Основная цель системы управления человеческими ресурсами – обеспечение качественного и рационального формирования, освоения и развития человеческих ресурсов для достижения экономической эффективности и конкурентоспособности организации.
Управление человеческими ресурсами в современных организациях осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций управления), которые взаимосвязаны между собой и образуют структуру кадровой службы как самостоятельного функционального подразделения предприятия.
Проектирование службы по управлению человеческими ресурсами зависит от стратегии, размера организации, ее структуры и стадии жизненного цикла, финансовых возможностей, а также от отношения собственников к кадровым вопросам, их видения роли и статуса данного подразделения в стратегическом развитии компании.
В малых фирмах управление персоналом, как правило, является функцией общего руководства.
В средних организациях кадровые функции выполняют либо линейные руководители или для их реализации создаются небольшие функциональные подразделения.
В крупных компаниях формируются самостоятельные функциональные службы по управлению человеческими ресурсами, имеющие собственную внутреннюю структуру секторов, отделов, которые курируют выполнение конкретных кадровых функций в организации.
Усложнение и расширение сферы управленческой деятельности в области трудовых отношений выдвигает новые требования к модели профессиональных, социальных и личностных компетенций HR–менеджеров.
Организационная структура службы управления персоналом
№Обеспечение организации персоналом
|
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер
Количественная оценка потребности (Сколько?) основана на анализе организационной структуры управления, требований технологии, объёмов производства
Качественная оценка потребности организации в персонале (Кого?) оценка профессиональных навыков и умений, уровня культуры и образования тех людей. которые необходимы организации.
Важный момент в оценке персонала – разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:
· разработку программы мероприятий по привлечению персонала
· разработку или адаптацию методов оценки кандидатов
· расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала
· реализацию оценочных мероприятий
· разработку программ развития персонала
· оценку затрат на осуществление программ развития персонала
Внешние и внутренние источники набора персонала
Лизинг персонала можно условно поделить на три основных направления.
1. Подбор временного персонала (Temporary staffing)
Востребован на временных, краткосрочных проектах – от нескольких часов до двух-трех месяцев. Как правило, это административный, обслуживающий персонал на время болезни, отпуска штатных сотрудников, проведения выставок, конференций, промоакций.
1. Выведение персонала за штат (Outstaffing- аутстаффинг)
При такой постановке вопроса агентство-провайдер не подбирает персонал, а оформляет в свой штат сотрудников компании-клиента. Работники по-прежнему исполняют свои обязанности на рабочем месте.
|
2. Передача непрофильных активов или процессов организации в управление внешним подрядчикам (Outsourcing- аутсорсинг)
В этом случае рекрутинговое агентство оказывает услугу компании-клиенту по поиску и подбору персонала и, оформляя его к себе в штат, направляет к заказчику для выполнения работы. Также компания-клиент может заказать агентству исполнение какой-либо функции, например маркетинговые исследования, мерчандайзинг, обслуживание и уборку помещений, обслуживание компьютерных сетей, подготовку бухгалтерской отчетности, проведение кадрового аудита и так далее.
Развитию лизинга персонала в России препятствует "непрозрачность" достаточно большого числа компаний, когда основная часть информации считается конфиденциальной, и, следовательно, агентствам весьма затруднительно сотрудничать с подобными организациями. Однако, несмотря на трудности, уже многие специалисты отмечают, что в ближайшее время кадровый лизинг существенно увеличит обороты, так как позволит многим работодателям взвешенно подойти к решению вопроса об оптимальном использовании персонала в деятельности компании. В то же время для работника такой вид занятости сулит как преимущества, так и имеет ряд очевидных минусов.
Альтернативы найму
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму использованы в организации. К ним относятся:
сверхурочная работа, повышение интенсивности труда
структурная реорганизация или использование новых схем производства
|
временный наем
привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.
№ Адаптация персонала и её основные виды
Адаптация — это постепенное взаимное приспособление работника и организации в новых для сотрудника профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Направления адаптации:
· первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
· вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя.
Аспекты адаптации:
· психофизиологический — приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда, а именно: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, и т. п.);
· социально-психологический — приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями;
· профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей; профессионально необходимых качеств личности;
· организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей механизма управления организацией.
Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.