Вопрос 31. Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке.




Экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Государственный контроль за экономической концентрацией, осуществляемый антимонопольными органами, является одной из форм государственного контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Важно отметить, что антимонопольный контроль не преследует цели запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.

Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией в РФ осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой.

Гражданское законодательство (п.3, ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации) применительно к интеграционным бизнес-процессам устанавливает, что реорганизация юридических лиц признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов, в том числе и антимонопольных. Обусловлено это тем, что процессы экономической концентрации могут сопровождаться усилением доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов или созданием организаций, занимающих монопольное положение на рынке.

Государственный контроль за экономической концентрацией подразделяется на два основных типа: предварительный и последующий.

· Предварительный контроль осуществляется до момента совершения сделок и/или процессов, выступающих в качестве объектов антимонопольного контроля или обстоятельств, которые могут приводить к увеличению экономической концентрации. Данный тип контроля осуществляется в форме рассмотрения антимонопольным органом ходатайств о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайстве, в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции». В данном случае согласие антимонопольного органа на совершение действий, указанных в ходатайстве выступает необходимым условием для совершения действия, что означает установление разрешительного порядка осуществления подлежащих государственному контролю действий.

· Второй тип государственного контроля за экономической концентрацией - последующий контроль, служит для проверки законности уже совершенных юридических действий субъектов и осуществляется в форме рассмотрения антимонопольным органом уведомлений хозяйствующих субъектов об уже свершившихся фактах. Уведомление должно быть направлено в 45-дневный срок с момента совершения соответствующих юридических действий.

Особенностью государственного контроля за экономической концентрацией является то, что согласно ч.2 ст. 30 ФЗ «О защите конкуренции» в случае, если осуществление сделок, иных действий подпадает под критерии как предварительного контроля, так и последующего, указанные сделки (действия) должны быть совершены с согласия антимонопольного органа.

Что касается видов сделок (действий), за которыми осуществляется контроль, то исходя из зарубежной и российской практики условно данные сделки (действия) можно разделить на:

1) реорганизационные процедуры, в результате которых может усилиться экономическая концентрация на рынке того или иного товара;

2) создание организаций;

3) иные действия (сделки), приводящие к экономической концентрации. К таковым, в частности, можно отнести:

· приобретение акций (долей);

· приобретение активов;

· заключение договоров, результатом которых может быть получение права давать обязательные для исполнения указания;

· занятие должностей в органах управления разных организаций одними и теми же лицами.

Предварительный контроль согласно ст. ст. 27 и 28 осуществляется за:

1) слиянием коммерческих организаций (ст. 27);

2) присоединением одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации (ст. 27);

3) созданием коммерческой организации (ст. 27);

4) приобретением лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (ст. 28);

5) получением в собственность, использование или временное владение хозяйствующим субъектом основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (ст. 28);

6) приобретением лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (ст. 28).

Последующий контроль (уведомление) осуществляется за:

1) созданием коммерческой организации в результате слияния
коммерческих организаций;

2) присоединением к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций;

3) приобретением лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;

4) получением в собственность, использование или временное владение хозяйствующим субъектом основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

5) приобретением лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

 

В законе так же указаны случаи, когда антимонопольный орган должен быть уведомлен в обязательном порядке, лицами, осуществляющими установленные в законе действия.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен:

1) коммерческой организацией о ее создании в результате слияния или присоединения коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов превышает четыреста миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

3) финансовой организацией о ее создании в результате слияния или присоединения финансовых организаций, если суммарная стоимость активов не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), - не позднее чем через сорок пять дней после даты слияния;

5) лицами, приобретающими акции (доли), права и (или) имущество (за исключением активов финансовых организаций), если суммарная стоимость активов превышает четыреста миллионов рублей;

5.1) коммерческой организацией (за исключением финансовой организации) о присоединении к ней финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;

6) лицами, приобретающими активы финансовой организации, если стоимость ее активов превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: