Цель: раскрыть смысл периодического закона и рассмотреть закономерности периодической системы Д.И.Менделеева.
Оформление: подборка статей об открытии периодического закона, выставка книг по данной теме;
Цитата к уроку: «Посев научный взойдет для жатвы народной», «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает».
Д.И.Менделеев
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с символами элементов: LiBeBCNOFNaKRbClBrI.
Ход урока:
Итак, ребята, мы многое узнали о химических элементах, о доме в котором они живут и о строителе этого дома, Д.И.Менделееве. пришло время подвести итоги – а в чем же главное предназначение открытия.
Чтобы до вершины нам дойти и гору перейти,
Нужно многое постичь, надо многого достичь,
Не бояться отвечать и вопросы задавать,
И считать число протонов, электронов и нейронов,
Знать у атомов строенье, и поймем мы без сомненья,
Закона этого значенье.
Для этого совершим путешествие в горы.
Девиз нашего урока «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».
И горы встают у нас на пути и мы по горам начинаем ползти.
А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи.
На горе вас ждет сюрприз да еще и суперприз.
Тот кто все преодолеет тем призом и овладеет!
Вам предстоит преодолеть пять этапов и тогда – мы на вершине горы!
1 этап «Строение атома».
Место таллия в таблице определите вы всегда.
А какое строение имеет его атом? Кто ответит, господа?
Разбор строения атома элемента № 81.
Первый этап мы преодолели, взбираемся дальше.
2 этап «Изменение металлических и неметаллических свойств в периодах и группах».
Сейчас посмотрим эксперимент и ваша задача объяснить увиденное.
Опыт: на проволочках к деревянной планке подвешены кусочки Na, Mg, Al, С. Под ними – пробирки с соляной кислотой. Все кусочки опускаются одновременно в кислоту.
Ответьте на вопросы:
1. В каком периоде находятся элементы, простые вещества которых используются в данном опыте?
2. Каковы признаки происходящих процессов?
3. Как можно расположить металлы по их способности вытеснять водород?
4. Наблюдается ли реакция с углеродом? Почему?
На доске записываются соответствующие уравнения реакций.
Разместите магнитные карточки следующих химических элементов так, как они расположены в ПС.
Li Be B C N O F Na K Rb Cl Br I.
Li Be B C N O F
Na Cl
K Br
Rb I
? Сделайте вывод о том, как изменяются радиусы атомных ядер в подгруппах. В ПЕРИОДЕ РАДИУСЫАТОМОВ УМЕНЬШАЮТСЯ, А В ПОДГРУППЕ – УВЕЛИЧИВАЮТСЯ.
? А каким образом это влияет на свойства атомов. В ПЕРИОДЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ, А В ПОДГРУППЕ НАРАСТАЮТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА.
? А по какому принципу размещены элементы во втором периоде и в I А и в VIIА группах. ПРИНЦИП ПЕРИОДИЧНОСТИ.
Проекция на экран:
Мы покорили вторую вершину и попали на 3-й этап.
3 этап «Открытия, которые предшествовали созданию ПЗ»
Звучит плавная тихая музыка.
А сейчас мы отдохнем и беседу проведем.
Будет всем вам интересно узнать то, что мало нам известно:
Прежде, чем закону появиться, многим ученым пришлось потрудиться.
Ребята, вы знаете, что беседа состоит из вопросов и ответов.
Слушайте очень внимательно,
На вопросы отвечайте старательно.
Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями.
· Работы Лавуазье и Берцелиуса.
· Работы Дёберейнера – закон триад.
· Работы Шанкуртуа – спиральное строение.
· Работы Ньюлендса – закон октав.
· Работы Мейера.
4 этап «Значение ПЗ»
Посмотрите на схему Изменение свойств элементов.
? Сформулируйте периодический закон по Менделееву.
? А как звучит современная формулировка ПЗ.
? Почему современная формулировка несколько другая, чем у Менделеева.
Посмотрите внимательно в ПС и найдите три аномалии – нарушение основного принципа построения ПС.
№ 27 и № 28, №52 и №53, №18 и №19.
Правильно, значит первое предназначение в правильном определении относительных атомных масс элементов.
Предсказание еще не открытых при жизни Д.И.Менделеева элементов. Например: экобор, экоалюминий и экосилиций. Приставка «эко» здесь используется в значении аналогичный первому.
? предположите, а как называются элементы, которые были предсказаны создателем ПЗ.
Посмотрите, с какой точностью Д.И.Менделеев предсказал свойства элементов, которые были открыты гораздо позже, уже после создания ПС.
Свойства экосилиция – ГЕРМАНИЯ.
Свойства
Год Менделеев
Год К.А. Винклер
Относительная атомная масса
Около 72
72,6
Цвет
Серый
Серый
Температура плавления
Тугоплавкий
Тугоплавкий
Плотность
5,5
5,35
Формула оксида
RО2
GeO2
Предсказанные Менделеевым химические элементы были открыты еще при его жизни, например:
Вывешивается фрагмент ПС, где клетки с №21, 31, 32 пустые – в них заранее фенолфталеином пишутся символы элементов. Если провести по надписи раствором щелочи – она проявится.
Третье предназначение ПЗ в том, что он подстегнул ученых к изучению строения атома.
И четвертое значение в том, что с помощью ПЗ можно объяснить законы развития природы.
1. Закон единства и борьбы противоположностей, например: существование в единстве противоположно заряженных частиц – протонов и электронов;
2. Закон перехода количества в качество, например: увеличение валентных электронов и изменение их свойств;
3. Закон отрицания отрицания, например: свойства натрия отрицают свойства фтора;
Вот мы и добрались до пятого этапа.
5 этап «Закрепление».
Друзья, мы почти у цели и осталось лишь отгадать три элемента и решить задачи.
· Этот важный элемент образует вещество, без которого дышать человеку нелегко. КИСЛОРОД.
· Он всегда одновалентен, входит он в состав воды, назовите его вы. ВОДОРОД.
· Этот скромный элемент образует вещество, твердое и хрупкое, цвета желтого оно. СЕРА.
Вот и все, мы достигли цели. Кто-то из вас пришел к вершине без поражений, а кто-то был почти у пропасти. Что же за сюрприз нас ждет?
Открывается конверт и достает карточки с отметками, каждый ученик получает отметку.
На горе вас ждет сюрприз да ещё и суперприз!
Итак, суперигра, принять в ней участие может только тот у кого не менее одной пятерки.
Суперприз – на горе,
Кто рискнет своей пятеркой, тот получит сразу две.
Желающий ученик выходит к доске, вскрывает конверт и выполняет задание.
Задание:
определите элементы: 1s22s22p63s23p64s23d5 №25Mn
а теперь сами для элемента №50 Sn.
Приложение: