психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов»




Проект «Защищенное детство – модель

 

Проект «Защищенное детство» – модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» был реализован в Межрегиональном открытом социальном институте в 2011 – 2012 годах в рамках гранта Национального благотворительного фонда. При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года № 127-рп.

Проект имел цель – способствовать реализации прав семей, имеющих детей – инвалидов: обеспечить доступ к культурно-историческому наследию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подготовку их к профессиональной деятельности, доступность и комфортность взаимоотношений с окружающими людьми. Реализован проект по работе с семьями, имеющими детей – инвалидов на базе автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Межрегиональный открытый социальный институт».

Реализация проекта «Защищенное детство»– модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов»способствовала выработке стратегии и тактики взаимодействия семей, имеющих детей-инвалидов и массового образования, а также специального образования, упорядочила работу и придала системе психолого-педагогического сопровождения более организованный характер.

Деятельность проекта была направлена на социально значимое сотрудничество по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению на различных уровнях с государственными структурами Республики Марий Эл и Российской Федерации.

Механизм реализации проекта предполагал организацию работы по просвещению и психолого-медико-социальному сопровождению родителей, имеющих детей-инвалидов, повышению квалификации специалистов служб помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оснащению специальных образовательных учреждений современным реабилитационным и технологическим оборудованием, методическими пособиями, а также оснащению образовательных учреждений, реализующих данный проект. Проект помог родителям использовать конкретную модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для выработки общей стратегии обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ с учетом диагностики и систематических наблюдений.

Продолжительность проекта: проект был рассчитан на 18 месяцев: начало проекта – апрель 2011 года (с 28 октября 2011 года осуществлялась грантовая поддержка), окончание проекта – 27 ноября 2012 года.

Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей – инвалидов в нашей республике, показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей. Приняв во внимание запросы родителей, специалисты Межрегионального открытого социального института решили на своей базе организовать работу с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Были приглашены семейные группы с детьми с нарушениями в развитии, не посещающими дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, в 2010 году специалисты Межрегионального открытого социального института осуществляли психолого-педагогическое сопровождение 29 семей, имеющих детей-инвалидов.

Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве одного из приоритетных направлений образования может быть определено как модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, формирующая социально-психологические условия для успешного обучения и развития ребенка в ситуации образовательного взаимодействия.

На современном этапе понятие сопровождение увязывается с понятием сохранения позитивного здоровья и пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием его оптимальной адаптации в этой среде – с другой.

Наиболее обобщенной гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав ребенка на развитие и образование.

Использование технологий дистанционного образования на базе Межрегионального открытого социального института дало возможность взаимодействовать с семьями и обучать родителей, имеющих детей-инвалидов не только из республики Марий Эл, но и из других регионов РФ (с применением удаленного доступа через Internet). Также была внедрена дистанционная программа подготовки родителей-слушателей по психолого-педагогическому и медико-социального сопровождению детей с ОВЗ.

В Межрегиональном открытом социальном институте созданы все условия для создания дистанционного взаимодействия и образования, на сегодняшний день институт широко применяет современные информационные технологии. Не каждый родитель, имеющий ребенка-инвалида, может ежедневно приходить в аудиторию. Здесь уместно применение дистанционной технологии обучения, которую предложил наш институт. Она позволяет родителю-слушателю заниматься по индивидуальному графику, в удобное время и в удобном месте. Преподаватели могут приезжать в семьи и на дом, проводить консультации. Было спланировано расширение сайта дистанционного обучения для родителей-слушателей, наполнив его содержанием по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов.

Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, а также организация ранней коррекции развития ребенка-инвалида.

Задачи:

1) по отношению к ребенку:

- психолого-педагогическое сопровождение;

- помощь в преодолении трудностей в развитии: компенсирующее обучение умениям и навыкам поведения;

- максимально возможная адаптация ребенка к социальной и образовательной среде;

2) по отношению к родителям:

- психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку);

- посредничество между семьей и другими службами;

- помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка с целью выбора образования и условий существования;

- стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.

Работа осуществлялась по нескольким направлениям.

Диагностическое направление. После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.

Коррекционное направление. Цель этого направления – оказание помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого-педагогической помощи их родителям.

Консультативное направление. Консультативная помощь осуществляется посредством системы индивидуальных консультаций.

Просветительское направление. В рамках этого направления проходят семинары, круглые столы, мастер-классы, проводятся лектории для родителей, публикуются сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), осуществляется выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов-психологов.

Механизм и поэтапный план реализации проекта

Работа в семейных группах проводилась поэтапно.

На подготовительном этапе происходило знакомство педагога-психолога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия.

Знакомство с родителями ребенка начиналось с педагогического изучения особенностей семьи. Оно проведено в первые две недели посещения ребенком семейной группы.

Формы работы включали беседу и анкетирование, наблюдение за игрой матери и ребенка, диагностику уровня развития ребенка.

Данные формы работы позволили выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье; выработать правильное отношение к особенностям развития своего ребенка; научиться делать самооценку своих педагогических умений; настроиться на сотрудничество со специалистами.

На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка проводилось изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования, анализировались беседы с родителями и данные анкет; проводилось наблюдение за игрой родителей с ребенком. Для ребенка с ОВЗ составлялась индивидуальная программа обучения и воспитания. Специалистами Межрегионального открытого социального института были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые апробировались в семейных группах. Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» представляет собой систему коррекционно-развивающих упражнений, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

Основная часть индивидуальной коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию программ и включение родителей в образовательный процесс.

На этом этапе у родителей формировалась установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, активная позиция к его воспитанию в семье; родителей учили приемам адекватного взаимодействия со своим ребенком; у родителей развивали приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2 – 3 ребенка).

Применялись следующие формы работы:

1. Наблюдение за ребенком во время занятий. Эта форма работы с родителями может использоваться в период всего пребывания ребенка в группе.

2. Кратковременное включение родителей в ход занятия. На этом этапе происходит включение родителей в проведение игр. Педагог-психолог знакомит их с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирует внимание на значимости вербальной инструкции.

3. Партнерское участие родителя в проведении занятия с ребенком. На заключительном этапе вновь планируется проведение беседы и анкетирования, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, диагностика уровня развития ребенка.

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, овладевает навыками сенсомоторной и игровой деятельности, обогащает пассивный и активный словарный запас.

Родители начинают больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого-педагогической компетентности, возрастает интерес и желание общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.

Механизм реализации проекта предполагал добавление рубрики«Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» на сайт «Дверь в мир». Проект был разработан в апреле 2011 г. творческой группой преподавателей и сотрудников МОСИ: кандидат педагогических наук Шишкина О.В., кандидат педагогических наук Заболотских О.П., Сафина Т.А., Хухарев Е.Н., кандидат педагогических наук Игумнова Г.В., кандидат медицинских наук Царегородцева С.А., Калмыкова О.В., Губин М.В.

Для реализации проекта Межрегиональный открытый социальный институт предоставил:

- свои площади для обучения людей с ОВЗ (3000 кв.м.) (www.mosi.ru);

- существующие и работающие технологии дистанционного обучения;

- профессорско-преподавательский состав (59 кандидатов наук, 10 докторов наук);

- купленный домен, открытый сайт (www.doorinworld.ru), оборудованное место для работы консультантов на сайте;

- финансовые ресурсы для оборудования специальных аудиторий, для создания пандуса.

Эффективность проекта оценивалась положительной динамикой решения социальных проблем семей, имеющих детей-инвалидов в Республике Марий Эл и России, увеличением числа обучающихся родителей-слушателей, вовлечением студенческой молодежи в социальное партнерство и волонтерство, организацией массовых мероприятий с привлечением людей с ОВЗ.

Проект «Защищенное детство»– модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов поддержали Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл и науки; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Центр патологии речи и нейрореабилитации; Государственное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению»;Государственное учреждение Республики Марий Эл «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка»; Государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Бауманский лицей»; Общество с ограниченной ответственностью «Нолидж»; Рекламно-информационные услуги (Рен ТВ) – «Регион-12».

Реализация проекта проходила в 6 этапов:

I. Обзорно-аналитический этап. Анализ существующей проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Ознакомление профессорско-преподавательского состава и трудового коллектива вуза, а также студентов и аспирантов с концепцией проекта (апрель 2011 г.).

II. Координационный этап, общая продолжительность 2 недели (1-16 июня 2011 г.). На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы по организации социального партнерства. Руководители проекта ставят целью привлечения социальных институтов г. Йошкар-Олы и РМЭ, имеющих опыт работы по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ОВЗ.

Ответственной за отбор студентов, преподавателей и формирование групп является куратор проекта, зав. кафедрой психологии и педагогики О.В.Шишкина.

III. Методический этап, общая продолжительность 2 недели (25 сентября – 9 октября 2011 г.). На этом этапе проводится обсуждение проекта рабочей группой, утверждается календарный план мероприятий. На данном этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, проводится семинар для преподавателей по вопросу адаптирования лекционных материалов и практических работ для людей с ОВЗ.

IV. Организационный этап, общая продолжительность 1 месяц (октябрь 2011 года). Данный этап включает два основных события: совершенствование сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений по сотрудничеству.

V. Практическая реализация проекта, продолжительность 12 месяцев (ноябрь 2011 г. – ноябрь 2012 года). Основные мероприятия данного этапа – это:

1) реализация Программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» направленная на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

2) обслуживание сайта, разработка образовательных профессиональных программ для родителей-слушателей, имеющих детей с ОВЗ,

3) оснащение помещений специальным оборудованием, пандусами;

4) оснащение родителей специальными техническими и др. устройствами для занятий по развитию детей (по экотерапии, сенсорному и двигательному развитию);

5) реализация занятий и консультаций с детьми и их родителями.

В результате выполнения работ по данному этапу были решены следующие задачи:

1. Приобретена продукция «ИМАТОН», которая соответствует «Положению о стандартизации психологического инструментария». Использование методик в кабинетной комплектации повышает престиж и качество работы практического психолога.

2. Разработана и реализована Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии».

3. Разработаны и проведены краткосрочные курсы для семей, имеющих детей – инвалидов по иппотерапии.

4. Проведен набор и обучение семей, имеющих детей с ОВЗ (с 1 ноября 2011 г.).

VI. Заключительный этап, продолжительность 10 дней (10-20 ноября 2012 года).В рамках этого этапа происходило обобщение результатов всех предыдущих этапов, анализ реализации проекта, оценка эффективности проделанной работы. На этом этапе произошли формализация конкретных результатов проекта и написание отчетов. Проведен республиканский научно-практический семинар психологов с приглашением представителей всех ведомств и структур, работающих с инвалидами, для подведения итогов реализации проекта.

В ходе реализации данного проекта произошли позитивные изменения.

1) Развитие новых видов (направлений) работы по психолого-педагогическому сопровождениюсемей, имеющих детей с ОВЗ:

профилактика негативных детско-родительских отношений;

разносторонняя диагностика (индивидуальный и групповой (скрининг);

консультирование (индивидуальное и групповое);

развивающая работа (индивидуальная и групповая);

коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

2) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей-слушателей, педагогов-психологов, волонтеров.

3) Проведение экспертиз (образовательных и учебных программ, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

4) Расширена работа сайта. В процессе работы сайта его поддерживали в рабочем состоянии специалисты МОСИ. Консультации посетителей сайта проводились 2 раза в неделю (среда, пятница). К работе по обновлению различной информации на сайте привлекались как специалисты, так и студенты-волонтеры. Руководство и техническая поддержка осуществлялась штатными сотрудниками института. Администратор сайта – Евгений Николаевич Хухарев.

4) Созданы специальные кабинеты для работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ: сенсорная комната, логопедический кабинет, лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии.

Подробнее остановимся на результатах реализованного проекта.

I. Обзорно-аналитический этап, общая продолжительность 1 месяц (апрель 2011 г.)

Анализ существующей проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Ознакомление профессорско-преподавательского состава и трудового коллектива вуза, а также студентов и аспирантов с концепцией проекта.

Организован научный семинар со студентами и аспирантами «О социальной и психолого-педагогической поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»–7 апреля 2011 г. (Игумнова Г.В., к.пед.н., Загайнов И.А., к.пед.н., Шишкина О.В., к.пед.н., студенты 4 курса дневного отделения психологического факультета, студенты 1 курса заочного отделения психологического факультета).

Проведен семинар для преподавателей и аспирантов кафедры психологии и педагогики «Грантовая деятельность в социальной сфере» 8.04.2011.

II. Координационный этап, общая продолжительность 2 недели (1-16 июня 2011 г.).

На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы по организации социального партнерства. Руководители проекта ставят целью привлечения социальных институтов г. Йошкар-Олы и РМЭ, имеющих опыт работы по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ОВЗ.

От социальных партнеров получена предварительная договоренность о сотрудничестве, подписаны письма поддержки проекта.

Ответственной за отбор студентов, преподавателей и формирование групп является куратор проекта, зав. кафедрой психологии и педагогики О.В. Шишкина. Определены волонтеры для участия в проекте: студенты-психологи 3 курса Сучкова С., Гайдаенко Л., Коробейникова Е.

III. Методический этап, общая продолжительность 2 недели (25 сентября – 9 октября 2011 г.)

На этом этапе проведено обсуждение проекта рабочей группой, утвержден календарный план мероприятий. На данном этапе создан план материально-технической базы проекта, разработан бизнес-план, проведен семинар для преподавателей по вопросу адаптирования лекционных материалов, практических работ для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

IV. Организационный этап, общая продолжительность 1 месяц (октябрь 2011 г.)

Данный этап включает два основных события: совершенствование сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений по сотрудничеству. На этом этапе происходят встречи организаторов проекта с семьями, имеющими детей с ОВЗ, формируются группы семей-участников проекта.

1) Проведение круглого стола «Актуальные проблемы социальной и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», 6.10.2011 года.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема беспризорности и социального сиротства детей в России и РМЭ.

2. Проблема девиантного поведения детей и подростков.

3. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

6 октября 2011 года в МОСИ состоялся круглый стол «Актуальные проблемы социальной и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», организованный кафедрой психологии и педагогики.

В данном мероприятии приняли участие преподаватели и студенты-психологи 2 и 5 курсов, представители трех Министерств Республики Марий Эл и организаций по работе с детьми, члены Общественной палаты Республики Марий Эл. С основными докладами выступили.

Проблема социального сиротства детей в России и Республике Марий Эл (Архипова Галина Константиновна, и.о. начальника отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл). В докладе были раскрыты причины социального сиротства, последствия данного социального явления для детей и показана их дальнейшая судьба, а также особенности организации опеки и попечительства в Республики Марий Эл.

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (Скулкина Юлия Николаевна, начальник отдела по делам семьи, материнства и детства Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Примечаева Галина Васильевна, ведущий специалист отдела пенсионеров и инвалидов Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл). В выступлении были представлены особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья; перечислены их проблемы и пути решения конкретных проблем семьи, материнства и детства в нашей республике.

Проблемы девиантного поведения детей и подростков (Соловьева Елена Ивановна, начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республики Марий Эл). В сообщении прозвучала характеристика всех видов девиантного поведения детей и подростков, отмечены количественные показатели по каждому виду девиации в нашей республике, а также меры профилактики девиантного поведения детей и подростков в Республики Марий Эл.

В прениях участвовали: Швецов Михаил Николаевич, ректор Межрегионального открытого социального института, доктор экономических наук, профессор, депутат Государственного собрания Республики Марий Эл; Шишкина Ольга Викторовна, заведующая кафедрой психологии и педагогики, кандидат педагогических наук; Медведева Мария Владимировна, заместитель директора «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекционной подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»; Григорьева Ольга Николаевна, капитан внутренней службы, старший психолог ФБУ Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции №1 УФСИН России по Республики Марий Эл, и члены Общественной палаты Республики Марий Эл: Викторов Виктор Викторович, директор Автономной некоммерческой организации «Центр стратегического планирования Республики Марий Эл»; Заболотских Ольга Павловна, член Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы»; Ключникова Галина Михайловна, председатель Медведевского районного отделения Марийской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов.

В обсуждении вопросов также приняли активное участие сотрудники Межрегионального открытого социального института: первый проректор, доктор педагогических наук, профессор кафедры истории и теории государства и права, академик Международной академии наук педагогического образования Швецов Николай Михайлович; проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент Загайнов Игорь Александрович; проректор по научно-исследовательской работе, кандидат педагогических наук, доцент Блинова Мария Леонидовна; кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Игумнова Галина Витальевна

Всем приглашенным участникам круглого стола были вручены благодарственные письма.

Адрес сайта: www.doorinworld.ru, создана страничка «дети-инвалиды», где собраны материалы по различным заболеваниям, возможности лечения и коррекции. Вставлен материал о проекте «Защищенное детство», и сайт постоянно дополняется новостями о реализованных мероприятиях. Администратор сайта – Хухарев Евгений Николаевич (инвалид 1 группы)

https://mosi.ru/ru/mosi/news/kak-podderzhat-detey-v-trudnoy-zhiznennoy-situacii

2) Совершенствование сайта «Дверь в мир» - добавление рубрики для детей-инвалидов и их родителей.

Сайт для инвалидов «Дверь в мир» https://doorinworld.ru

3) Оснащение входа в здание МОСИ пандусом.

В октябре – ноябре 2011 были выполнены работы по созданию пандусов для инвалидов-колясочников на крыльце здания МОСИ, на тротуарах, где были бордюры и на автостоянке перед входом на территорию МОСИ.

V. Основной этап, включающий практическую реализацию проекта, продолжительность 12 месяцев (ноябрь 2011 г. – ноябрь 2012 года)

В этот период были проведены все основные мероприятия, приобретено и установлено оборудование для занятий с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

1) Проведение круглого стола на тему «Социально-педагогическая виктимология: взгляд современного психолога», 16 ноября 2011 года

https://mosi.ru/ru/mosi/news/socialno-pedagogicheskaya-viktimologiya-vzglyad-sovremennogo-psihologa

2) Проведение круглого стола «Психология доброты», 17 ноября 2011 года

В данном мероприятии участвовали студенты-психологи 2 и 3 курса. Организаторы – Игумнова Г.В., к.пед.н., профессор кафедры психологии и педагогики, Швецов Н.М., д.пед.н., первый проректор, Калмыкова О.В., начальник психологической службы. Раскрыты и обсуждены вопросы волонтерской работы и грантовой деятельности в социальной сфере.

13 ноября во многих странах отмечают Всемирный День Доброты (WorldKindnessDay). Эта дата выбрана не случайно: именно в этот день 1998 года в Токио открылась первая конференция Всемирного движения за доброту, в которой участвовали Австралия, Канада, Япония, Таиланд, Сингапур, Великобритания, США. Позднее к ним присоединились другие страны. В России этот день отмечается с 2009 года (цитир. по Psychologies).

Что такое доброта? Трудно ли творить добро? Можем ли мы позволить себе быть добрыми? Полезна ли доброта? Как воспитать доброту? Насколько мы добры? Эти вопросы обсуждали студенты 2 и 3 курсов специальности «Психология». Анализ мнений отечественных и зарубежных психологов о таком явлении как «психология доброты» прозвучал в выступлениях Атлашкиной Э., Бажановой Ю., Камаловой С., Микаворовой Е., Кадочниковой О., Шариповой Т.

Как известно, профессия психолога относится к помогающим профессиям, и такие качества, как эмпатия, толерантность, доброжелательность являются и личностными и профессионально значимыми.

Модератор круглого стола Игумнова Галина Витальевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, практический психолог, отметила, что участники круглого стола пришли к выводу: необходимо делать добрые поступки, быть отзывчивым, заботливым, уметь прощать, уметь отдавать[https://mosi.ru/ru/mosi/news/kruglyy-stol-psihologiya-dobroty].

3) Участие в III Республиканском молодежном форуме «Мы за здоровый образ жизни», Йошкар-Олинский медицинский колледж, 18 ноября 2011 года.

В молодежном форуме участвовали Шишкина О.В., к.пед.н., студенты-психологи с докладами о результатах своих исследований:

1.Зайнуллина Галина «Развитие общения у подростков с ограниченными возможностями здоровья» (2 курс).

2.Никифорова Валентина Федоровна «Психологическое благополучие, как критерий психологического здоровья взрослых людей» (3 курс).

3.Сучкова Светлана Вениаминовна «Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями» (3 курс) [https://mosi.ru/ru/mosi/news/plenarnoe-zasedanie-ii-vserossiyskogo-foruma-zdorovesberegayushchee-obrazovanie-opyt].

4) Проведение психологической диагностики родителей-участников проекта по следующим методикам:

– Шкала семейного окружения (С.Ю. Куприянов).

– Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн).

– Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

– Опросник родительской любви и симпатии (Е.В. Милюкова).

34 семьи стали участниками проекта, 29 семей прошли диагностику вторично по окончании проекта (5 семей не смогли пройти диагностику вторично, так как были на лечении, операции и в санатории).

Диагностика семей по графику:

Первичная Вторичная
1 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 10 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 15 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 17 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 22 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 24 ноября 2011 года с 18.00 до 19.30 1 декабря 2011 года с 18.00 до 19.30 2 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 6 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 9 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 13 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 16 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 20 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30 23 ноября 2012 года с 18.00 до 19.30

 

Результаты первичной диагностики показали, что в пяти семьях существуют серьезные проблемы взаимоотношений родителей и детей. Чаще всего встречается отвержение ребенка и гиперопека, низкий уровень эмпатии к ребенку, конфликтный уровень отношений, чувство вины и разочарования по отношению к своему ребенку. В девяти семьях родители думают о ребенке как инвалиде и неудачнике. В трех семьях ребенок находится в центре пристального внимания и заботы, удовлетворяются все его желания и капризы. Практически в каждой семье внутренний мир ребенка незнаком родителям, хотя они пытаются его понять и контролировать.

Результаты вторичной диагностики показали, что в 2 семьях еще сохранились серьезные проблемы взаимоотношений родителей и детей. В одной семье осталась гиперопека, но низкий уровень эмпатии к ребенку сменился на средний, отвержение ребенка и конфликтный уровень отношений снизились, чувство вины и разочарования по отношению к своему ребенку также стали значительно ниже. В другой семье родители думают о ребенке как о будущем неудачнике реже, но ребенок по-прежнему находится в центре пристального внимания и заботы, удовлетворяются все его желания и капризы. В остальных семьях произошли позитивные изменения: нет чувства вины, ребенок стал восприниматься родителями просто как их сын или дочь, а не как инвалид. Родители стали уделять внимание не только физиологии и лечению, а развитию эмоций и интересов детей. Самое главное, что родители перестали думать о своих детях как о постоянной обузе и стали искать новые пути для их интеграции в общество, много внимания стали уделять возможности инклюзивного и дистанционного образования.

5) Проведение индивидуального консультирования родителей по проблемам семейных и детско-родительских отношений.

После диагностики родители приглашались на индивидуальное консультирование – Шишкина О.В., к.п.н., объясняла результаты диагностирования и давала рекомендации для налаживания позитивного отношения к своему ребенку.

2 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

12 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

16 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

18 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

23 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

25 ноября 2011года с 18.00 до 19.30

2 декабря 2011 года с 18.00 до 19.30

6) Участие в подготовке и проведении торжественной программы, посвященной презентации клуба для молодых инвалидов «Преображение», 3 декабря 2011 года[https://mosi.ru/ru/mosi/news/v-mosi-prishlo-blagodarstvennoe-pismo].

7) Реализация образовательной программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии», направленной на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

Автор программы Заболотских О.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Межрегионального открытого социального института.

Пояснительная записка. Необходимость включения данной программы в подготовку обучающихся родителей обусловлена тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование и воспитание детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание современного семейного и дошкольного образования недостаточно ориентировано на становление благоприятных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, а ведь именно семья для ребёнка в дошкольном возрасте является основой для самопознания, формирования более адекватной самооценки, положительного самопринятия, творческой самореализации.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Случаи успешной интеграции детей с недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных образовательных учреждений при соответствующих планировании и методиках обучения.

Специфика представленной программы состоит в том, что она включает в себя разнообразные формы работы, уделяет особое внимание практической подготовке (практические, семинарские занятия, тренинги, видеоконференции и др.), позволяющей не только обеспечить овладение родителями различными знаниями, умениями и навыками, но и актуализировать их посредством открытого диалога, проигрывания разнообразных ситуаций, включения в совместную поисковую и творческую деятельность.

Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока.

Первый – «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье»– включает в себя диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, а также тренинговые занятия.

Второй – «Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенности семейного воспитания таких детей»– раскрывает специфику нарушений у детей и особенности с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: