Урок – зачет в 11 классе по теме «Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение».




Цель: раскрыть смысл периодического закона и рассмотреть закономерности периодической системы Д.И.Менделеева.

Оформление: подборка статей об открытии периодического закона, выставка книг по данной теме;

Цитата к уроку: «Посев научный взойдет для жатвы народной», «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».

Д.И.Менделеев

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с символами элементов: LiBeBCNOFNaKRbClBrI.

Ход урока:

Итак, ребята, мы многое узнали о химических элементах, о доме в котором они живут и о строителе этого дома, Д.И.Менделееве. пришло время подвести итоги – а в чем же главное предназначение открытия.

Чтобы до вершины нам дойти и гору перейти,

Нужно многое постичь, надо многого достичь,

Не бояться отвечать и вопросы задавать,

И считать число протонов, электронов и нейронов,

Знать у атомов строенье, и поймем мы без сомненья,

Закона этого значенье.

Для этого совершим путешествие в горы.

Девиз нашего урока «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».

И горы встают у нас на пути и мы по горам начинаем ползти.

А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи.

На горе вас ждет сюрприз да еще и суперприз.

Тот кто все преодолеет тем призом и овладеет!

Вам предстоит преодолеть пять этапов и тогда – мы на вершине горы!

1 этап «Строение атома».

Место таллия в таблице определите вы всегда.

А какое строение имеет его атом? Кто ответит, господа?

Разбор строения атома элемента № 81.

Первый этап мы преодолели, взбираемся дальше.

2 этап «Изменение металлических и неметаллических свойств в периодах и группах».

Сейчас посмотрим эксперимент и ваша задача объяснить увиденное.

Опыт: на проволочках к деревянной планке подвешены кусочки Na, Mg, Al, С. Под ними – пробирки с соляной кислотой. Все кусочки опускаются одновременно в кислоту.

Ответьте на вопросы:

1. В каком периоде находятся элементы, простые вещества которых используются в данном опыте?

2. Каковы признаки происходящих процессов?

3. Как можно расположить металлы по их способности вытеснять водород?

4. Наблюдается ли реакция с углеродом? Почему?

На доске записываются соответствующие уравнения реакций.

Разместите магнитные карточки следующих химических элементов так, как они расположены в ПС.

Li Be B C N O F Na K Rb Cl Br I.

Li Be B C N O F

Na Cl

K Br

Rb I

? Сделайте вывод о том, как изменяются радиусы атомных ядер в подгруппах. В ПЕРИОДЕ РАДИУСЫАТОМОВ УМЕНЬШАЮТСЯ, А В ПОДГРУППЕ – УВЕЛИЧИВАЮТСЯ.

? А каким образом это влияет на свойства атомов. В ПЕРИОДЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ, А В ПОДГРУППЕ НАРАСТАЮТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА.

? А по какому принципу размещены элементы во втором периоде и в I А и в VIIА группах. ПРИНЦИП ПЕРИОДИЧНОСТИ.

Проекция на экран:

Мы покорили вторую вершину и попали на 3-й этап.

3 этап «Открытия, которые предшествовали созданию ПЗ»

Звучит плавная тихая музыка.

А сейчас мы отдохнем и беседу проведем.

Будет всем вам интересно узнать то, что мало нам известно:

Прежде, чем закону появиться, многим ученым пришлось потрудиться.

Ребята, вы знаете, что беседа состоит из вопросов и ответов.

Слушайте очень внимательно,

На вопросы отвечайте старательно.

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.

· Работы Лавуазье и Берцелиуса.

· Работы Дёберейнера – закон триад.

· Работы Шанкуртуа – спиральное строение.

· Работы Ньюлендса – закон октав.

· Работы Мейера.

4 этап «Значение ПЗ»

Посмотрите на схему Изменение свойств элементов.

? Сформулируйте периодический закон по Менделееву.

? А как звучит современная формулировка ПЗ.

? Почему современная формулировка несколько другая, чем у Менделеева.

Посмотрите внимательно в ПС и найдите три аномалии – нарушение основного принципа построения ПС.

27 и № 28, №52 и №53, №18 и №19.

Правильно, значит первое предназначение в правильном определении относительных атомных масс элементов.

Предсказание еще не открытых при жизни Д.И.Менделеева элементов. Например: экобор, экоалюминий и экосилиций. Приставка «эко» здесь используется в значении аналогичный первому.

? предположите, а как называются элементы, которые были предсказаны создателем ПЗ.

Посмотрите, с какой точностью Д.И.Менделеев предсказал свойства элементов, которые были открыты гораздо позже, уже после создания ПС.

Свойства экосилиция – ГЕРМАНИЯ.

Свойства

Год Менделеев

Год К.А. Винклер

Относительная атомная масса

Около 72

72,6

Цвет

Серый

Серый

Температура плавления

Тугоплавкий

Тугоплавкий

Плотность

5,5

5,35

Формула оксида

2

GeO2

Предсказанные Менделеевым химические элементы были открыты еще при его жизни, например:

Вывешивается фрагмент ПС, где клетки с №21, 31, 32 пустые – в них заранее фенолфталеином пишутся символы элементов. Если провести по надписи раствором щелочи – она проявится.

Третье предназначение ПЗ в том, что он подстегнул ученых к изучению строения атома.

И четвертое значение в том, что с помощью ПЗ можно объяснить законы развития природы.

1. Закон единства и борьбы противоположностей, например: существование в единстве противоположно заряженных частиц – протонов и электронов;

2. Закон перехода количества в качество, например: увеличение валентных электронов и изменение их свойств;

3. Закон отрицания отрицания, например: свойства натрия отрицают свойства фтора;

Вот мы и добрались до пятого этапа.

5 этап «Закрепление».

Друзья, мы почти у цели и осталось лишь отгадать три элемента и решить задачи.

· Этот важный элемент образует вещество, без которого дышать человеку нелегко. КИСЛОРОД.

· Он всегда одновалентен, входит он в состав воды, назовите его вы. ВОДОРОД.

· Этот скромный элемент образует вещество, твердое и хрупкое, цвета желтого оно. СЕРА.

Вот и все, мы достигли цели. Кто-то из вас пришел к вершине без поражений, а кто-то был почти у пропасти. Что же за сюрприз нас ждет?

Открывается конверт и достает карточки с отметками, каждый ученик получает отметку.

На горе вас ждет сюрприз да ещё и суперприз!

Итак, суперигра, принять в ней участие может только тот у кого не менее одной пятерки.

Суперприз – на горе,

Кто рискнет своей пятеркой, тот получит сразу две.

Желающий ученик выходит к доске, вскрывает конверт и выполняет задание.

Задание:

определите элементы: 1s22s22p63s23p64s23d5 №25Mn

а теперь сами для элемента №50 Sn.

Приложение:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: