Состав группы: 1. 2. 3. 4. 5. | Отчёт защищен «__»__________20__г. С оценкой________________________ |
Руководитель практики: к.б.н., доцент Д. А. Сидоров ______________________ |
КЕМЕРОВО 20….
Место проведение учебной экологической практики:
_______________________________________________________________
Сроки практики:
___________________________________________________________
Требования к зачету
Обязательным условием получения отметки «зачтено» по Учебной экологической практике является выполнение следующих требований:
· сдача не менее 30 гербарных листов различных жизненных форм растений, собранных и высушенных по всем правилам;
· сдача коллекции хортобионтных, герпетобионтных, дентробионтных беспозвоночных животных с места практики (по возможности на ватных матрасиках (не менее 5), либо в заспиртованном виде);
· сдача образцов педофауны;
· сдача коллекции лишайников и грибов;
· написание группового отчета с полным описанием исследованных экосистем и выводами;
· определение до вида не менее пяти растений с каждой исследуемой экосистемы;
· определение до семейства (по возможности до рода и вида) не менее пяти насекомых из групп герпетобионтов и хортобионтов с каждой исследуемой экосистемы;
· насекомоядные млекопитающие??? и другие позвоночные животные??
Бланк описания № 1
«Луг как экосистема»
№ описания________________________Дата «__»_________20 г.
1. Название (тип) ассоциации_______________________________
2. Географическое положение______________________________
3. Общий характер рельефа__________________________________
4. Микрорельеф__________________________________________
5. Микроклиматические характеристики:
температура (оС) | ________; | влажность (%) | ___________; |
скорость ветра (м/с) | ________; | освещенность (лк) | ___________. |
|
6. Влияние человека (хозяйственное использование)____________.
7. Размер пробной площадки_______________________________.
8. Аспект (физиономия):
1) виды-эдификаторы____________________________________;
2) доминантные виды____________________________________;
3) малочисленные виды__________________________________.
9. Проективное покрытие_________________________________.
10. Ярусность травяного покрова:
Т1__________________________;
Т2__________________________;
Т3__________________________;
Т4__________________________.
11. Список растений:
Название вида (русское, латинское)* | Ярус | Высота, см | Фенофаза | Обилие (по Друде) | Жизненная форма | Экологическая группа (по отношению к водному режиму) |
Примечание: * при обнаружении на исследуемом участке видов растений, занесенных в Красную книгу Кемеровской области необходимо выделить их красным цветом
12. Вертикальная проекция изучаемого участка луга (выполняется на бланке или миллиметровой бумаге):
Высота растений, см | ||||||||||||||||||||
Ширина участка, м |
Условные обозначения_____________________________________.
|
|
Ярусы__________________________________________________.
13. Горизонтальная проекция изучаемого участка луга (выполняется на бланке или миллиметровой бумаге):
Ширина участка, м | ||||||||||
Длина участка, м |
Условные обозначения_____________________________________.
Причины мозаичности_____________________________________.
14. Моховой и лишайниковый покров (обилие, мощность) (при наличии).
15. Животные луга:
Класс, отряд, семейство, род, вид (русское и латинское название)* | Количество |
Беспозвоночные животные (группы герпетобионтов и хортобионтов) | |
… | … |
Позвоночные животные | |
… | … |
Примечание: * при обнаружении на исследуемом участке видов животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области необходимо выделить их красным цветом
16. Типы биотических отношений на лугу:
Тип биотических отношений | Примеры взаимоотношений данного типа |
Мутуализм | |
Комменсализм | |
Паразитизм | |
Хищничество | |
Конкуренция: а) внутривидовая б) межвидовая |
17. Выводы по работе. Докажите, что луг – это экосистема.
Бланк описания № 2
«Лес как экосистема»
№ описания________________________Дата «__»_________20 г.
1. Название (тип) ассоциации_______________________________.
2. Географическое положение_______________________________.
3. Общий характер рельефа_________________________________.
4. Микрорельеф__________________________________________.
5. Микроклиматические характеристики:
температура (оС) | ________; | влажность (%) | ___________; |
атмосферное давление (мм. рт. ст.) | ________; | освещенность (лк) | ___________. |
6. Почвы________________________________________________.
7. Влияние человека (хозяйственное использование)____________.
8. Размер пробной площадки_______________________________.
Характеристика древесного яруса
9. Степень сомкнутости крон________________________________.
10. Формула древостоя_____________________________________.
11. Бонитет_______________________________________________.
12. Список растений:
Название вида (русское, латинское) | Ярус | Высота, м | Фенофаза | Количество стволов | Жизненная форма | Диаметр, см | ||
Ср. | Макс. | Ср. | Макс. | |||||
Характеристика кустарникового яруса (подлеска)
13. Сомкнутость полога____________________________________.
14. Список растений:
Название вида (русское, латинское) | Ярус | Высота, м | Фенофаза | Численность | Жизненная форма | |
Ср. | Макс. | |||||
Характеристика травяно-кустарничкового яруса
15. Общее проективное покрытие____________________________.
16. Аспект (физиономия):
1) виды-эдификаторы____________________________________;
2) доминантные виды____________________________________;
3) малочисленные виды__________________________________.
17. Список растений:
Название вида (русское, латинское)* | Ярус | Высота, см | Фенофаза | Обилие (по Друде) | Жизненная форма | Экологическая группа (по отношению к водному режиму) |
Примечание: * при обнаружении на исследуемом участке видов растений, занесенных в Красную книгу Кемеровской области необходимо выделить их красным цветом
Характеристика мохового покрытия
18. Мощность_____________________________________________.
19. Общее покрытие_______________________________________.
20. Характеристика мертвого покрова (слоение, мощность, степень покрытия поверхности).
21. Вертикальная проекция изучаемого участка леса (выполняется на бланке или миллиметровой бумаге):
Высота растений, м | ||||||||||||||||||||
Ширина участка, м |
Условные обозначения_____________________________________.
Ярусы___________________________________________________.
Значение ярусности________________________________________.
22. Горизонтальная проекция изучаемого участка леса (выполняется на бланке или миллиметровой бумаге):
Ширина участка, м | ||||||||||||||||||||
Длина участка, м |
Условные обозначения_____________________________________.
Причины мозаичности_____________________________________.
23. Лишайниковый покров (обилие, мощность) (при наличии).
24. Животные леса:
Класс, отряд, семейство, род, вид (русское и латинское название)* | Количество |
Беспозвоночные животные (группы герпетобионтов, хортобионтов и дендробионтов) | |
… | … |
Позвоночные животные | |
… | … |
Примечание: * при обнаружении на исследуемом участке видов животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области необходимо выделить их красным цветом
25. Типы биотических отношений в лесу:
Тип биотических отношений | Примеры взаимоотношений данного типа |
Мутуализм | |
Комменсализм | |
Паразитизм | |
Хищничество | |
Конкуренция: а) внутривидовая б) межвидовая |
17. Выводы по работе. Докажите, что лес – это экосистема.
Бланк описания № 3
«Водоем как экосистема»
№ описания________________________Дата «__»_________20 г.
1. Название (тип) водоема_________________________________.
2. Характеристика берега__________________________________.
3. Характер грунта (илистый, глинистый, песчаный и т. п.)_______.
4. Характеристика воды водоема:
температура (оС) | ___________; | цветность | ____________; |
характер и интенсивность запаха | ___________; | прозрачность | ____________. |
5. Составьте эколого-фитоценологический профиль