Древнерусская иконопись
• Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.
• Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры. В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев.
• В церковном представлении икона являлась соединительным звеном между верующим и богом.
• Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст (паволоку), грунтовали левкасом, сверху для прочности покрывали слоем олифы.
• Доски для икон делали из липы, берёзы, сосны, ели, сибирского кедра, лиственницы, дуба и клёна.
• Паволока – ткань, которая наклеивается на доску.
• Левка́с (греч. λευκός белый, светлый) — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла.
• Краски (темперу) художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.
• Те́мпера — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат натуральные эмульсии на курином желтке или цельном яйце.
• Темперные краски готовятся иконописцами вручную из растертых полудрагоценных камней (малахита, лазурита, гематита, минерального пигмента) в соединении с яичным желтком и вином.
• Олифа (масло) – это плёнкообразующее вещество, которое изготавливают на основе любого природного масла.
• Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот – особый украшенный шкафчик для хранения иконы. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.
|
Иконная доска паволока и левкас оклад
Этапы написания иконы:
1. Тонкой кисточкой иконописец наносит на левкас рисунок;
2. Золочение - наносятся тонкие слои сусального золота, затем они шлифуются и укрепляются;
Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
3. Создаются основные цветовые соотношения;
4. Прорисовка одежд и других деталей образа;
5. Приступает к работе над ликами;
Древнерусские иконы имеют свои особенности:
• В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.
• Цвет - своеобразный опознавательный знак изображений:
по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь,
по светло — малиновому - апостола Петра,
по ярко — красному фону - Илью пророка.
• Цвет имел символическое значение:
красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры;
зеленый - выражение юности, жизни;
белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога.
Золотой цвет также является цветом Бога.
• Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады.