Контрольные вопросы
1.Раскройте содержание понятий «личность преступника», «преступная личность», «криминогенная личность», «субъект преступления», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный». Каким образом соотносятся данные понятия?
2.Каковы элементы структуры личности преступника? Опишите их свойства.
3.Что понимается под классификацией личности преступника? Приведите примеры.
4.Какова сущность понятий «генезис личности» и «криминализация личности»?
Практические задания
№ 1
С учетом абстрактно-логическогоиконкретно-логическогоподходов, применяемых в современной криминологии, составьте схему теоретической модели «личность преступника».
№ 2
Осветите суть основных дискуссионных вопросов, касающихся биологической предрасположенности человека к совершению преступления; идеи о потенциальном преступнике; роли психических аномалий в преступном поведении.
№ 3
Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?
№ 4
Составьте портрет личности современного преступника по официальным текущим статистическим данным о судимости в Российской Федерации.
№ 5
В чем состоит практическое значение криминологических исследований личности преступника?
№ 6
Ознакомьтесь со статистической карточкой на лицо, совершившее преступление, и выделите предусмотренные в ней признаки, относящиеся к криминологической характеристике лиц, совершивших преступления. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступление, и их типологии.
№ 7
Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека.
|
Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:
– общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть.
Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
№ 8
Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детер-
минирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологиче-
ски нейтральными:
а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;
б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;
в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);
г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);
д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;
е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;
ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.
№ 9
Ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступников в со-
|
ответствии с классификацией, принятой в криминологии.
А. Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приговорен к пяти годам лишения свободы. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная.
После отбытия наказания (освобожден условно-досрочнокак доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно.
Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков. Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.
Б. П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик4-горазряда, работает на мебельной фабрике. По работе характеризуется в основном положительно, учится в среднем специальном учебном заведении.
|
После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его «отметить» переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.
Принимавший участие в выпивке С., приятель П., опьянел, и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доставить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа мужской костюм и деньги, которые нашел там же. Украденный костюм П. продал.
В. Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование среднетехническое. Работает техникомсмотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения Е. возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-товыбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по
открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.
Г. М., 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет8-летнегосына. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбывал наказание в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик. Последнее преступление – убийство – совершил при следующих обстоятельствах
В день зарплаты М. пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, М. стал требовать у нее деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего М. оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил в чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан милицией.
Д. И., 30 лет, работая на заводе, был задержан на проходной с набором гаечных ключей. Материалы по факту мелкого хищения были направлены по месту его работы. В течение года И. дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель, других нарушений не было. К выполняемой работе относился добросовестно, товарищей среди работников цеха не имел. Увидев однажды на территории завода спрятанныйкем-тов траве электромотор, который он давно хотел прибрести для своего садового участка, И. решил его похитить. Пытаясь вынести похищенный электромотор, он был задержан работникам охраны и впоследствии привлечен к уголовной ответственности.
Тема 6. Механизм индивидуального
Преступного поведения
Контрольные вопросы
1.Дайте определение механизма индивидуального преступного поведения.
2.Каковы основные элементы механизма индивидуального преступного поведения?
3.Поясните взаимосвязь причинного комплекса преступности
вцелом с причинами и условиями совершения отдельного преступления.
4.Что понимается под ситуацией совершения преступления и криминогенной ситуацией?
Практические задания
№ 1
Составьте схему внутреннего строения механизма преступного поведения.
№ 2
Проанализируйте дискуссии в криминологической литературе о строении модели механизма преступного поведения.
№ 3
Охарактеризуйте криминогенный потенциал основных факторов социальной микросреды.
№ 4
Поясните особенности формирования мотивации совершения преступления.
№ 5
Дайте классификацию ситуаций совершения преступлений.
№ 6
Какие новые ситуации совершения преступлений появились в конце XX – начале XXI в.?
№ 7
Каким образом используются на практике научные знания о механизме индивидуального преступного поведения?
№ 8
Ознакомьтесь с приведенными ниже справками по уголовным делам и выполните следующие задания:
1.Проанализируйте механизм преступного поведения. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.
2.Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.
3.Оцените в совершенном преступлении роль личностных свойств виновного и ситуации.
4.Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.
А. Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать быстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне.Из-загололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не виделиз-затумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначитель-
ного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.
По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.
Б. Д. по специальности шофер, образование среднее, ранее несудимый. По работе характеризуется положительно, много читает. Посещает спортивные мероприятия. Увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.
Вдень совершения преступления у Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы с просьбой о замене неожиданно заболевшего водителя. Д. согласился, предупредив о своем намерении закончить работу в 17 часов, поскольку у него имеется билет на футбол и матч состоится в
19 час. 30 мин..
В15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав машину технической помощи для буксировки неисправного автобуса, Д. ожидал ее прибытия до 20 часов. Вернувшись в гараж, он узнал о проигрыше его любимой команды, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка.
Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал: «Иди и воспитывай своих детей». В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.
В совершенном преступлении Д. раскаялся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.
№ 9
Ознакомьтесь с нижеприведенными справками по уголовным делам и выполните следующие задания:
1.Проанализируйте преступное поведение.
2.К какому типу относятся данные преступления?
3.Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника в каждом случае. Возможно ли было предотвратить
это преступление?
А. Оксана живет в коммунальной квартире. Сосед любит выпить. Денег на выпивку, как обычно, не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять ее ликеры.
Говорила по-хорошему.Угрожала. Обращалась к участковому. Никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана – химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Моя комната – что хочу, то и храню в своем шкафу.
Сосед выпил этот ликер. Через три дня его хоронили. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей.
Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили за убийство. Это настоящая трагедия.
Б. Охота не удалась. Бродили по лесу целый день, а кабана так и не встретили. Решили заночевать в ельнике. Нарубили еловых лап, разожгли костер, выпили.
Егор заснул прямо в обнимку с ружьем. Игорь осторожно стал вынимать двустволку из его рук, чтобы уложить друга спать в шалаш.
Как ружье выстрелило, он до сих пор понять не может. Однако факт остается фактом: его лучшему другу Егору снесло полголовы.
В. Красовский очень любит заниматься садоводством. Он нежно ухаживает за яблонями и грушами. Поливает и подкармливает
их минеральными удобрениями. Борется с вредителями. И каждый раз, когда подходит время урожая, ему не достается ничего. Кто и как обрывает, он не может уследить.
От отчаяния он решается на крайнее средство: поверх забора пускает оголенный провод и на ночь подает на него напряжение. На заборе он написал предупреждение, что проволока под током. «Понравятся ли вам такие яблочки – 220 вольт?!» Утром у забора он нашел мертвого паренька из соседнего поселка.
Тема 7. Профилактика преступности.