ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Для 144 гр. (в период с 05.05.20 по 15.05.20)

 

Домашнее задание:

1) Составить конспект по плану практического занятия — Тема: Человек и природа: проблема взаимодействия. Человек в системе социальных взаимосвязей; выписать термины для философского словаря по данным темам.

2) Ответить на вопросы по материалам лекционного курса — Тема: Научное познание (Часть 2. Динамика науки как процесс порождения нового знания). (Ознакомиться с текстом лекции и ответить на вопросы, приведённые после него, всего 5-ть вопросов).

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой в срок до 16.05.2020 г.

12.05.20 — Практическое занятие. Тема:

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

План семинара

1. Происхождение человека и его сущность. Соотношение биологического и социального в человеке.

2. Экологический кризис и гармонизация отношений человека и природы в XXI веке.

3. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. Свобода и необходимость.

4. Проблема ценностей и их типы. Мораль, справедливость, право.

 

Основные понятия и категории для философского словаря:

антропосоциогенез, космогенез, эволюция, жизнедеятельность, потребность, способность, отчуждение, человек, индивид, индивидуальность, личность, гуманизация, социализация, идентификация, индивидуализация, персонализация, всестороннее развитие личности, конформизм, нонконформизм, свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

 

 

Лекция. Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ (часть 2)

ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

План лекции:

1. Важнейшие концепции развития науки

2. Исторические типы научной картины мира

3. Синергетика и её роль в развитии современной науки.

 

1. Важнейшие концепции развития науки

Одной из характеристик научного знания является его динамика, т. е. рост научных открытий, развитие методов и технических средств научного поиска. Развитие знания – это сложный процесс, включающий качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа (образного представления мира) к логосу (теоретическому представлению), от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки и неклассической к постнеклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной философии науки второй половины XX века проблема роста, развития, знания является центральной и представлена особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.
Эволюционная эпистемология
направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции единой науки.
При этом динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей, законов и последующее их постепенное развитие. Один из основоположников эволюционной эпистемологии — американский философ, представитель постпозитивизма Карл Поппер (Карл Р. Поппер (1902-1994) — книга «Эволюционная эпистемология» - Popper Karl A Evolutionary Epistemology // Evolutionary Theory: Paths into the Future / Ed. by J. W. Pollard. John Wiley &. Sons. Chichester and New York, 1984, ch. 10, pp. 239-255).

Эволюционная эпистемология стала популярна благодаря глобальному эволюционизму - синтезу эволюционного и системного подходов, что способствовало сближению идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания, а также осмыслению социальных и внутринаучных ценностей как обязательного условия современного развития науки.

Формирование научных законов, а также перерастание частных законов в общие проблемы ведёт к тому, что обоснованная эмпирически (порою экспериментально) гипотетическая модель превращается в схему. Причём теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем адаптируются к определённой совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта. Далее следует этап применения гипотетической модели к качественному многообразию вещей, т. е. качественное расширение, затем – этап количественного математического оформления в виде уравнения или формулы, что знаменует фазу появления закона.

Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей схемы: модель–схема–качественные и количественные расширения- математизация - формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний.
По отношению к логике научного открытия распространена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытий большое место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение гештальтов («образцов») на аналоговое моделирование, указывают на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия.

В философии существуют три важнейших концепции развития науки:

1. Концепция кумулятивизма утверждает, что развитие науки происходит благодаря накоплению твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне, т. е. динамика научного знания — это линейный, поступательный прогрессивный процесс.

2. Концепция научных революций, напротив, представляет развитие науки как скачкообразный процесс, представляющий собой смену различных исторических типов научной картины мира, в каждой из которых есть свой объект, особый стиль мышления и методы познания.

3. Концепция «кейс-стади» — представляет собой интуитивный подход, где развитие науки происходит благодаря решению сложных вопросов и проблем, вновь и вновь возникающих перед обществом.

У первого подхода мало сторонников. Ранее был наиболее распространён второй подход. Понятие научной революции ввёл Ф. Энгельс. Существенный вклад в теорию научных революций внёс В.И. Ленин. Академик В.И. Вернадский описывал научную революцию как "взрыв научного творчества". Американский философ Томас Кун использовал понятия "парадигма", "нормальная наука" и "научное сообщество". По его мнению, научная революция - это смена парадигм. Парадигма — это признанные всеми научные достижения, на основании которых в течение определённого времени создаётся модель постановки проблем и поиска их решений. Каждая парадигма характеризуется своим стилем мышления и методологией. Слова «парадигма» многие учёные используют как синоним слова «научная картина мира». Каждая научная картина мира формируется благодаря научной революции: научным открытиям, заставляющим по-новому смотреть на окружающий мир.

Существуют три типа научных революций:

· Микро-революции (изменения в отдельных науках).

· Локальные революции (изменения в фундаментальных науках).

· Глобальная революция (изменения, которые затрагивают всю систему научного знания).

 

В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:

· Доклассическая научная революция (античность 5-6 века до н. э. - 17 век н. э.)

· Классическая научная революция (17- первая половина 19 века)

· Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)

· Постнеклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)

 

Для того, что бы понять и оценить в чём заключается качественный скачок, существуют три параметра:

· Идеалы и нормы науки - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе.

· Научная картина мира - общее представление о мире и объективной реальности.

· Философские основания науки - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования.

 

В начале 21 века метод кейс-стади (case-study) приобрёл особую популярность в науке и в образовании, хотя он берёт своё начало ещё в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Так, в образовании учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. А в науке — нестандартные ситуации, порою угрозы, связанные с проблемой выживания человечества, способствуют формированию «когнитивно-синергетических кейсов» - моделей осознания проблем для последующего их решения.

 

2. Исторические типы научной картины мира

 

Каждый исторический тип научной картины мира можно рассматривать как результат глобальной научной революции. Выделяют следующие исторические типы научной картины мира:

· Доклассическая научная картина мира (5-6 века до н. э. - 17 век н. э.).

· Классическая научная картина мира (17- первая половина 19 века).

· Неклассическая научная картина мира (вторая половина 19 века - первая половина 20 века).

· Постнеклассическая научная картина мира (вторая половина 20 века - наши дни).

Доклассическая научная картина мира в качестве объекта науки выделяет мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что можно назвать: «макрокосмос», «Метагалактика», «Вселенная». Это мир за пределами нашей Солнечной системы, для изучения объектов астрономии и астрофизики.

Идеал науки в данной картине мира это «знания ради знания». Наблюдения являются основным эмпирическим методом познания. Доклассическая картина мира предполагает «единство субъекта и объекта познания», т. е. подобное познается подобным. Она носит также интегративный характер. Для этого этапа свойственны геоцентризм и гелиоцентризм. Геоцентризм (от греч. ge - Земля и лат. centrum - центр) - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира. Со времени Коперника утвердился гелиоцентризм, считающий центром Солнце.

Философские основы науки в доклассической картине мира — это утверждение, что философия является «наукой наук» - главным теоретическим основанием познавательного поиска. Для этого этапа развития науки характерен интуитивно диалектический стиль мышления. Единство знаний о природе и человеке, т. е. антропокосмизм, утверждающий, чточеловек — это неотъемлемая часть мирового процесса

Классическая научная картина мира объектом науки считаетмакромир - Землю и ближний космос. Идеалом науки здесь является утверждение Ф.Бэкона: «З нание это сила, но не насилие над природой». Характерен индуктивно-эмпирический подход. Известна только одна форма движения - перемещение в пространстве. Но классическая картина мира всё же делает возможным противопоставление субъекта объекту. Человек начинает преобразовывать мир. Познание не исключает практической направленности. Логическим ядром классической картины мира становится механика Ньютона. Характерен гелиоцентризм, считающий центром Солнце. Продолжает существовать представление о божественном сотворении мира и всех объектов познания, мир представляет чётко слаженный механизм.

Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности, т. е. причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются. В этот период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Происходит отрицание внутренних противоречий в системе научного знания и усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.

Неклассическая научная картина мира в качестве главного объекта познания исследует микромир - совокупность элементарных частиц. При этом прослеживается тесная взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания. Идеал науки в данной картине мира- зависимость субъекта от объекта познания. Но в то же время, трактовка событий зависит от субъекта. Происходит согласование теоретической и прикладной направленности науки. Так, неклассическая научная картина мира формируется на основании частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия и т. д. В настоящий момент существует около 2500 наук.

Философские основы науки в неклассической картине мира это господство стиля естественного научного мышления. Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т. д.

Постнеклассическая картина мира объектом науки называет мега-макро-микромир. Она в наибольшей степени, чем все предшествующие, обладает синтетическим характером и связана с проблемой согласования самых разных знаний и методов познания. Идеалом познания здесь является аксиологизация науки (определение, что ценно для общества и человека, а что нет). Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Постнеклассическая научная картина мира создаёт основания для формирования новой парадигмы. При этом в ней преобладает представление о глобальной эволюции, а развитие рассматривается как атрибут всех форм реальности. В начале 21 века происходит постепенный переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве.

Философские основы науки в постнеклассической картине мира- синергетика и синергетический стиль мышления. Так, господствует представление, что все процессы развиваются нелинейно, интегративно. Для данной картины мира характерно единство естествознания, наукознания и гуманитарного знания. В начале 21 века распространяется антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Антропный принцип - известен в "мягкой" и "жесткой" формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительную фазу своей эволюции - в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию. Период постнеклассического естествознания связывают с открытием кванта.

 

 

3. Синергетика и её роль в развитии современной науки

 

Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин "синергетика." стал активно использоваться в отечественной литературе после публикации на русском языке работы Г. Хакена "Синергетика" (М., 1980), в которой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т. е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 века, однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом, синергетика решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики помогают по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи.

Открытые законы саморазвивающихся "синергетических" систем становятся основанием для разработки новых стратегий научного поиска. Очевидно, что для управления сложными системами, обладающими хаотическими свойствами, необходимо иметь достоверную информацию о возможных изменениях в их структурах. Современная философия создаёт концепцию управляемого взаимодействия энергии, вещества и информации, которая порою выступает как идеологическая основа популярной в настоящее время синергетической теории управления. Синергетическая теория управления применяется в самых разных сферах жизни общества (политике, экономике, культуре, образовании, науке и технике)

Концептуальные положения синергетической теории управления

1) движение системы должно, как правило, протекать в нелинейной области её пространства;

2) система должна быть открытой, что равносильно обмену энергией или веществом (и, возможно, информацией) с внешней средой;

3) протекающие в системе процессы должны быть когерентны (взаимосвязаны);

4) необходимо наличие неравновесной термодинамической ситуации, когда приток энергии в системе должен быть достаточным не только для погашения роста энтропии, но и для её уменьшения, что усиливает порядок в системе;

5) в системе имеется несколько путей эволюции на финишных этапах её движения, описываемых типичными уравнениями относительно параметров порядка.

Новые стратегии научного поиска в связи с необходимостью освоения самоорганизующихся синергетических систем опираются на конструктивное приращение знаний в теории направленного беспорядка, которая связана с изучением специфики и типов взаимосвязи процессов структурирования и хаоса, учёт принципиальной неоднозначности поведения систем и составляющих их элементов, возможность перескока с одной траектории на другую и утраты системной памяти, когда система, забыв свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо.

 

ВОПРОСЫПО МАТЕРИАЛУ ЛЕКЦИИ:

1. Может ли эволюционная эпистемология интегрировать (логически соединять) все три важнейшие концепции развития науки (кумулятивизм, концепцию научных революций и концепцию «кейс-стади»)?

2. Какой из типов научных революций в наибольшей степени распространён в начале 21 века?

3. Чем классическая научная картина мира отличается от постнеклассической?

4. Как изменилось отношение субъекта и объекта познания в неклассической научной картине мира, в сравнении с доклассической картиной мира?

5. Что нового в современную науку вносит синергетика? Плюсы и недостатки синергетики?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: