Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель: Расширить представления слушателей об особенностях эмоциональных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также их диагностики и коррекции
Вопросы для изучения:
· Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
· Основные направления коррекционной работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ.
Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.
На развитие эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей оказывают неблагоприятное воздействие ряд факторов.
В связи с отсутствием или снижением воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, эмоциональное обобщение ребёнка имеет ряд специфических особенностей, начиная с ранних этапов онтогенеза.
У детей может отсутствовать комплекс оживления.
В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки - плохо воспринимаемый эмоциональный тон.
Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны речи и музыки.
Обеднённость эмоциональных проявлений в значительной мере может возникать в результате недостатков воспитания, частой оторванностью ребёнка от семьи.
Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.
|
Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.
Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.
Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения. Слепые и слабовидящие дети имеют те же эмоции и чувства, что и зрячие, но степень и уровень их развития могут отличаются.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и обществом.
Первые более ранимы особенно по шкале самооценки, при этом слабовидящие дети демонстрируют большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.
Для слепых свойственны страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.
Однако этот страх у детей появляется при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами.
|
Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах.
Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.
Также отмечаются отличительные особенности слепых понимать эмоциональные состояния, улавливать изменения голоса собеседника.
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники.
Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4 - 5 лет; особенно острое понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте; осознание в ограничении в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
Таким образом, очевидно, что в развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия развития.
Тенденции развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. Формирование личности ребёнка с ДЦП сопровождается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Чаще всего ребёнок руководствуется простыми эмоциями, дети достаточно эгоцентричны даже в старшем дошкольном возрасте, внушаемы, как правило, не способны к волевым усилиям над собой. Все это сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, высокой степенью утомляемости.
|
Следует также отметить, что любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легко возбудимыми, так и пассивными. ДЦП нередко сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью. При этом слабость волевой активности связана с особенностями воспитания ребёнка. Вместе с повышенной чувствительностью, возникающей в результате наблюдения тревожности и уныния родителей, это приводит к отсутствию инициативы, робости, неуверенности в своих силах. На фоне таких эмоциональных проявлений могут наблюдаться эгоцентрические тенденции, стремление манипулировать окружающими посредством своей болезни.
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы детей можно объединить в следующие группы:
Дети с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.
Дети с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и поэтому кажутся странными и парадоксальными.
Дети с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких детей является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, нежелательна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.
Дети с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей особенностью этих детей является болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.
Дети с психотическими и депрессивными тенденциями. Наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью у этих детей наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, и при невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние.
Дети с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными характеристиками таких детей являются тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу, а также чувствительность, робость, застенчивость, неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство тревоги, наклонность к страхам, пессимизм, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.
Эти дети не способны к длительному волевому усилению, поэтому даже краткосрочная депривация плохо переносится и является поводом для новых тревог и волнений. Она еще больше усиливает неуверенность в себе, различного рода страхи и опасения. Из-за этого они постоянно мрачны, угрюмы, погружены в собственные переживания и очень редко испытывают чувство радости. Низкая фрустрационная толерантность приводит к тому, что в критической ситуации у них может возникать реакция гнева, раздражения.
Дети с психотическими тенденциями и низким уровнем невротизма. Общими отличительными особенностями этих детей является крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими — одна из главных черт их характера. Они могут быть агрессивны, злопамятны, мстительны.