Составляем режим дня. Время 10 минут.




Режим дня.

Режим дня - это порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад в жизни детского оздоровительного лагеря.

Главное назначение режима дня - за короткое время выработать, у детей определенный ритм жизни, способствующий организации полноценного отдыха и развитию детского организма. Режим помогает установить в жизни отряда хорошую дисциплину, а также способствует выработке полезных привычек.

В тоже время фанатичное следование режима рождает чрезмерный формализм, так как жизнь ребят расписана по минутам и даже секундам, т.е. все придумано за детей. Режим должен быть разумным и удобным для отдыхающих. Можно и нужно позволить некоторое отклонение от режима дня. Например: встретить рассвет, провести вечер у костра и т.д.

Грамотно выстроенный режим с оптимальным чередованием бытовых и творческих дел, а также свободного времени детей, при хорошей организации отрядных и лагерных мероприятий вносит в жизнь детей яркую красочную определенность, помогает избежать разрушительного действия хаоса, беспорядка.

Дети все разные. Одни быстрые, другие медлительные. Одни спокойные, другие неугомонные, шумные. У всех различные привычки. Поэтому впервые же дни проверьте: сколько времени требуется для проведения зарядки в отряде, для сборов на различные мероприятия и т.д.

Привнесите в организацию режимных моментов элементы игры. Например, постарайтесь интересно, нестандартно обыграть время сбора. Сделайте так, чтобы у ребят был стимул для оперативного, быстрого построения, сбора отряда, независимо от того, где они находятся и чем занимаются. (Кто последний тот тухлый носок, лиственное дерево, борьба между отрядами уборка территории).

Составляем режим дня. Время 10 минут.

Сейчас мы с вами рассмотрим те моменты режима дня, которые вызывают у начинающих вожатых, самые большие затруднения.

Подъем. Часть детей легко просыпается, а часть могли бы проспать до обеда, если их не разбудить.

- настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день.

- вожатый должен быть требовательным, но в то же время веселым, приветливым, терпеливым, внимательным.

- Ни в коем случае из-за «долгого» подъема нельзя наказывать ребенка, устраивать ему публичное осуждение. (Придумать различные призы тем, кто первым встал)

- Причиной «сонливости» зачастую бывает плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. В отдельных случаях необходимо посоветоваться с медработниками, в других пересмотреть формы отрядных мероприятий. Но при этом, мы с вами знаем о том, что если нас ждут интересные, увлекательные дела, то сон, как рукой снимает.

Зарядка. Успешность организации утренней зарядки определяется несколькими компонентами. Главные из них: хорошо подобранный комплекс упражнений, музыкальное оформление, организация процедуры начала и окончания зарядки и ее творческая сторона.

Зарядка всегда приносит удовольствие, если в нее, как и во многие другие детские дела, вносятся элементы игры. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития, но к ее организации предъявляются определенные требования:

• время проведения зарядки - 10-15 минут;

• зарядка проводится на открытом воздухе;

• во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветренном помещении.

Организация питания. Следите за тем, чтобы ребята мыли руки перед приемом пищи. Обращайте внимание на качество пищи. Следите за дисциплиной в столовой. Не забудьте поблагодарить дежурных за хорошую работу.

Послеобеденный дневной отдых (тихий час). 1,5-2 часа это время, которое отводится для восполнения сил, дневного сна, пассивного отдыха. Следует отметить, что организация послеобеденного отдыха требует дифференцированного подхода к детям в зависимости от их возраста. Малышей уложите спать. Подросткам дайте возможность почитать, поразмышлять про себя. Ориентируйтесь по ситуации самостоятельно, с учетом правил, установленных в лагере. Заведите правило: в тихий час - никаких разговоров, хождений. Однажды разрешенное хождение становится впоследствии чаще всего правилом.

Свободное время. В режиме дня предусматривается определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Оно должно быть организовано. Пусть каждый займется своим любимым делом. Если ребенок не может организовать свое свободное время, вожатый должен позаботиться об этом, помочь ему. Обращайте внимание на то, чтобы никому не было скучно! Займитесь с детьми, которым это интересно, оформительской работой, предложите им интересную игру, поговорите с ними по душам и т.д.

Отбой. Перед отбоем нужно настроить ребят на спокойный тон. Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Хорошо способствует разговор «по душам», неторопливое, «мягкое» (без сильных эмоциональных страстей) подведение итогов дня. Проводите тихие игры, старайтесь не возбуждать фантазии детей. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста - приключенческую историю (с продолжением); подросткам — историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре. Некоторое время можете еще поговорить с ребятами после того, как они улеглись в постель. Дайте им возможность угомониться, успокоиться. После пожелания спокойного сна, разговоров в спальных комнатах уже не должно быть. Будьте спокойны, но требовательны.

Стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы никогда не переносили обсуждение острых, проблемных ситуаций на время вечернего отрядного огонька и непосредственно предшествующее отбою.

Продумайте и используйте ритуал прощания на ночь, который ваш отряд будет совершать после вечерних гигиенических процедур.

Перед тем, как самому отправиться спать убедитесь в том, что все дети находятся на своих местах. Не оставляйте детей одних. В корпусе всегда должен присутствовать дежурный вожатый.

В оргпериод очень важно научить/убедить/заставить соблюдать режимные моменты. Лучше быть жёстче в первые дни, чем потом всю смену мучатся.

План отрядной работы.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

1.ознакомьтся с программой лагеря;

2.определть цели и задачи предстоящей смены;

3.изучить возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;

4.изучить возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

5.составить модель смены с учетом возможностей лагеря;

6.продумать, как создать творческую атмосферу в отряде;

7.учитывать интересы детей.

Предварительное планирование смены:

- Вожатый, у которого есть план-сетка, более застрахован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас всё получится, очень высок. Это очень полезная работа.

- Наличие у вас плана - это ещё не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо.

- Степень привлечения детей к планированию растёт по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшим этот процесс можно доверить почти полностью.

Привлечь ребят к планированию можно так. Разбейте ребят на группы, вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Когда дети закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. Затем вместе "раскидайте" ваши отрядные дела в план-сетку общелагерных мероприятий.

И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим.

Но можно поступить и по-иному. Мы составили примерный план, по которому мы будем жить, и хотели бы услышать ваше мнение, посоветоваться. Сейчас мы расскажем вам, что хотели бы предложить. Если что-то не понравится - скажите.

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих мероприятиях - эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим.

Ещё одна форма коллективного планирования - "Аукцион идей". Нарисуйте условные деньги. Выдайте каждому ребёнку по N таких "денег", соорудите помост для аукциона, молоток, товар и войдите в образ ведущего. Ваша задача - продать будущие отрядные мероприятия. Вы будете представлять каждое дело, а после описания и рекламы продавать с аукциона. Только те дела, за которые дали наибольшие суммы, войдут в план смены. дети могут объединять свои капиталы.

Ещё можно обыграть такие формы совместного планирования: "Рейтинг популярности", "Лучшая двадцатка", "Каталог идей" и т.д.

В любом случае, какую бы форму привлечения детей к совместному планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при "вёрстке" плана не забывайте:

1.существует общелагерный план (будет возникать необходимость выделять время для подготовки к лагерным мероприятиям);

2.после оргпериода наступает спад активности - желательны более спокойные игры;

3.в "Банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительские выходные" уходить в поход;

4.может измениться погода, и тогда вместо "запланированного" придётся проводить "резервное".

И помните: "лучший отдых - это смена деятельности"!

Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:

1) Перспективный план смены (особенно на тематической смене) – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т.д.

2) Перспективный план смены, согласованный с детьми (используется обычно на старших отрядах в первые дни смены, возможно у них тоже будут свои разумные пожелания, которые желательно учесть).

3) План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.

4) План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.

Для дождливых регионов план-сетки еще подразделяют на:

сухая – план-сетка, рассчитанная на сухую, теплую погоду

мокрая – план-сетка, рассчитанная на дождливую погоду.

Учитывая цели и задачи, в ежедневную деятельность необходимо включать:

- умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия);

- практическую деятельность (спорт, туризм и т. д.);

- эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);

- досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.

1) первые 3 дня - это оргпериод - игры на знакомство друг с другом, лагерем, придумывание визитки отряда, период завершается открытием смены - представлением отрядов.

2) далее - основной период - "развлечения по полной", развитие, обучение чему-нибудь (кружки). Купание, спорт, взаимодействие между отрядами, личные и командные достижения.

3) последние 3 дня - заключительный - прощальные игры, завершение начатых дел, награждение. Концерт, костёр. Каждый день - разбивайте на 3 периода: до обеда, до ужина, до отбоя.

- Утром - подвижные игры: спорт-соревнования, ответственные репетиции, и т.д.

- После полдника - можно и в зале что-нибудь провести, природа - купание, прогулки.

- После ужина - костры, огоньки, общелагерные глобальные представления.

Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:

1) В сетке расставляются кризисные дни.

2) Накидывается банк идей по тематике смены (перспективный план смены).

3) В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.

4) Выбираются мероприятия, которые нейтрализуют или сглаживают действия кризисов и ставятся в план-сетку.

5) Происходит оценка уже поставленных мероприятий и дел по критериям настроения (грустный, веселый, …) и деятельности(интеллектуальный, подвижный, …).

6) В сетку вносятся произвольные мероприятия и дела из представленных в перспективном плане так, чтобы а) максимально чередовать дни в сетке по настроению и виду деятельности, б) учесть завязку, апогей и развязку смены.

7) План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.

8)Происходит изготовление реквизита (который нельзя будет изготовить на месте, к примеру ксерокс сценариев, вожатская тетрадка с набором игр, мероприятий и дел, песенники и так далее) с учетом ранее уже подобранных мероприятий.

8) Корректировка в оргпериод план-сетки отряда на смену с учетом мнения детей.

Для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:

- игры – создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива;

- природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);

- туризм – это новизна обстановки, романтика;

- спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;

- труд – необходим при жизнедеятельности любых коллективов (детских особенно).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: