От автора............................................................................................................................................................. 4
Материал для создания психологической готовности
к вызыванию звука речи............................................................................................................................... 8
Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса
к занятиям по коррекции недостатков произношения................................................................. 8
Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия
и слуховой памяти...................................................................................................................................... 9
Материал для создания фонематической готовности
к вызыванию звука речи................................................................................................................................ 14
Упражнения для развития фонематического восприятия
на материале правильно произносимых звуков речи......................................................... 14
Материал для составления упражнений по вьщелению на слух
вызываемого звука речи среди прочих звуков................................................................................ 17
Материал для создания артикуляторной готовности
к вызыванию звука речи..................................................................................................................... 20
Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи
с помощью сказочных историй............................................................................................................ 20
Объяснение артикуляции звуков с помощью сказочных историй.............................................. 21
Методические рекомендации к использованию карточек
для артикуляционных упражнений...................................................................................................... 33
Упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса
на материале правильно произносимых звуков речи................................................................ 35
|
Приложения..................................................................................................................................................... 39
От автора
Уважаемые коллеги!
Исправлению недостатков произношения у детей посвящено немалое количество методических пособий, причем большинство из них касается этапа автоматизации звуков (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше, М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова, И. Лопухина и др.)- В то же время цели и содержание начального, пускового, так называемого подготовительного этапа освещены в литературе недостаточно полно. Успешно работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в течение 35 лет, смею утверждать, что от результатов проведения подготовительного этапа зависит успех всей кор-рекционной работы логопеда.
Данное пособие рассчитано на дошкольников и младших школьников с различными дефектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонетическое недоразвитие может являться составной частью сложного, или системного, дефекта (общее недоразвитие речи, ал алия, дизартрия, ринолалияипр.). Но и в том и в другом случаях задачи, направления, пути и методы работы на подготовительном этапе во многом совпадают.
Во время чтения лекций по данной теме не только студенты, но и опытные специалисты задают немало вопросов. Надеюсь, что ответы на них помогут логопедам в деле эффективной коррекции недостатков звукопроизношения самого различного генеза.
Чем различаются понятия «фонетические нарушения» и «дефекты звукопроизношения»?
|
Понятие * фонетические нарушения» более широкое. Под ним следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостат-
ки так называемого фонационного оформления речи. К последним относятся дефекты голосо-подачи, а также нарушения темпа, тембра, интонирования и внятности речи.
Типичными фонационными недостатками у детей являются:
• слишком тихий, немодулированный, сдавленный или невыразительный голос;
• скандированное произношение;
• наличие носового оттенка;
» ускоренный либо замедленный темп речи;
• слабо выраженное интонирование;
«отсутствие логического ударения;
• общая невнятность речи и пр.
"Указанные фонационные отклонения особенно часто сопутствуют недостаткам звукопроизношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи. Естественно, что коррекция фонетических нарушений у таких детей не может ограничиваться вызыванием и автоматизацией звуков речи. Подготовительная работа в подобных случаях приобретает особую значимость.
Какова актуальность проблемы коррекции фонетических нарушений?
Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно про-износят звуки родного языка (Т. Б. Филичева, 2002). Причем число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения—-самая распространенная из всех речевых аномалий.
Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом. Кроме
|
того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и т. п.
Дефекты фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: от неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопровождаемого рядом фонационных недостатков.
Несмотря на различную степень выраженности того или иного фонетического нарушения, наличие подготовительного этапа в логопедической работе обязательно.
С какого возраста молено начинать подготовительную работу к вызыванию звуков речи?
Лет 10—15 назад логопедическую работу по устранению недостатков звукопроизношения у детей начинали не ранее 5-летнего возраста. В настоящее время по ряду причин (повышение информированности детей, интенсификации их общего и речевого развития, поступление в школу с 6-летнего возраста и др.) принято считать, что уже к 4 годам фонетические недостатки ребенка перестают быть физиологически обусловленными (возрастными).
В соответствии с последними методическими рекомендациями логопеды в детских поликлиниках и садах начинают заниматься коррекцией недостатков звукопроизношения по достижении ребенком 4-летнего возраста. При норме физического и психического развития для правильного произношения звуков речи у 4-летнего ребенка имеются все необходимые предпосылки: окончательно формируется фонематическое восприятие, достаточно крепнут мышцы артикуляционного аппарата (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, К. П. Беккер, М. Совак и др.).
Нередки случаи, когда в более раннем возрасте, а именно в 3 и даже 2,5 года, анализируя несформированное произношение ребенка, можно с уверенностью предположить, что для его исправления потребуется вмешательство логопеда. Таковыми являются случаи наличия в речи ребенка большого количества межзубных, боковых, носовых звуков, множественные звуковые замены, общая невнятность произношения, дефекты озвончения и пр.
В подобных случаях логопедическую работу, характерную для подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений, можно проводить с ребенком, не дожидаясь 4-летнего возраста. При этом упражнения должны быть адаптированы с учетом возраста ребенка.
Как отличить патологию звукопроизношения от темпового отставания в речевом развитии?
Когда несовершенства звукопроизношения сохраняются у ребенка старше 4 лет, основанием для подобного явления могут быть как стойкий дефект речи, так и временная задержка речевого развития.
Отличить патологию звукопроизношения от темпового отставания в речевом развитии трудно, но возможно. При физиологической (возрастной) дислалии чаще всего наблюдаются не искажения, а замещения или пропуски звука.
Картина фонетических замен примерно следующая: шипящие звуки (как наиболее труднопроизносимые) заменяются на свистящие, звук р на звуки л, ль, и; пропускаются обычно звуки р, л.
При патологии произношения (нарушение, для исправления которого необходима помощь логопеда) мы встречаемся, как правило, с искажением звуков речи либо множественными заменами. При искажениях звуков наиболее типичны боковой, межзубный, носовой сигма-тизм, горловой ротацизм, губной ламбдацизм. Для множественных замен характерно следующее: большинство язычных согласных произносится как звук т (титизм), звонкие согласные звуки оглушаются, переднеязычные согласные звуки произносятся как заднеязычные или, наоборот, наблюдается дефект смягчения и пр.
Каковы задачи и содержание коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе?
Задачами подготовительного этапа являются (Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, 1989):
* развитие слухового внимания, слуховой
памяти и фонематического восприятия;
• устранение недостаточности развития
речевой моторики, проведение подгото
вительных артикуляционных упражне
ний для развития подвижности органов
периферического речевого аппарата.
В задачи подготовительного этапа также входят: формирование точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; развитие фонематического слуха и отработка опорных звуков (М. Ф. Фомичева, 1989).
Мы предлагаем несколько расширить задачи, а также углубить и систематизировать содержание подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей. Наш подход ориентирован на детей как с простыми, так и со сложными, трудноустранимыми дефектами речи.
Основной задачей подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей мы считаем создание готовности к вызыванию звуков речи.
Многолетний опыт убеждает, что готовность должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической.
В соответствии с перечисленными видами готовности к вызыванию звуков речи, мы разделили подготовительный этап на 3 ступени.
I. Создание психологической готовности
к вызыванию звука речи, которая включает:
• наличие мотивации;
• наличие интереса к логопедическим занятиям;
• способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;
• определенный уровень сформированно-сти слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
II. Создание фонематической готовности
к вызыванию звука речи, которая включает:
• определенный уровень фонематического восприятия;
• способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи (см. пример ниже);
• способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции;
• способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов.
Пример. Перед вызыванием звука с проверяем фонематическую готовность ребёнка к этому процессу, способность отличать звук с от:
• всех несмешиваемых звуков речи (а, о, у, ы, э, м, н, п и пр.);
• близких но звучанию и артикуляции (ть, ф, ш, х, хь, сь и пр.);
• искаженных вариантов данного звука (с призуб-ного, с межзубного, с бокового, с носового, с губно-зубного и пр.).
III. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает:
• представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;
• воспроизведение и удержание (в течение 5 — 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата);
• наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;
• четкость дикции: достижение дифферен-цированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каж-
дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).
Всегда ли работа на подготовительном этапе охватывает все три предлагаемые ступени?
Нет, такая объемная подготовительная работа требуется не всегда. В редких случаях она может ограничиваться констатацией готовности ребёнка к вызыванию звука речи.
Если, к примеру, выясняется, что ребенок внимателен, активен и заинтересован, хорошо различает на слух образцы правильного и дефектного произношения в речи взрослого, четко артикулирует сохранные звуки, т. е. признаки психологической, фонематической и артикуляторной готовности налицо, — логопеду имеет смысл сразу же, на первом занятии, приступать к исправлению произношения. Звук при подобных обстоятельствах, как показывает опыт, удается вызывать по подражанию, не прибегая к механической помощи.
Однако в большинстве случаев подготовительная работа распространяется на две—три указанные нами ступени. Проиллюстрируем данное положение на примерах.
Пример 1. Девочка 4 с половиной лет посещает группу для детей с фонетико-фонемэтическим недоразвитием речи в течение 6 месяцев. У девочки сложная дислалия (нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков). За полгода регулярного обучения из 10 дефектных звуков исправлен только звук ль.
При детальном исследовании причин незначительной результативности коррекционной работы обнаруживается, что у ребенка отсутствует психологическая готовность к коррекционному обучению: снижена мотивация, на занятиях отмечаются двигательное излишество, ухудшение настроения, капризы, плач, неустойчивость внимания и т. п.
Пример 2. Мальчик 5 лет имеет сложную дислалию (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков: губно-зубной сигматизм). Подвижность органов артикуляции в пределах нормы. В течение 2 месяцев логопеду не удается вызвать у ребенка базовый свистящий звук с.
Выявление причин низкой результативности обучения показывает, что у мальчика отсутствует фонематическая готовность к вызыванию звука с. Он недостаточно различает образцы правильного и неправильного произношения в речи взрослого.
Пример 3. Мальчик 6 лет имеет стертую форму дизартрии. Из 16 дефектных звуков 13 боковые. При их произношении язык мальчика сжимается по средней линии. За полгода пребывания в логопедической группе ни один из боковых звуков не скорректирован.
Причиной низкой результативности обучения является несформированность у ребенка артикуляторной готовности к вызыванию целой группы звуков речи: ть, дъ, й, с, сь, з, зь, ц. Мальчик ие овладел умением удерживать широкий язык в положении вгоркаа, когда боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам, а посередине языка образуется желобок (положение языка, характерное для вызывания перечисленных звуков). Кроме того, мальчик недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи.
Во всех перечисленных примерах, когда вызывать тот или иной звук речи у ребенка не удавалось, логопеду следовало прекратить эту работу и вернуться к предыдущему — подготовительному — этапу, чтобы обеспечить каждую из готовностей к вызыванию звука: психологическую, фонематическую и артикуляторную. Независимо от объема подготовительной работы без всех трех указанных составляющих невозможно получение четкого, устойчивого, продол житель но го (либо многократно повторяемого) звука речи. Только такой звук считается вызванным окончательно и может в дальнейшем подвергаться автоматизации.
В пособии представлена система упражнений для коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе. В соответ-
ствии с указанными видами готовности к вызыванию звука речи пособие состоит из 3 частей.
Несмотря ыа различия в глубине и системности речевых расстройств у детей в их этиологии и патогенезе коррекция фонетических нарушений на подготовительном этапе имеет общие закономерности. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизноше-ния для начального (пускового) этапа во многом совпадают.
Выражаю надежду, что материалы издания принесут заметную пользу в деле эффективной коррекции фонетических нарушений у детей.
Отличник просвещения,
логопед высшей квалификации
Т. А. Ткаченко
Материал для создания психологической готовности к вызыванию звука речи
Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения
Взрослый включает магнитофонную запись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) неправильно произносит звуки в различных словах и предложениях вслед за логопедом. После совместного прослушивания магнитофонной записи взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
— Чьи голоса ты узнал?
— Правильно говорит женщина?
— Правильно говорит ребенок?
— Если мальчик (девочка) будет так говорить в школе, поймут его другие ученики?
— Нравитсятебе, как говорит этот ребенок?
— Ты правильно говоришь?
— Хочешь научиться правильно, красиво говорить?
— Надо ли, по-твоему, исправлять такую речь?
Логопед дает ребенку примерно следующие установки:
— Ты сможешь научиться говорить правильно (хорошо, красиво).
— Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания (упражнения).
— Тот, кто ленится, никогда не сможет научиться красиво, правильно говорить.
— Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить!
Взрослый включает видеозапись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) разговаривает с логопедом. У ребенка неправильное звукопроизношение,
нечеткая дикция, трудно понять, о чем он говорит. После совместного просмотра видеозаписи взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:
— Тебе нравится, как говорит этот ребенок?
— Такая речь, по-твоему, красива?
— Надо этому ребенку исправлять речь?
— Если не исправить его речь, что может случиться?
— Ты хотел бы, чтобы он научился красиво, правильно говорить?
— Кто может ему помочь?
— Надо этому ребенку заниматься с логопедом?
— Если он не будет стараться, может логопед помочь исправить речь?
— Почему каждому ребенку нужно правильно, красиво говорить?
Затем логопед показывает видеозапись, где тот нее ребенок после курса занятий с логопедом говорит правильно, четко, красиво. После совместного просмотра взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:
— Тебе нравится, как теперь говорит этот ребенок?
— Могло такое произойти без труда ребенка?
— Что надо делать, чтобы научиться говорить так нее хорошо?
— Ты хочешь научиться так нее красиво, правильно говорить?
— Если бы мальчик мало занимался, не старался, смог бы он исправить свою речь?
Логопед дает ребенку примерно следующие установки:
— Ты сможешь научиться говорить так же правильно (хорошо, красиво), как этот мальчик.
— Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить!
— Я уверена, что ты сможешь говорить намного лучше, чем раньше!
Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.
— Прикрой ладонями глаза.
— Прикрой ладонями уши.
— Подними правое плечо.
— Подними левую руку.
— Согни левую ногу.
— Правой рукой коснись правого плеча.
— Правую ногу подними и отведи в сторону.
— Левой ладонью прикрой правый глаз.
— Правой ладонью прикрой левое ухо.
— Правой рукой возьмись за левый локоть.
— Левой рукой возьмись за правую пятку.
— Правую ладонь положи на левое плечо.
— Левую руку вверх, правую на пояс.
— Левую ладонь положи на правое колено.
— Правую руку к плечу, левую вперед.
— Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
— Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
— Левую руку на голову, правую па колено.
— Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
— Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.
— Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
— Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
— Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.
— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
— Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
— Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
— Б левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
— В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.
— В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
— Подойди к двери и открой ее.
— Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
— Подойди к правому подоконнику, возьми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.
— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
— Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
— Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
— Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.
— Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самолетик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).
— Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
— Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
— Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька)
— Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
— Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
— Просьба, подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба, руки в стороны.
— Руки вперед.
— Присядь.
— Просьба, встань.
— Попрыгай на одной ноге.
— Просьба, покружись.
— Просьба, похлопай в ладоши.
— Опусти руки.
— Просьба, топни правой ногой.
— А теперь левой.
— Сделай наклоны головой вправо и влево.
— Просьба, присядь.
— Встань!
— Поставь руки на пояс и попрыгай.
— Остановись!
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды (Приложение 2).
— Покажи все зеленые квадраты.
— А где синие треугольники?
— Покажи красный овал.
— А синий прямоугольник?
— Где желтый круг?
— Покажи желтый круг и красный квадрат.
— А где фигуры без углов?
— Покажи все прямоугольники.
— Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
— Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
— А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?
— Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
— Покружись.
— Повернись ко мне спиной.
— Присядь три раза.
— Поставь руки перед грудью.
— Хлопни в ладоши 4 раза.
— Топни правой ногой 2 раза.
— Подпрыгни 3 раза.
— Поставь руки на пояс и наклонись вперед 5 раз.
— Поставь руки за голову.
— Сделай наклоны вправо и влево.
— Попрыгай на одной ноге.
— Правую руку вверх, а левую на пояс.
— Левую руку к плечу, а правую в сторону и пр.
Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте.
— Корова летает.
— Лошадь выступает в цирке.
— Рыба бежит к реке.
— Лягушка громко разговаривает.
— Курица дает молоко.
— Петух кукарекает.
— Муравей тащит бревно.
— Слон залез в нору.
— Лошадь спит в берлоге.
— Воробей чирикает.
— Кукушка ловит кошку.
—Мама моложе дочки. —Папа старше сына.
— Собака ведет мальчика на поводке.
— В холодильнике жарится яичница.
— На плите стоит миска.
— Мальчик учит детей в школе.
— У кошки родились утята.
— Мальчики играют в футбол. —Жираф ударил тигра своим рогом.
Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечисляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Вариант игры. Взрослый перечисляет размеры каждого животного (неправильные варианты даются от имени любого сказочного персонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Собака больше лошади.
— Рыба меньше комара, но больше кошки.
— Комар больше лошади и т. д. Вариант игры. Взрослый называет пищу
каждого животного (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Собака жует траву.
— Лошадь ест овес.
— Рыба ест кошек.
— Кошка ест рыбу и т. д.
Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Лошадь живет в будке.
— Комар живет в конюшне.
— Рыба спит на диване.
— Крокодил живет в реках Африки.
..- Если сочетания слов, названные взрослым, реальны'(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.
— Синий помидор.
— Красное яблоко.
— Сладкая селедка.
— Квадратное яйцо.
— Твердая вода.
— Металлическая тарелка.
— Тяжелая сковородка.
— Пластмассовая кастрюля.
— Бумажная сковородка.
— Красный банан.
— Шоколадный медведь.
— Высокий жираф.
— Жидкая сосулька.
— Полосатый котенок.
— Мягкий утюг.
— Холодный суп.
— Глубокая лужа.
— Горячее мороженое.
— Соленый компот.
— Мелкая тарелка.
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения (Приложение 4).
1. а Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик* в это время мирно
плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно
плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно
плавал в океане.
2. а Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко
лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко
лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко
лаял у соседки.
Ребенок слушает каждую рифмовку и исправляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они перечислены в рифмовке {Приложение 5).
1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.
2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.
* Взрослый поясняет ребенку, что ялик — это широкая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин — это собака определенной породы.
3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.
4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладони вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Муравей | Компьютер |
Птица | Кухня |
Слон | Мел |
Бегемот | Ластик |
Булавка | Иголка |
Комната | Шкаф |
Капля | Пуговица |
Божья коровка | Конфета |
Дом | Дверь |
Гусеница | Кнопка |
Муха | Озеро |
Ванна | Изюм |
Бассейн | Море |
Пчела | Гараж |
Монета | И т. д. |
Абрикос Кокос Ананас Контрабас Креветки Ветки Салат Халат Супчик Чубчик |
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.
Мороженое
Пирожное
Сосулька
Рисунок
Бобы
Грибы
Крабы
Трубы
Курица
Улица
Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
— Картошка. Ложка. Окрошка.
— Апельсин. Блин. Мандарин.
— Конфета. Котлета. Ракета.
— Миска. Сосиска, Ириска.
— Банан. Диван. Барабан.
— Мёд. Компот. Плот.
— Лимон. Вагон. Бульон.
— Сало. Залы. Хала.
— Пироги. Сапоги. Утюги.
— Калач. Кулич. Циркач.
— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
— Пирожок. Творожок. Горшок.
— Пломбир. Кефир. Сыр.
— Суп. Зуб. Дуб.
— Салат. Халат. Мармелад.
— Жакет. Букет. Пакет.
— Кабачок. Крючок. Значок.
— Ананас. Квас. Контрабас.
— Торты. Шорты. Корты.
— Солянка. Полянка. Склянка.
— Булочка. Будочка. Дудочка.
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку {Приложение 6). Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
Под землею не размокла Вся оранжевая... {свекла?)
Когда последний луч потух
В лесу завыл большой... {петух?)
Он зовется «царь зверей», Потому что... {соловей?)
В огороде до сих пор Под землею... {помидор?)
Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий... {конь?)
Покраснел он, наконец, Круглый мягкий... {огурец?)
Друга лучше не найдешь, Лает громко верный... {еж?)
Над трубою дым и пар,
Мчит по рельсам... {самовар?)
Ребенок смотрит на сюжетную картинку {Приложения 7, 8) и определяет, относится ли к ее содержанию каждое услышанное предложение.
Приложение 7:
1. Среди обезьян есть очень маленькие, размером с нашу ладонь.
2. Мальчик пришел в зоопарк с мамой.
3. Обезьяны легко прыгают с дерева на дерево.
4. Мальчик любит мороженое в вафельном стаканчике.
5. Посетители зоопарка с улыбкой смотрят на мальчика.
6. Некоторые обезьяны имеют длинные хвосты.
7. Обезьяна удивленно смотрит на мальчика.
8. Мальчик дразнит обезьяну.
9. Детеныш обезьяны прижался к ней и испуганно смотрят на мальчика.
10. Обезьяны устраивают свое жилище на дереве.
11. Больше всего похожи на людей человекообразные обезьяны.
12. Обезьяны живут в Африке и Южной Америке.
13. Больше всего посетителей было на площадке молодняка.
14. Клетка с обезьянами была светлой и просторной.
15. Мама мальчика подошла к нему и тихо сказала что-то на ухо.
Приложение 8:
1. Сережа жил на пятом этаже кирпичного дома.
2. Первый раз Сережа съехал с горы на ледянке, а второй раз решил съехать на ногах.
3. Сережина мама работала в зоомагазине.
4. Дети залили во дворе горку.
5. Дети взяли лыжи и стали кататься вокруг домов.
6. Бабушка связала Лене варежки и шарф.
7. Сережа покачнулся и упал на ледяную дорожку.
8. Снег во дворе потемнел, кое-где виднелись проталины и первая травка.
9. Девочка, ехавшая позади Сережи, тоже упала на лед.
10. Мальчик любил кататься с горки на ногах.
11. У Сережи была собака Снежок.
12. Во дворе была большая песочница.
13. Посреди ледяной дорожки валялись чьи-то варежки.
Материал для создания фонематической готовности к вызыванию звука речи
Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Олова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.