ДРУГИЕ ШКОЛЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ




 

Школы Л.С. Выготского и с.л. Рубинштейна - да­леко не единственные крупные школы в отечествен­ной психологии, хотя, в теоретическом плане, вероят­но, наиболее авторитетны.

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886­-1950 гг.). Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки кото­рой могут быть неосознаваемы (его подход к бессозна­тельному долгое время определял отечественные раз­работки в этом направлении).

Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к воспри­ятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность - основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была, фактически, противопоставлена, так называемо­му «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме - внешние раздражи­тели непосредственно определяют поведение.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась, примерно, следующим образом: испытуемо­му предъявлялась экспериментальная задача - напри­мер, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая зада­ча предъявлялась 10-15 раз, с тем чтобы установка­ - готовность оценивать шары как больший и меньший - ­зафиксировалась. Затем, в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же - в силу сформировавшейся готовности - оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого.

В таких - на первый взгляд, простых - опытах было выявлено несколько принципиальных характери­стик установки. Так, оказалось, что установка - не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформиро­вана в одной сфере, на другие. Так, установка, создан­ная в гаптuческой («на ошупь») сфере, при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов.

Установка возникает при взаимодействии инди­вида со средой, при «встрече» потребности с ситуа­цией ее удовлетворения. На базе установки, выра­жающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, по­лагал Д.Н. Узнадзе, деятельность в плане «импульсив­ной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явле­ние «объективации», то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объектива­ция возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять-таки, вырабатывается готовность к деятельности, то есть установка.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений Виктора Николаевича Мясищева (1892-1973 гг.), представля­ющая особый подход - в рамках марксистской мето­дологии - к проблемам личности.

В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принци­пом изучения природы в целом является принцип изу­чения ее объектов в процессе взаимоотношений с окру­жающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразую­щего действительность. Отношения человека в разви­том виде представляют систему индивидуальных, изби­рательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мя­сищеву, - психические процессы, отношения, состоя­ния, свойства личности, неразрывно связанные и про­являющиеся друг в друге.

Система отношений - психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных пси­хических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объек­том активного отношения; черты характера - превра­щенные отношения и т. д. Через противоречивые отно­шения В.Н. Мясищев рассматривал неврозы.

Известный отечественный психолог Борис Михай­лович Теплов (1896-1965гг.) в ранний период творче­ства провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами пси­хологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей и продемон­стрировал способы их эмпирического анализа в кон­кретных видах человеческой деятельности.

Используя концепцию И.П. Павлова о типах выс­шей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ инди­видуально-психологических различий человека, кото­рая способствовала созданию нового направления ­д ифференциальной психофизиологии ((Проблемы индивидуальных различий» - 1961 г.).

Видный отечественный физиолог Петр Кузьмич Анохин (1898-1974 гг.) в отличие от И.П. Павлова, по­нимал подкрепленuе не как эффект действия безуслов­ного раздражителя, а как афферентный сигнал от са­мой реакции, свидетельствующий об адекватности или неадекватности ее (обратная афферентация). Благода­ря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которо­го П.К. Анохин считал условный рефлекс. На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем.

Центральное место в научной деятельности Бориса Федоровича Ломова (1927 - 1989 гг.) занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами ((Человек в системе управления» - 1968 г.; «Человек и техника» -1966 г.). Именно Б.Ф. Ломовым были заложе­ны основы разработки про6лем инженерной психоло­гии в нашей стране. Изучая общие проблемы методо­логии психологии, Ломов сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал роль и место психологии в системе других наук.

Еще одно важное направление отечественной пси­хологии связано с именем Бориса Герасимовича Ана­ньева (1907 -1972 гг.). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.М. Бехтерева, - инициатора ком­плексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины - человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физио­логии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение пред­полагало несколько основных направлений:

изучение человека как биологического вида;

анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

изучение человека как личности; анализ проблем человечества.

Главная работа Б.Г. Ананьева, вышедшая в 1969 г ., носит название «Человек как предмет познания». В своем подходе к человеку Б.Г. Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индu­виgа и уровень личности.

Развитие индивида - это онтогенетическое при­родное развитие человека - зачатие, рождение, созре­вание, зрелость, старение, старость.

Личность же - субъект общественного поведения и общения (общение Б.Г. Ананьев рассматривал, как особую деятельность, наряду с предметной деятельно­стью и познанием).

Начало личности человека наступает намного поз­же, чем начало индивида, и связано с образованием по­стоянного комплекса социальных связей, образовани­ем регулирующих их норм, освоением средств общения и деятельности.

Заканчивая рассмотрение вопроса, посвященного развитию нашей отечественной психологии, нельзя не сказать, хотя бы кратко, о психологическом «флагма­не» нашей науки, из стен которого вышли многие, известные сегодня всей стране, ученые и практики.

В декабре 1965 г. был подписан приказ о преобра­зовании отделения психологии Московского государ­ственного университета им. М.В. Ломоносова в факультет психологии. Первым деканом факультета был назначен профессор А.Н. Леонтьев. На момент создания факуль­тет имел в своей структуре всего три кафедры:

- общей и прикладной психологии;

- психофизиологии и нейропсихологии;

- педагогики и возрастной психологии.

К 1970 г. число кафедр удвоилось, а в настоящее время в структуру факультета психологии МГУ входит 10 кафедр..

После смерти Алексея Николаевича Леонтьева ­более 13 лет бессменно возглавлявшего факультет, в 1979 году деканом был назначен профессор Алексей Александрович Бодалев (род. 1923 г.). С 1986 г. фа­культет возглавил профессор Евгений Александро­вич Климов (род. 1930 г.), а в мае 2000 г. деканом факультета стал профессор Александр Иванович Дон­цов (род. 1949 г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: