Нужно согласовать вид сдачи-приемки, т.е.:
· Предварительная приемка (проводится на предприятии.) Этот вид позволяет своевременно обнаружить недостатки и либо их исправить, либо не допустить поставку товара, не соответствующего по качеству условиям контракта);
· Окончательная приемка (проводится в установленном месте и в определенный срок, оговоренный в контракте; устанавливается фактическое наличие поставки по количеству и качеству).
Способы проверки товара по количеству и качеству могут быть следующими:
· Полная проверка (проверке подлежит весь товар);
· Выборочная проверка (делается обычно по выбору покупателя в отношении товаров, доставляемых в упаковке).
Место сдачи-приемки указывается точно в контракте. Оно может быть выбрано и в стране продавца, и в стране покупателя.
Раздел VII «Упаковка и маркировка товара»
В данном разделе оговариваются прежде всего требования к упаковке товара, вид упаковки, условия упаковки. Когда оговариваются условия упаковки товара, то принимают во внимание следующие моменты: размер или вес одного места; порядок укладки товара в контейнер; ящик и т.д.
Маркировка товара должна соответствовать перечисленным в контракте реквизитам: номер контракта, все брутто и нетто, размеры грузового места, наименование отправителя, указание страны происхождения товара. В зависимости от специфики перевозимого товара наносится дополнительная маркировка (например, предупреждение об опасности небрежного обращения с грузом). Краска, которой наносится маркировка, должна быть несмываемой, а цвет ее нанесения указывается в контракте.
Раздел VIII «Санкции»
Санкции предусматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту.
Контрактом предусматриваются различные виды санкций:
· За несоблюдение сроков поставки- конвенциальный штраф (с продавца). Максимальная величина штрафа за просрочку поставки товара составляет 8-10% стоимости не поставленного в срок товара
· За несоответствие по качественным характеристикам и за количественную недостачу. Размер штрафов в этом случае согласовываются сторонами и должны быть зафиксированы в контракте.
В контрактах могут быть предусмотрены санкции и к покупателям. Санкции к покупателям применяются, например, за задержку в открытии аккредитива, предоставлении технической информации и т.д.
Раздел IX «Арбитраж»
В данном разделе определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контрактов.
В случае возникновения разногласий стороны должны определить в контракте порядок передачи спорных вопросов в арбитраж, сроки подачи документов.
Раздел X «Форс-мажор»
Форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению контракта, но которые невозможно было предвидеть в момент подписания договора. К ним относятся стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, ураганы), войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д.
В контракте необходимо установить, какие документы будут подтверждать наступление форс-мажорных обстоятельств и какие организации могут выдать эти документы.
Обязательной является оговорка о том, сторона, для которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, должна немедленно сообщить в письменной форме другой стороне о наступлении форс-мажора и невозможности исполнения контракта.
Раздел XI « Прочие условия»
Кроме основных условий контракта стороны могут также согласовать по своему усмотрению и другие взаимные права и обязанности.
Раздел XII «Юридические адреса сторон»
Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты.
В современной экономике появилась новая, особая область теоретических и практических знаний – международная логистика, которую следует понимать как необходимый и эффективный инструмент, обеспечивающий подготовку, обеспечение, проведение, сопровождение и завершение международных коммерческих операций (внешнеторговых сделок купли-продажи). В рамках этого особое значение придается международным перевозкам грузов различными видами транспорта.
Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируется большим количеством законодательных и нормативно-правовых актов в каждой стране, а также международными соглашениями и конвенциями, о которых шла речь в вебинаре №2.
В настоящее время состояние нормативно-правовой базы для регулирования транспортного комплекса в России еще отстает от потребностей развивающихся международных перевозок и тормозит интеграцию России в мировое экономическое пространство.
В контракте купли-продажи обычно предусматривается особый раздел – транспортные условия. При международных перевозках грузов в контракте обусловливается порядок перевозки, условия и сроки погрузки-разгрузки. Содержание условий зависит от вида транспорта, способа перевозки, вида груза, типа сделки, базисного условия поставки и других факторов и включают, например:
-сроки отгрузки товара;
-место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;
-наименование перевозчика;
-наименование портов, железнодорожных станций, пунктов перехода границы, пунктов перегрузки и т. д.;
-определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы;
-порядок расчетов за транспортировку транзитом через территорию третьих стран;
-назначение и порядок расчетов с агентами, брокерами, экспедиторами и другими посредниками;
-порядок страхования транспортного риска;
=- документы, сопровождающие груз и т.д.
Для повышения конкурентоспособности российского экспорта и поддержки внешнеторговой транспортировки грузов создано АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) –государственный институт поддержки не сырьевого экспорта. Этот центр распределяет субсидии и госгарантии, связанные с поддержкой экспорта, включая компенсацию компаниям расходов на сертификацию и транспортировку продукции, проведение экспертизы при получении лицензий на осуществление экспортных операций.
Для развития экспортной логистики ведется работа по совершенствованию законодательства в сфере контейнерных и мультимодальных перевозок, развитии международных транспортных транзитных коридоров и продвижении российских логистических операторов на международные транспортные рынки.
Требуется создать электронный калькулятор расчета логистической ставки и утвердить формат электронной заявки на логистическую услугу, что должно сократить срок получения экспортером информации о логистическом сервисе.
Назрела необходимость разработки единого мультимодального транспортного документа на все виды транспорта, чтобы экспортер примультимодальных перевозках заполнял не три-четыре транспортных документа, а единый документ, что ускорит процесс оформления и доставки грузов.
Задания для самостоятельной работы:
Ответить письменно на следующие вопросы, желательно подробнее, с полным обоснованием:
1.Что представляет собой сертификация соответствия товаров, работ и услуг?
2. Что собой представляют Международные транспортные коридоры? Привести примеры.
3. Назовите год, вид объединения и названия стран, с которых началась современная история образования и развития Европейского союза.
4.Назовите компании, которые входят в число 10 крупнейших корпораций мира.
5.Какой самый крупный порт мира?
6.Какие крупные поставщики чая на мировой рынок?
7.Что такое валютный курс и когда впервые был введен «плавающий» валютный курс?