Практикум по дисциплине
Б1.В.ОД.5 «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
направления подготовки магистра 38.04.02 «Менеджмент»
профиль «Производственный менеджмент»
Тольятти
Раздел | тема |
1. Общие сведения о бизнес-проекте. | 1. Сущность и характеристика системы проектирования на предприятии |
2. Общие сведения о бизнес-проекте | |
2. Разработка бизнес-проекта и оценка его эффективности | 1. Характеристика разделов бизнес-проекта |
2. Ретроспективный анализ и технико-экономическое обоснование проекта | |
3. Разработка бизнес-проекта и прогнозирование его эффективности | |
3. Презентация бизнес-проекта | 1. Подготовка и представление бизнес-проекта к презентации |
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Сущность и характеристика системы проектирования на предприятии | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Разноуровневые задачи и задания | |
Общие сведения о бизнес-проекте | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Разноуровневые задачи и задания | |
Характеристика разделов бизнес-проекта | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Кейс- задача, Тестирование по разделу 1 | |
Ретроспективный анализ и технико-экономическое обоснование проекта | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Кейс- задача | |
Разработка бизнес-проекта и прогнозирование его эффективности | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Эссе | |
Подготовка и представление бизнес-проекта к презентации | ОК -2,3; ОПК-2; ПК-2,3 | Тестирование по разделу 2 |
Разноуровневая задача
1. Задание:
Используя перечень и схему:
а) выбрать из операций, представленных в перечне, такие, которые соответствуют задачам стратегического менеджмента;
б) найти выбранным операциям место в блок - схеме и внести их в нужное место;
в) указать на блок - схеме направления движения информационных потоков.
Перечень операции:
1) определение сферы деятельности фирмы;
2) постановка стратегических целей и задач;
3) оценка результатов деятельности;
4) реализация стратегического плана;
5) формулировка стратегических установок;
6) изменение стратегического плана;
7) изменение методов реализации стратегии;
8) формулировка стратегии.
Блок схема стратегического менеджмента
![]() |








Управление любой организацией осуществляется на основе работы с информацией. Схематически роль информационных потоков в процессе управления организацией представлена ниже.
Информационные потоки в процессе управления организацией.
2. Критерии оценки:
6 баллов – за правильное решение задачи и сделанными выводами
5 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов
4 балла– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов
3 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения
2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения …
1 балл– за попытку решения задания
Разноуровневая задача
1. Задание:
В приведенном ниже перечне в случайном порядке перечислены элементы так называемой пирамиды создания стратегии. Требуется:
а) определить место каждого элемента в указанной «пирамиде»;
б) поместить элемент в соответствующую клетку «пирамиды»;
в) в случае необходимости дать обобщенное название (например, цель отдела маркетинга цель функциональной единицы).
Перечень элементов «пирамиды»:
- цель корпорации;
- функциональная стратегия;
миссия регионального менеджера функциональной единицы хозяйственного подразделения;
- деловая стратегия;
- стратегия компании;
- миссия корпорации;
- операционная стратегия;
- цели отдела кадров функциональной единицы хозяйственного подразделения;
- цели хозяйственного подразделения.
«Пирамида» создания стратегии корпорации
Задачи разработки стратегии | |||
Разработка миссии | Установление цели | Разработка стратегии | |
Уровень1. Корпорация | |||
Уровень2. Хозяйственное поведение | |||
Уровень 3. Функциональные единицы | |||
Уровень4. Операционные единицы |
2. Критерии оценки:
6 баллов – за правильное решение задачи и сделанными выводами
5 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов
4 балла– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов
3 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения
2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения …
1 балл– за попытку решения задания
Кейс-задача
1. Задание (я):
Дистрибьютор сантехнического оборудования делает акцент на быстрой доставке и точном выполнении заказов, как на главном подходе к обслуживанию заказчиков. Для реализации этой стратегии руководитель склада:
1) разработал стратегию управления запасами, позволяющую полностью исполнять 99% всех заказов без задержки каких-либо позиций;
2) установил стратегию работы с персоналом, которая позволяет осуществлять отгрузку всех заказов в течение 24 часов.
Ответьте на вопрос: какого типа стратегия поддерживает в данном случае стратегию более высокого уровня?
2. Критерии оценки:
6 баллов – за правильное решение задачи и сделанными выводами
5 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов
4 балла– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов
3 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения
2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения …
1 балл– за попытку решения задания
Кейс-задача
1. Задание:
Проведение SWOT-анализа
1. Провести SWOT-анализ коммерческой организации «Х» и заполнить модифицированную матрицу SWOT. В матрице SWOT положительное влияние фактора обозначается знаком «+», отрицательное влияние знаком «-», факторы, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние обозначаются знаком «+/-», а нейтральное влияние знаком «0».
2. Определить, какие общие факторы влияют на деятельность коммерческой организации «Х»: какие из них являются существенными в настоящее время, а какие в будущем; какие из них влияют на деятельность фирмы положительно, а какие отрицательно.
3. Составьте аналитическое заключение.
2. Критерии оценки:
6 баллов – за правильное решение задачи и сделанными выводами
5 баллов – за правильное решение задачи без аргументированных выводов
4 балла– за решение задачи с одной ошибкой, и без выводов
3 балла – за решение задачи с двумя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения
2 балла– за решение задачи с тремя незначительными ошибками, но с правильным алгоритмом решения …
1 балл– за попытку решения задания
Эссе
1. Темы для Эссе:
1. Анализ факторов, формирующих стратегию.
2. Стратегия и конкурентное преимущество.
3. Сравнительный анализ разных стратегий фирмы.
4. Анализ стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли.
5. Стратегии конкуренции на международных рынках.
6. Стратегические альянсы.
2. Критерии оценки:
6 баллов – за оригинальность текста не менее 70 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов.
5 баллов – за оригинальность текста не менее 60 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов
4 балла – за оригинальность текста не менее 50 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов
3 балла – за оригинальность текста не менее 40 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов
2балла - за оригинальность текста не менее 30 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов
1 балл - за оригинальность текста не менее 20 %, лаконичность и последовательность изложения материала, обоснованность выводов.
1. Рекомендации по структуре бизнес-плана организации деятельности предприятия
Титульный лист
Титульный лист представляет собой начальную страницу бизнес-плана, на которой помещаются основные сведения о проекте. В соответствии с приложением 1 к «Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации»[1] для качественного восприятия информации на титульном листе могут быть размещены следующие данные:
1) название и адрес предприятия;
2) имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале;
3) фамилия, имя, отчество руководителя организации;
4) суть проекта (3-5 строк);
5) форма участия государства в финансовом обеспечении проекта;
6) финансирование проекта (в процентах):
ü собственные средства;
ü заёмные средства (отдельно – отечественные и иностранные);
ü средства государственной поддержки.
7) характер деятельности;
8) сметная стоимость проекта;
9) сроки реализации проекта;
10) срок окупаемости проекта;
11) кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация;
12) наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения);
13) заявление о коммерческой тайне.
Образец заполнения титульного листа представлен на рис. 1.
Меморандум о конфиденциальности
Меморандум о конфиденциальности бизнес-плана составляется для предупреждения лиц, получивших для ознакомления конкретный документ, о конфиденциальности содержащейся в нём информации. Как правило, в меморандуме содержится напоминание о том, что лицо, получившее для ознакомления бизнес-план, берёт на себя ответственность за распространение содержащейся в нём информации без предварительного согласия разработчика (владельца). Также в меморандуме может содержаться информация о запрете копирования всего документа и/или отдельных его частей, а так же предупреждение о запрете передачи документа третьим лицам. Может содержаться и требование о том, что если бизнес-план не вызывает у инвестора желания вкладывать средства в проект, то документ должен быть возвращён его владельцу (разработчику).
Пример меморандума о конфиденциальности приведён на рис. 2.
Меморандум о конфиденциальности Данные, представленные в бизнес-плане ООО «Информационные технологии» по производству лебёдок маневровых являются коммерческой тайной. Запрещается распространять содержащуюся в бизнес-плане информацию без согласия ООО «Информационные технологии». Запрещается копировать бизнес-план, в том числе и его отдельные части. Запрещается передавать бизнес-план третьим лицам без письменного согласия ООО «Информационные технологии». В случае отказа от инвестирования в реализацию данного проекта бизнес-план подлежит возврату ООО «Информационные технологии». |
Рис.2. Образец меморандума о конфиденциальности материалов бизнес-плана
Резюме
Вводная часть проекта, или резюме, представляет собой самостоятельный документ, содержащий основные положения бизнес-плана. Именно резюме в первую очередь читают потенциальные инвесторы, именно по резюме судят обо всём проекте. В резюме должны содержаться ответы на основные вопросы инвестора, в том числе такие, как:
1) какой продукт будет производиться и реализовываться предприятием (в т.ч. наименование, назначение, область применения, отличительные черты от конкурентных продуктов, находящихся на рынке);
2) каковы предполагаемые рынки сбыта (состав потенциальных покупателей, величина потребительского рынка, его географическое положение);
3) средства, за счёт которых предполагается осуществить проект (в том числе размер собственных средств организации, инвестированных в проект; необходимый размер кредита, сроки его получения и погашения; участие государства в финансировании проекта и его роль в продвижении продукции; наличие соинвесторов и иных заинтересованных участников проекта, их характеристика (организационно-правовая форма, наименование, род деятельности, опыт участия в инновационных проектах и др.); гарантии. Можно также указать и итоговые экономические показатели эффективности проекта, такие как: ожидаемая выручка от реализации, прибыль, рентабельность, NPV, IRR, срок окупаемости, точка безубыточности);
4) представляет ли проект новую деятельность или приобретается готовое предприятие, или же происходит расширение собственной производственной деятельности;
5) предусматривает ли реализация проекта решение социальных вопросов (является ли деятельность приоритетной для государства (региона), создаются ли новые рабочие места, осуществляется ли прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, происходит ли расширение жилого фонда, используется ли на предприятии труд инвалидов и т.п.)[2].
В резюме инвестиционного проекта, осуществляемого действующим предприятием, целесообразно включить и основные сведения о самом предприятии:
1) об истории предприятия, его развитии за прошедшее время, а так же описание текущей ситуации;
2) об основных владельцах и их роли в деятельности предприятия;
3) об основных достижениях предприятия;
4) об основных проблемах предприятия;
5) об основных конкурентах (отечественных и зарубежных) и их сильных сторонах;
6) о преимуществах предприятия перед конкурентами;
7) о доле предприятия на рынке и тенденциях её изменения;
8) о выпускаемой продукции;
9) об уровне применяемых технологий;
10) об основных потребителях (клиентах);
11) о географии рынков сбыта;
12) об объёме производства продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
13) результаты анализа издержек;
14) показатели финансовой эффективности деятельности предприятия за последние два-три года;
15) результаты анализа слабых и сильных сторон предприятия (в т.ч. качество продукции или услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
Естественно, вся информация приводится в резюме в сжатом виде (рекомендуемый объём резюме – 2-3 страницы), а все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают её и демонстрируют правильность расчётов.
Несмотря на то, что резюме фактически является первым разделом бизнес-плана, писать его следует после завершения работы над всеми остальными разделами.