Страхование в системе внешнеэкономических связей.




Объектом страхования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются имущественные интересы ее участников. К специфическим особенностям внешнеэкономической деятельности можно отнести то, что взаимодействие участников может подчиняться правовому регулированию различных стран, а также международному правовому регулированию. Поэтому в рамках данного учебника необходимо уделить этому аспекту определенное внимание.

Внешнеэкономические договоры (контракты) (ВНЭД). Это письменно оформленное соглашение двух и более участников ВЭД и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение и прекращение их взаимных прав и обязанностей в ВЭД.

Права и обязанности по договору определяются правом страны, определенной по согласованию участников. Если согласование не проводилось, применяются права следующих сторон:

1) по договору купли-продажи — страны-продавца;

2) по договору лицензирования — лицензиария;

3) в договоре комиссии — комитента;

4) договор страхования — страхователя;

5) в договоре займа — кредитора.

Универсальные международные торговые термины — типовые договоры. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике партнеров. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения подобных проблем Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала международные правила толкования торговых терминов, известных как Инкотермс 1936, которые изменялись в дальнейшем с целью согласования с текущей международной торговой практикой.

Инкотермс представляют собой свод международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов. Внедрение компьютерных технологий во внешнеэкономическую деятельность потребовало внесения некоторых изменений в международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс). Потребность в новой редакции была обусловлена также изменением способов транспортировки, использованием контейнеров, смешанных перевозок и перевозки роллон-ролл с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта в перевозках на короткое расстояние. В настоящее время универсальные торговые термины истолковываются следующим образом.

В настоящее время практика страхования перевозимого товара получила в международной торговле очень широкое применение. Условия страхования, так же как и условия перевозки, имеют характер согласованных сторонами директив для того контрагента, на котором лежит страхование товара.

В тех случаях, когда покупатель несет риск перевозки и он же должен застраховать товар, продавец заинтересован в соответствующем страховании по крайней мере до того момента, когда покупатель оплатит ему стоимость товара. Это понятно, так как гибель незастрахованного товара подорвала бы платежеспособность покупателя и ожидать от него оплаты товара было бы мало реальным. Независимо от этого продавец часто рассчитывает на получение в банке кредита, предоставляемого покупателю, а банк дает этот кредит обычно под заклад товарных документов. Банк, будучи заинтересованным в реальности такого обеспечения, требует, в числе прочих, страховые документы. Поэтому в контрактах, в которых страхование не включается в цену товара (например, ФОБ), продавец требует от покупателя, чтобы последний застраховал товар на условиях, согласованных с продавцом, хотя он сам несет часть или весь риск.

Покупатель также может быть заинтересован в условиях страхования и в тех случаях, когда риск полностью лежит на продавце, который сам осуществляет страхование. Покупателю может быть выгоднее, чтобы расходы по страхованию были включены в цену товара, чем самому страховать товар на этот промежуток времени.


Взаимные права и обязанности страховщика и страхователя определяются в типовых контрактах следующим образом: путем ссылки на известные и более или менее повсеместно принятые типовые страховые полисы или общие условия крупных страховых компаний; путем ссылки на особые страховые условия, согласованные между данным отраслевым объединением и определенными страхователями; путем цитирования в контракте положений по страхованию одного из сборников условий страхования или соответствующего законодательного акта; путем подробного описания в контракте конкретных индивидуальных требований, касающихся прав и обязанностей сторон страхового договора (этот метод встречается относительно редко, так как контрагенты совершенно справедливо боятся, что устанавливая такие «собственные» директивы, могут пропустить действительно существенное из очень сложной, обширной и трудной с юридической точки зрения проблематики страхования).

Типовые контракты предусматривают страхование прежде всего от риска морской перевозки. Страхование этого риска производится с ограничениями, вытекающими из формулировок «исключая частную аварию» или «включая частную аварию».

Большинство типовых контрактов трактует обязательства партнера, осуществляющего страхование, более широкими, чем те, которые определяет Инкотермс. Например, некоторые контракты СИФ дополнительно устанавливают, на чей счет относить отдельные виды аварий, не считаясь при этом с общепринятым толкованием формулы СИФ (понимаемой как «формула общей концепции контракта»). Согласно общепринятому толкованию, формула СИФ означает, что любой риск от перевозки, т. е. последствия всякого рода аварий, лежит на покупателе. В типовых же контрактах встречаются такие формулировки, как «всякая авария за счет продавца», «всякая авария за исключением полной утраты товара за счет покупателя», «общая авария, происшедшая до даты контракта, за счет продавца». Анализируя такие контракты, легко заметить, что чем больше имеет преимуществ покупатель перед продавцом, тем большую часть риска от перевозки перекладывает он с помощью включаемых в них формулировок на продавца.

Также специфичной является практика страхования от военных рисков. В связи с широкой амплитудой колебания ставок страхования военных рисков и трудностью их определения типовые контракты предусматривают, что эти расходы относятся на продавца только до обусловленного заранее лимита, а часть платежа сверх лимита оплачивает покупатель. В некоторые контрактах этот пункт может отсутствовать либо условиями контракта страхователь может быть освобожден от обязанности страховать товар.

Типовыми контрактами предусматривается, что срок страхования включает период и путь следования от момента начала отправки товара с места производства (тем самым под страхование попадает риск, связанный с погрузкой на судно) до места, в котором находится товар в момент окончания установленного срока после выгрузки в месте назначения. Этот срок обычно составляет 15 дней, в некоторых контрактах — 21 день.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: