Гурудэва Шивайя Субрамуниясвами 14 глава




Санньяса-упанишад(а). Относится к Атхарваведе. Обсуждает переход к ванапрас-тха- и санньяса-ашрамам.

санньясин. "Отреченный". Тот, кто прошел инициацию и стал индуистским мона­хом, свами, член ом всемирного братства или святого ордена санньясинов. Некото­рые из них странствуют, другие живут в монастырях. Санньясин — защитник своей религии, погруженный в нее постоянно, свободный от всего мирского, спо­собный работать и служить Богу сосредоточенно и эффективно. Он придержива­ется определенных дисциплин, в том числе очищения тела, ума и эмоций. Он сдерживает и контролирует ум посредством садханы, тапаса и режима медита­ции. Его практика упасаны, поклонения, — в основном внутренняя, он ищет Шиву внутри.

сансара (в русской передаче иногда также самсара). "Поток". Феноменальный мир. Трансмиграторное существование, отмеченное непостоянством. Цикл рождения, смерти и перерождения; общий шаблон последовательных земных жизней, пере­живаемых душой. Термин сансара, таким образом, шире, чем пунарджанма (ре­инкарнация или перерождение). См.: эволюция души, карма, реинкарнация.

сансари(н). "Относящийся к сансаре; блуждающий". Душа, находящаяся в сфере трансмиграции, погруженная или привязанная к мирскому существованию и по­этому не стремящаяся к освобождению (мокше). Сансари — это тот, кто не на­ходится "на пути". См.: материализм, сансара.

санскрит. "Хорошо сделанный; совершенный". Классический, сакральный язык древней Индии, считающийся чистым средством общения с небесными мирами. Это первичный язык индуистских писаний, в том числе Вед и Агам. Сегодня упот­ребляется в качестве богослужебного, литературного и научного, но не разговор­ного языка.

сант (хинди). То же, что санскритское cam, т. е. "истина; реальность".

сантоша. "Удовлетворенность". Умение находить в жизни радость и безмятеж­ность. См.: яма-нияма.

саньчита-карма. "Накопленное действие". Накапливающиеся последствия деяний индивидуума в этой и прошлых жизнях. См.: карма.

Сарада Дэви, Шри (1853—1920). Супруга Шри Рамакришны. См.: Рамакришна.

Сарасвати. "Текучая". Шакти, Вселенская Мать; богиня искусств и наук, мифоло­гическая спутница бога Брахмы. Сарасвати, речная богиня, обычно изображается в белом сари и с виной (струнным инструментом), сидящей на лебеде или цветке лотоса. Ей возносят молитвы о совершенствовании в науках, искусствах и ремес­лах. Сарасвати — это также название одной из семи священных рек (сапта-син-дху), упомянутых в Ригведе; сейчас эта река течет под землей. Кроме того, Сарас­вати — название одного из десяти орденов дашанами свами. См.: Богиня, Шакти.

сарвабхадра (сарватобхадра). "Все благоприятно; все хорошо". Слово бхадра обоз­начает "благословенный, благоприятный, дорогой, превосходный". Сарва ("все") бхадра, таким образом, является признанием того, что все во вселенной является проявлением Божественного, того, что свято, благо и имеет смысл. См.: милость, Шивамайя, мир.

Сарваджняноттара-агама. Этот текст не находится в традиционном списке Агам и вторичных писаний. Он считается версией Каладжням, вспомогательного текс­та Ватула-агамы. Дошедшие до нас фрагменты посвящены правильному знанию.

сари (хинди). Традиционная верхняя одежда индуистской женщины, состоящая из длинного несшитого куска ткани, обычно цветной хлопчатобумажной или шел­ковой. Обматывается вокруг тела, доходя внизу до щиколоток, а вверху охваты­вая грудь и плечи.

сат. "Истинный, существующий, реальный, хороший; реальность, существование, истина". См.: Саччидананда.

Сатана. От еврейского сатан, "противник". Дьявол; персонифицированное зло. Существо, которое в христианской и других авраамических религиях противо­стоит воле Бога и искушает души. В индуизме все рассматривается как прояв­ление Бога и для Сатаны нет места. См.: асура, нарака.

саттва-гуна. "Чистота". Качество доброты или чистоты. См.: гуна. сатья. "Правдивость". См.: яма-нияма.

сатьялока. "План реальности, истины". Другое название — Брахмалока; сфера сахасрара-чакры, высочайший из семи высших миров. См.: лока.

сауманасья. "Благосклонность, вызывающая радость ума, правильное понимание" (связано с термином сома).

сахасра-лекхана-садхана. "Дисциплина тысячекратного написания". Духовная практика, заключающаяся в написании священной мантры 1008 раз.

сахасрара-чакра. "Колесо с тысячей спиц". Черепной центр психической силы. См.: чакра.

Саччидананда (также Сат-чит-ананда, Сатчидананда). "Существование-созна­ние-блаженство". Синоним Парашакти. Божественный Разум Господа Шивы и одновременно — чистьж сверхсознательньш разум каждой индивидуальной ду­ши. Это совершенная любовь и вездесущее, всемогущее сознание, источник всего существования, и вместе с тем Саччидананда вмещает в себя и пронизывает все существующее. Чистое сознание, чистая форма, субстрат бытия и т. п. В адвайта-веданте Саччидананда считается описанием Абсолюта (Брахмана). В монисти­ческой (шуддха-) шайва-сиддханте Саччидананда понимается как божественная форма — чистая, аморфная материя или энергия, — а не как эквивалент Абсолю­та, бесформенного, "ататтва", Парашивы. В последней школе Парашива тран-сцендентен, а Саччидананда является первичной и самой совершенной божест­венной формой, которая возникает из бесформенного Парашивы. См.: Парашак­ти, таттва.

саюджья. "Близкий союз". Постоянное Божественное Сознание. См.: вишваграса, Шива-саюджья.

свадхарма. "Собственный путь". См.: дхарма.

свадхиштхана. "Собственное основание". См.: чакра.

свадхьяя. "Размышление о себе; изучение писаний". См.: яма-нияма.

свами. "Господин; хозяин". Тот, кто знает себя или является хозяином самому себе. Уважительный титул индуистского монаха, обычно санньясина, инициированно­го отшельника в оранжевом одеянии, полностью посвятившего себя религиоз­ной жизни. Иногда так уважительно называют и немонахов, занятых духовной работой. Женский эквивалент термина свамисвамини.

Свами Шивананда (1887—1963). Один из наиболее влиятельных современных ин­дуистских святых. Родился в южной Индии, был врачом в Малайзии, издавал медицинский журнал, стал администратором больницы, но впоследствии отрек­ся от мира. Был посвящен в санньясу Свами Вишванандой Сарасвати в Ришикеше в 1924 г., в 1939 г. основал "Общество Божественной Жизни", которое сегодня имеет филиалы во многих странах. Очень способствовал распространению ин­дуистских учений в Индии и за границей, выпуская множество книг и посылая своих многочисленных учеников- свами (в том числе Свами Вишнудэвананду, Свами Венкатешананду и др.) в поездки по всему миру. Популяризовал хатха- и раджа-йогу и широкую, универсальную форму индуизма.

сварга. "Обитель света". Промежуточная область антарлоки; термин, являющийся, в сущности, синонимом сварлоки. См.: лока.

свар(га)лока. "Небесный или яркий план". Третий из семи высших миров, средне-астральная область (в некоторых текстах приравниваемая к сварге), сфера ма-нипура-чакры. См.: лока.

свастика. "Это хорошо". Древний индуистский символ благоприятной судьбы и солнца. Изогнутые вправо лучи свастики обозначают непрямой путь, которым достигается Божественность, — интуитивный, но не интеллектуальный. Свасти­ка была важным религиозным символом во многих культурах всего мира. См .: мурти.

сватмарама. См.: Хатха-йога-прадипика.

Свааямбхува-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. См.: Шайва-агама.

Сваямбху-линга(м). "Самосущий знак Бога". Шивалингам, найденный в природе и не обработанный руками человека; часто это — гладкий цилиндрический камень (баналинга) вроде тех, что находят в индийской реке Нармада. См.: Шивалингам.

Сваямбхува-сутра (-сутры). Вспомогательный текст Шайва-агам.

сверхсознательный ум (санскр. карана-читта). См.: кала (с долгим вторым "а"), ум (пять состояний), ум (три фазы), Саччидананда, таттва.

сверхъестественный. Находящийся за пределами действия естественных законов, трансцендентный. Относящийся к порядку бытия за пределами видимой вселен­ной. Сверхъестественными называют события, действия или знания, превосхо-дящие или мистически объясняющие законы природы. См.: мистицизм, шама-низм.

севa. "Служение". Карма-йога. Неотъемлемая часть духовного пути, стремление служить без мысли о награде или личной выгоде. Центральная практика чарья-пады. См.: йога.

севаль (тамил.). Большой красный боевой петух (санскр. куккута), который укра-шает флаг Господа Муругана и провозглашает зарю мудрости и победу над си­лами невежества. См.: Карттикейя.

северный шиваизм. См.: кашмирский шиваизм.

сексуальность. Индуизм отличается здоровым, неподавленным отношением к че-ловеческой сексуальности. Сексуальное удовольствие является частью камы, од-ной из четырех целей жизни. О таких вещах, как контроль над рождаемостью, стерилизация, мастурбация, гомосексуальность, бисексуальность, петтинг и мно-гоженство, индуистские писания, демонстрируя терпимость, ничего не говорят — не называют их грехом, но и не поощряют их практику, не осуждают и не прощают. Двумя важными исключениями из этого мудрого подхода к сексуаль­ному опыту являются супружеская неверность и аборт. Считается, что оба эти деяния влекут за собой тяжелые кармические последствия в этой и следующих жизнях. См.: аборт.

серьги. Декоративные украшения, которые носят в ушах индуистские женщины и многие мужчины. Йоги, особенно принадлежащие к традиции натхов, носят болыпие серьги для стимулирования психических каналов- нади, связанных с ушами. Особенно массивные серьги носят аскеты-канпхати (это название так и переводится: "с проколотыми ушами"). Считается, что прокалывание ушей для серег приносит счастье (правое ухо) и богатство (левое ухо). См.: канпхати, сам-скары детства.

 

сиддха. "Совершенный". Йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений или обладающий силой. См.: сиддхи.

сиддха-йога. 1) Йога, которая является образом жизни адептов после достижения Парашивы. Подразумевает развитие магических сил, или сиддхи, глубокую тран­сформацию тела, ума и эмоций и способность жить постоянно в Божественном Сознании. 2) Очень сложные алхимические практики. См.: сиддхи.

сиддха-йоги-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.

сиддха-марга. То же, что сиддха-сиддханта.

сиддханта. "Конечные достижения или выводы". Предельное понимание, которо­го достигают в любой области знания.

сиддханта-шравана. "Слушание писаний". См.: яма-нияма.

сиддха-сиддханта. Другие названия: горакшанатха- шиваизм, горакша-пантха, сиддха-йоги-сампрадайя, Адинатха-сампрадайя, натхаматха, сиддхамарга, адвай-та -тантризм. Школа шиваизма, среди наиболее ранних наставников которой бы­ли Матсьендранатха и Горакшанатха (ок. 1000 г.). Хатха-йога, как она известна сегодня, разработана в этой школе. См. Приложение 2.

Сиддха-сидханта-паддхати. "Пути доктрин адептов". Текст из 353 крайне мисти­ческих стихов, приписываемый Горакшанатхе. Посвящен эзотерической природе внутренних тел и союзу души с Высшей Реальностью. См.: сиддха-сиддханта.

сиддхи. "Сила, достижение; совершенство". Необыкновенные духовные силы, вы­рабатываемые упорной медитацией, йогической садханой и тапасом или пробуж­дающиеся естественным образом при достижении духовной зрелости. При регу­лярном переживании Самореализации сиддхи развиваются сами по себе в соответствии с нуждами индивидуума. До достижения Самореализации исполь­зование или выработка сиддхи является одним из величайших препятствий на духовном пути, поскольку питает ахамкару, чувство отдельного "я", и противо­действует прапатти, полному подчинению воле Бога, богов и гуру. В частности, шесть сиддхи считаются главнейшими препятствиями для самадхи: ясновидение (адарша-сиддхи или дивья-сиддхи), яснослышание (шравана-сиддхи или дивья-шравана), пророчество (пратибха-сиддхи), сверхчувствительность (ведана-сид-дхи), сверхвкус (ашвадана-сиддхи) и сверхобоняние (варта-сиддхи). К восьми классическим сиддхи относятся: 1) анима: умение становиться маленьким, как атом; 2) махима: умение становиться бесконечно большим; 3) лагхима: сверхлег­кость, левитация; 4) прапти: способность к расширению, вездесущности; 5) пра-камья: осуществление желаний; 6) вашитва: управление природными силами; 7) ишититва: превосходство над природой; 8) кама-авасайитва: полная удовлет­воренность. Высшим сиддхи (парасиддхи) является реализация высшего "Я", Па­рашивы.

сикка. Пенджабское произношение слова сикх, "последователь сикхизма". Произ-водно от санскритского шикша, "ученик". См.: сикхизм.

сикхизм. Религия с девятью миллионами последователей, основанная ок. 500 лет назад в Индии святым Гуру Нанаком. Отвергает поклонение образам и кастовую систему. Священное писание: Ади-Грантх. Главный центр: Золотой Храм в Ам­ритсаре.

симантоннаяна. "Ритуал разделения волос". См.: самскары рождения.

символ веры (англ, creed, санскр. шраддхадхарана). Авторитетная сжатая форму­лировка верований данной религии. Исторически символы веры появлялись, когда надо было сохранить доктринальную чистоту при внедрении религий в инос­транные культуры. Так, христианский символ веры был составлен и утвержден в четвертом веке, когда христианство распространилось по всей Римской империи и появилось много ересей, т. е. учений, отрицающих или искажающих те или иные принципиальные догматы веры. Мусульманские богословы с восьмого века создали целый ряд кратких изложений исламской догматики (акид).

синкретизм. Сочетание различных верований и практик, часто в какой-то степени противоположных, образующее единую систему мировоззрения, обычно страда­ющую непоследовательностью.

Сканда. "Ртуть; прыгающий; нападающий". Одно из древнейших имен Господа Карттикейи как прекрасного воина. См.: Карттикейя.

Сканда-шаштхи. Шестидневный праздник в октябре-ноябре в честь победы Скан-ды (Карттикейи) над силами тьмы.

Слой (оболочка) (санскр. коша). Так называются телесные покровы души (тела) разной степени плотности. См.: душа, коша, тонкое тело.

Смарта. "Имеющий отношение к смрити". Последователь смартизма. См.: смрити, смартизм.

Смарта-сампрадайя. См.: смартизм.

Смартизм. "Школа, основанная на вторичных писаниях, смрити". Наиболее либе­ральная из четырех основных деноминаций индуизма. Древняя ведическая, брах-маническая традиция, которая, начиная с 9-го века, подвергается мощному влия­нию адвайта-ведантистского учения религиозного реформиста Ади Шанкары (Шанкарачарьи). Смарты полагаются в основном на литературу смрити, особен­но Итихасы (Рамаяну и Махабхарату с Бхагавад-гитой), Пураны и Дхарма-шас-тры. Эти книги считаются дополняющими и помогающими лучше понять Веды. Смарты, вслед за Шанкарой, считают, что все боги — всего лишь различные изображения Сагуна-Брахмана. Поэтому они открыто эклектичны, почитают всех богов и не одобряют сектантства. Смартистская система богослужения, на­зываемая паньчаятана-пуджа, направлена на поклонение главным божествам каждой из основных индуистских сект древности: Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Шакти. Чтобы охватить и шестую важную линию, Шанкара рекомендовал до­бавить к ним еще одно божество, Кумару. Отсюда титул Шанкарачарьи Шанма-та-стхапаначарья, "основатель шестеричной системы". Верующий обычно вы­бирает одно божество из шести как личное, предпочитаемое Божество (ишта-дэ-вату). Духовным авторитетом для смартов обладают региональные монастыри, основанные Шанкарой по всей Индии, и их первосвященники. Эти монастыри являются резиденциями десяти орденов монахов-аскетов, которые распростра­няют учение адвайта-веданты. В смартизме различаются три религиозных под­хода: ритуалистический, бхактический и философский. См.: дашанами, шанкара-чарья-numx, Шанкара.

смерть. Смерть — сложное понятие, для которого в санскрите есть много слов, как-то: махапрастхана ("великий уход"), самадхимарана (сознательное умирание в состоянии медитации), махасамадхи ("великое слияние или поглощение"); все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смер­ти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (сукшма-шарире) с теми же желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли рань­ше, и ее посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку они знают, что это — одно из самых славных и возвышенных пере­живаний, обладающее огромным духовным потенциалом. К другим терминам, обозначающим смерть, относятся: паньчатвам (смерть как растворение пяти элементов ),мритью (естественная смерть), прайопавеша (добровольная смерть в результате голодания), марана (неестественная смерть, например убийство).

 

смрити. "Запомненное; традиция". Небогооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта чело­века. Смрити занимается чисто светскими проблемами — наукой, законами, ис­торией, хозяйством и т. д. — и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться: 1) к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Веданг, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести древних философий, называемых шад-даршана (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта); 2) в широком смысле — к любому тексту, не являющемуся шрути (откровенным писанием), который по­читается в конкретной секте. Из огромного корпуса священной литературы, шастр, каждая секта или школа отдает предпочтение особым текстам как вторич­ному писанию, например вишнуизм и смартизм — Рамаяне, а шайва-сиддханта

— книге Тирумурай. Таким образом, выбор смрити широко варьирует у разных сект и линий передачи традиции. См.: Махабхарата, Рамаяна, Тирумурай.

сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2) Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует множес­тво различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной мате­рии, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих су­ществ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения, например вьяш-ти-чайтанья ("индивидуальное сознание"), буддхи-читта ("интеллектуальное сознание"), Шивачайтанья ("Божественное Сознание" или "Сознание Шивы"). В писаниях обсуждаются пять классических "состояний" сознания: 1) бодрство­вание (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4) запредельное сверхсоз­нательное состояние (турия, "четвертое") и 5) предельно трансцендентное состо­яние, называемое туриятита ("за четвертым"). См.: ум (все статьи).

сознание Шивы (санскр. Шивачайтанья). Широкий термин для обозначения осоз-навания Шивы самыми различными способами, например пятью способами сле­дующей медитации. Жизненное дыхание: прана. Переживайте вдох и выдох как волю Шивы в вашем теле. Настройтесь на всегда присутствующий пульс вселен­ной, помня, что ничто не движется без Его воли. Всепроникающая энергия: шакти. Станьте свидетелем потока жизни в вашем теле. Осознайте, что это — одна и та же универсальная энергия в каждом живом существе. Попробуйте ви­деть энергию жизни в глазах другого. Проявленная священная форма: даршана. Удерживайте в уме священную форму, такую, как Натараджа, Шивалинга или ваш садгуру — который есть Садашива, — и не думайте ни о чем другом. Увидьте все формы как формы нашего Бога Шивы. Внутренний свет: джйоти. Наблюдай­те свет, который просветляет ваши мысли. Сосредоточьтесь только на этом свете — так, как вы могли бы сосредоточиться на свечении экрана телевизора, а не на его сменяющихся картинках. Священный звук: нада. Слушайте постоянное вы­сокое "иии", звучащее в вашей голове. Этот звук напоминает шум электрического трансформатора, далекий рокот сотен барабанов или жужжание пчел. Все это — Шивачайтанья-паньчатантра> пять простых переживаний, которые вводят Бо-жественное в пределы досягаемости каждого индивидуума. Шивачайтанья, ко-нечно, означает и более глубокие состояния медитации и созерцания. См.: джня-на, ум (пять состояний), Шивасаюджья.

 

Сомананда (ок. 850—900). Ученик Васугупты и автор Шивадришти — очень ав­торитетного объяснения и апологии кашмирской шиваитской философии. См.: кашмирский шиваизм.

Соманатха, храм. Древний центр пашупата -шиваизма, расположенный на тер­ритории современного штата Гуджарат и упоминаемый в Махабхарате. Первый известный нам по хроникам храм был построен там еще до 100 г. н. э. В 1026 г. тогдашний сказочно богатый храм был разграблен мусульманскими завоевате­лями, Шивалингам разбит, а 50 000 брахманов убиты. Храм перестраивался не­сколько раз и наконец был разрушен могольским императором Аурангзебом (ок. 1700 г.). В 1947 г. Сардар Патель, тогдашний премьер-министр Индии, начал работы по его реконструкции.

Спанда-карика. Комментарий из 52 стихов Васугупты к Шива-сутрам. Также назы­вается Спанда-сутры.

Спхатика Шивалинга. "Кристалл-знак Бога". Шивалинга в форме кристалла квар­ца. См.: Санмарга Святилище, Шивалинга, сваямбху-линга.

Сришти. "Сотворение". См.: Натараджа.

Стри-дхарма. "Поведение женщины". См.: дхарма.

Стхапати. От стха, "строение или место", и пати, "господин или отец". Мастер-архитектор, специалист по агамическим храмам. Стхапати должен хорошо знать Шильпа-шастры, иметь опыт во всех аспектах сооружения храмов, быть благочестивым, иметь мистический опыт, быть хорошим администратором, пос-кольку под его руководством работает коллектив строителей- шильпи — резчиков по камню, скульпторов, плотников и т. п. См.: Шильпа-шастры, Стхапатьяведа.

Стхапатьяведа. "Наука архитектуры". Класс текстов по архитектуре, который иногда относят к Упаведам. Важнейшие работы — Манасара, Васту-шастры и архитектурная Шильпа-шастра. См.: Упаведа.

стхити. "Сохранение". См.: Натараджа.

Стхула-шарира. "Грубое или физическое тело". См.: коша, тонкое тело. Субала-упанишад. Относится к Шукла-Яджурведе. Диалог мудреца Субалы и Брах­мы о Верховном Существе, Нараяне.

Субрахманья. "Очень благочестивый; дорогой святым людям". Одно из имен Гос­пода Карттикейи.

Субрамуниясвами (род. 1927). (Тамилизированное произношение санскритского имени Шубхрамунья, "Озаренный мудрец". Не следует путать имя Субрамунья с именем Субра(х)манья, одним из имен Карттикейи.) Нынешний садгуру Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи. См. биографию в Приложении "О духовной традиции автора".

субъективный. Личный. Относящийся к личности, состоянию ума и т. п. наблюда­теля (субъекта). Противоположность объективного.

Сукшма-шарира. "Тонкое, или астральное, тело". См.: коша, тонкое тело.

Сундаранатхар. Имя натха-сиддхи Тирумулара до его прихода в южную Индию из Гималаев. См.: Тирумулар.

Сундарар (ок. 800 г.). Один из четырех тамильских самаячарьев, автор преданных гимнов Богу Шиве, которые составляют седьмую книгу Тирумурая. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.

Супрабхеда-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Посвящена храмовому поклонению, особенно личному, праздникам, практикам и инициациям для каж­дой стадии жизни. Из первоначального текста сохранилось в общей сложности 4666 стихов.

Сурдас (ок. 1550 г.). Слепой североиндийский вишнуитский поэт, прославившийся своими преданными гимнами Господу Кришне. Широко известно его объемное произведение Сурсагар, или "Океан Сура".

Сурья. "Солнце". Одно из основных божеств Вед, также играющее заметную роль в эпосах и Пуранах. Шиваиты каждое утро почитают Сурью, солнечного бога, как Шива-Сурыо. Смарты и вишнуиты —как Сурья-Нараяну. В качестве источника света солнце является самым доступным человеку образом Божественности. Как дарующему жизнь, Сурье повсюду поклоняются на праздниках урожая. Эзоте­рически солнце представляет точку, где проявленный и непроявленный миры встречаются или соединяются. В йоге солнце представляет мужскую силу, пин-галу. Сурья также символизирует внутреннее "Я". В ведическом описании стран­ствия душ после смерти "путь солнца" ведет освобожденные души в сферу Брах­мана, в то время как путь луны — назад, к новому физическому рождению.

сутала. "Великая бездна". Сфера омрачающей ревности и зависти. Третья чакра ниже муладхары с центром в коленях. Соответствует третьему астральному ниж­нему миру, называемому самхата ("отброшенный") или сутала. См.: лока, нара-ка, чакра.

Сута-самхита. Глава из Сканда-пураны, частично посвященная философии.

сутра. "Нить". Афористический стих или максима; литературное произведение, состоящее из таких стихов. С 500 г. до н. э. эта литературная форма была широко принята индийскими философскими системами и в конце концов стала исполь­зоваться даже в книгах по грамматике, медицине и т. п. Каждая сутра часто сопровождается комментарием, который называется бхашья, а иногда и субком­ментарием, который называется тика, вьякарана или типпани. Благодаря ко­ротким, сжатым, легко запоминающимся сутрам были сохранены обширные разделы знания. Чтение сутр наизусть является ежедневной садханой в различных индуистских искусствах и науках. См.: бхашья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: