аукцион талантов»;
- «Конкурс визажистов»;
- «Кинофестиваль» (или конкурс рисованных фильмов);
- «Конкурс рекламного плаката»;
- «Мультлото»;
- «Парад космических войск»;
- «Конкурс видеоклипов»;
- «Комический цирк»;
- «Сказочное ассорти»»
- «Вечер в клубе детективов»;
- «КВН» и т.д., и т.п.
Праздник в условиях ДОЛ по своей сути является большим общелагерным КТД, поэтому требует тщательной подготовки и, следовательно, не может проводиться ежедневно.
Праздник организуется, планируется и проводится согласно методике и технике КТД. Одной из составных частей праздника часто является традиционный показ номеров от всех отрядов. Кроме «обязательных» и часто скучных выступлений чтецов, танцоров, певцов, сценок, эстрадных номеров в программу лучше включить: пародию, театр теней, шумовой оркестр, клоунаду, театр пантомимы и живых картин, театр кукол, спортивно-акробатические номера, фокусы, переозвучивание фильма, частушек, иллюзион и т.д. Праздник обычно длится целый день (редко несколько дней), поэтому важно тщательно спланировать программу дня и выбрать соответствующие задания, согласно тематике праздника.
Праздники, проводимые в ДОЛ традиционно:
- Ярмарка.
- Праздник Нептуна.
- День Ивана Купалы.
- День именинника.
- День открытия и закрытия лагеря.
- Мисс и мистер лагеря.
- День сказки. и т.д.
Вы можете проявить фантазию и организовать свой праздник: «Встречаем НЛО», «Праздник ватрушки», «Шуточная Олимпиада», «День бантов», «День фантазёров», «День индейцев», «День игры и игрушки» и т.д.
Занятия в кружках и секциях в детском оздоровительном лагере являются составной частью воспитательной работы отряда, лагеря. Руководят ими вожатые, а так же специальные сотрудники – специалисты в той или иной области.
Вечером, в день заезда, весь лагерь собирается в зале, где ребята каждый может проявить себя, в каком-либо виде деятельности. Послушать и посмотреть рекламу кружков и секций, задать вопросы руководителям.
День – два даётся детям на запись в тот или иной кружок, секцию.
Работа кружков начинается с общей линейки, где руководители ещё раз представляют свой кружок и разводят детей на занятия. Ребятам, которые не выбрали себе занятие по душе, предлагаются эпизодические дела.
Кружки и секции работают в одно и то же время, которое в лагере называется «Час ученичества».
Руководитель кружка разрабатывает календарно-тематический план.
В него входят:
- название кружка;
- цель и практические задачи работы с детьми, темы, количество часов теории и практики;
- общелагерные и отрядные дела, в которых примут участие кружковцы;
- итоговые формы работы кружка (творческий отчёт. Концерт, выставка и т.п.).
Занятия кружков в лагере имеют свои особенности, они заключаются не только в новизне обстановки и кратковременности действия, но и прежде всего в том, что каждое из них имеет практическую направленность.
Даже теоретические занятия по возможности необходимо проводить средствами окружающей действительности: натуралисты – в лесу, на лугу, юные художники – на натуре, юные техники – мастерских.
Другая особенность – взаимодействие кружков различного профиля для подготовки и проведения разнообразных лагерных праздников.
Общие дела сплачивают коллектив кружка: помощь в оформлении лагеря, организация конкурсов, викторин, проведение походов и т.п. Наибольшей популярностью пользуются у ребят кружки, связанные с рукотворчеством, кружки природоведческого и краеведческого направления, секции спортивных игр и, конечно же, туризм.
Так как руководителями кружков и секций, в основном являются вожатые – студенты, то это требует особой подготовки практикантов к работе в летний период: тщательный подход к содержанию педагогической копилки, изготовление наглядного и демонстрационного материала и т.п.