Иконная доска паволока и левкас оклад




Древнерусская иконопись

 

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.

• Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры. В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев.

• В церковном представлении икона являлась соединительным звеном между верующим и богом.

 

• Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст (паволоку), грунтовали левкасом, сверху для прочности покрывали слоем олифы.

Доски для икон делали из липы, берёзы, сосны, ели, сибирского кедра, лиственницы, дуба и клёна.

Паволока – ткань, которая наклеивается на доску.

Левка́с (греч. λευκός белый, светлый) — название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла.

• Краски (темперу) художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

Те́мпера — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат натуральные эмульсии на курином желтке или цельном яйце.

• Темперные краски готовятся иконописцами вручную из растертых полудрагоценных камней (малахита, лазурита, гематита, минерального пигмента) в соединении с яичным желтком и вином.

Олифа (масло) – это плёнкообразующее вещество, которое изготавливают на основе любого природного масла.

• Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот – особый украшенный шкафчик для хранения иконы. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Иконная доска паволока и левкас оклад

Этапы написания иконы:

1. Тонкой кисточкой иконописец наносит на левкас рисунок;

2. Золочение - наносятся тонкие слои сусального золота, затем они шлифуются и укрепляются;

Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.

3. Создаются основные цветовые соотношения;

4. Прорисовка одежд и других деталей образа;

5. Приступает к работе над ликами;

 

 

Древнерусские иконы имеют свои особенности:

• В отличие от религиозных сюжетов итальянских, европейских художников, где фигуры изображены объемно, на русских иконах фигуры плоские, бесплотные, бестелесные, они как бы скользят вдоль плоскости икон.

Цвет - своеобразный опознавательный знак изображений:

по темно — вишневому плащу узнаем Богоматерь,

по светло — малиновому - апостола Петра,

по ярко — красному фону - Илью пророка.

Цвет имел символическое значение:

красный цвет — цвет мучеников, но и огонь веры;

зеленый - выражение юности, жизни;

белый -причастный к высшему званию, это цвет Бога.

Золотой цвет также является цветом Бога.

• Фон иконы традиционно покрывали золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мерцающий, мистический свет, который озарял икону трепетным пламенем лампады.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: