Список использованных источников. Глава 1. Сущность планирования как важнейшей функции управления




Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность планирования как важнейшей функции управления

1.1 Понятие, цели и задачи планирования

1.2 Основные принципы и методы планирования

Глава 2. Основные виды планирования в современном менеджменте

2.1 Перспективные и стратегические планы развития предприятия. Особенности и этапы стратегического планирования

2.2 Тактическое и оперативное планирование

2.3 Факторы, влияющие на выбор формы планирования

2.4 Организация внутрифирменного планирования

2.5 Бизнес-план развития предприятия, его значение в предпринимательской деятельности. Содержание бизнес-плана

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

Как одна из важнейших и основных функций управления, функция планирования в наши дни приобрела качественно новые особенности, получив принципиально новое содержание.

В первую очередь расширились горизонты планирования. Это обусловлено тем, что современный подход к планированию подразумевает выполняет не только оперативных задач, но также и задач перспективного развития.

Назначение планирования, как важнейшей функции современного управления организацией заключается в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и динамичного развития фирмы.

Планирование можно рассматривать в качестве своеобразной попытки заглянуть в будущее. Данная функция управления дает возможность оценить перспективы развития и масштабы фирмы, выявить конкурентов в отрасли, найти и прочно занять свою рыночную нишу, а также определить стратегические цели и пути их достижения.

В планах фирмы отражается вся её производственно-экономическая деятельность. Руководствуясь планами, топ-менеджеры выявляют слабые и сильные стороны предприятия, анализируют их, а затем разрабатывают тактику проведения необходимых мероприятий, оценивают финансовое положение, а также положение в производственной и маркетинговой сферах.

Таким образом, развитие современной компании не сводится к простому наращиванию ее производственных мощностей, а является движением к определенной цели, состоящей из множества подчиненных ей подцелей.

планирование управление менеджмент предпринимательский

В процессе развития современной организации необходимо единство действий отдельных элементов системы, а это можно обеспечить именно благодаря планированию.

Таким образом, суть планирования заключается не только в активном и сознательном стремлении к будущему. Планирование - это одновременно и концепция целенаправленного поведения.

Целью данной работы является изучение теоретических основ планирования как важнейшей функции управления.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

· рассмотреть сущность планирования, его основные цели и задачи;

· рассмотреть основные принципы и методы планирования;

· изучить основные виды планов;

· рассмотреть факторы, влияющие на выбор планов;

· рассмотреть особенности организации внутрифирменного планирования на предприятии;

· рассмотреть сущность и значение бизнес-плана на предприятии.


Глава 1. Сущность планирования как важнейшей функции управления

 

1.1 Понятие, цели и задачи планирования

 

Современное планирование в организации собой представляет способ достижения цели, основанный на последовательности и сбалансированности выполнения необходимых для этого мероприятий. Более того, именно на основе планирования современными менеджерами принимается большинство управленческих решений.

В контексте планирования управленческие решения могут быть связаны с постановкой задач, разработкой стратегии, использованием ресурсов, определением стандартов функционирования фирмы в будущем периоде. В принятии подобных жизненно важнейших для организации решений лежит процесс планирования в широком понимании.

В узком понимании, под планированием подразумевается составление специальных документов - планов, которые определяют конкретные шаги для достижения поставленных целей предприятия.

До середины ХХ века предприятия функционировали, главным образом в таких условиях, стабильно спрос превышал предложение, а внешняя среда была по сравнению с современными условиями практически неизменной. Такое положение вещей позволяло предприятиям выстраивать свою работу исходя, главным образом, из текущих планов, основой для составления которых служил объем поступающих заказов.

В середине ХХ века темпы изменений внешней среды значительно ускорились, однако, экзогенные факторы все ещё оставались более-менее предсказуемыми. В эти годы, наряду с текущим приходилось все чаще прибегать к составлению среднесрочных и долгосрочных планов, а также составлять перспективные целевые программы.

В 1960-1970-е годы ХХ века общий темп изменений внешней среды значительно ускорился, активизировались процессы интернационализации и глобализации, а следовательно, все большее развитие получили процессы международной кооперации и специализации. Изменения во внешней среде стали происходить не просто быстрее - они стали неожиданными, что послужило стимулом к трансформированию популярного до сих пор долгосрочного планирования в стратегическое, с акцентом на будущие возможности. Планирование стали осуществлять в направлении от будущего к настоящему, все чаще топ-менеджеры стали прибегать к помощи экспертов и применять в составлении планов сложные математические модели.

В 1970-е годы изменения внешней среды протекали столь непредсказуемо и стремительно, что перспективные стратегические планы уже начали переставать соответствовать потребностям современных компаний. Поэтому в дополнение к планам топ-менеджеры начали разрабатывать стратегические программы, которые являются более гибкими и более адаптированными к стремительным изменениям внешней среды.

В современных стратегических планах находят свое отражение:

прогнозы развития компании в будущем;

конечные и промежуточные цели и задачи, которые стоят как перед самой организацией, так и перед её элементами - отдельными структурными подразделениями;

координация распределения ресурсов и текущей деятельности;

стратегические решения на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.

Процесс планирования в современном динамично развивающемся предприятии начинается с анализа настоящего и будущего состояния компании и окружающей её внешней среды. На данной основе строятся цели, разрабатываются стратегии, определяются наборы инструментов, которые позволили бы с максимальной эффективностью их осуществлять.

Задачи плановых отделов в компаниях включают также определение того, какие именно подразделения компании будут участвовать в реализации определенных целей организации, как именно (в какой форме) это будет происходить, а также как рационально использовать для этого ресурсы.

Если организация является многоуровневой, то планирование в ней должно реализовываться одновременно на всех уровнях. Это обусловлено тем, что ни одно плановое решение не может являться полностью автономным по отношению к остальным, и поэтому совершенно необходимым является системный подход к пониманию всего комплекса связанных между собой проблем на всех уровнях организационной иерархии.

Рассмотрим теперь некоторые наиболее популярные современные подходы к планированию на предприятии.

Адаптационный подход подразумевает то, что однажды составленные планы, зависимо от развития ситуации могут существенно корректироваться.

Фирмы, которые располагают значительными ресурсами, могут активно применять оптимизационный подход к планированию, который исходит из целей, а потому, если проект "обещает" быть высокорентабельным, то средств на него будет выделено очень много.

Наиболее важными целями, которые менеджеры пытаются добиваться во многом благодаря планированию, в основном, заключаются в росте объема предложения товара на рынке, расширении рынков сбыта и в максимизации прибыли.

Таким образом, к основным задачам процесса планирования на современном предприятии следует отнести:

формулирование предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых угроз или потенциальных возможностей развития компании;

обоснование выдвигаемых целей, задач и стратегий, планируемых к осуществлению на предстоящий период, проектирование модели развития будущего организации;

планирование основных методов достижения поставленных задач и целей, создание или выбор необходимых условий для приближения к желаемому результату;

определение потребности в необходимых ресурсах, планирование структуры и необходимых объемов ресурсов, а также сроков их поступления;

проектирование претворения в жизнь разработанных планов, а также контроль над их выполнением.

 

1.2 Основные принципы и методы планирования

 

Эффективность планирования во многом зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при составлении планов.

Основывается планирование в управлении предприятием на таких ключевых принципах:

) участие максимального количества работников предприятия в работе над составления плана начиная с самых ранних этапов его разработки. Это обусловлено психологическим фактором, поскольку люди так устроены, что охотнее выполняют планы, в составлении которых, они принимали непосредственное участие;

) непрерывность, которая обуславливается соответствующим принципом функционирования любой компании. Согласно данному принципу, планирование рассматривается не в качестве единовременного акта, а в качестве непрерывно повторяющегося процесса. В рамках этого процесса все текущие планы разрабатываются, как правило, с учетом выполнения прошлых планов, которые служат основой для будущих;

) гибкость, которая предполагает в любой момент возможность пересмотра и корректировки принятых ранее решений соответственно к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Для большей гибкости в планы часто закладываются так называемые "окна", которые в определенной мере могут обеспечить некоторую свободу для маневрирования;

) принцип единства и взаимосвязанности отдельных частей организации требует согласования планов путем их интеграции и координации;

) довольно важным принципом планирования выступает экономичность, которая предполагает, то что затраты на разработку плана должны быть гораздо меньше реализуемого с его помощью эффекта.

) принцип создания благоприятных условий для реализации плана (ресурсных, организационных, мотивационных и т.д.);

) принцип полноты планирования, означает что при осуществлении планирования необходимо учитывать все события и ситуации, происходящие в хозяйственном процессе;

) принцип точности планирования означает то, что для достижения ее, должны применяться самые современные методы и процедуры прогнозирования.

) принцип ясности планирования означает то, что поставленные цели должны быть простыми и доступными для понимания для всех участников организации.

В наши дни наиболее популярными являются следующие способы составления планов (методы планирования):

балансовые;

бюджетные;

нормативные;

графические;

математико-статистические и т.д.

Бюджетный метод основывается на составлении бюджетов, которые имеют вид таблиц, отражающих текущее состояние и характер распределения ресурсов организации в контексте её целей. Бюджеты могут быть как отчетными так и плановыми. Последние при использовании могут уточняться и корректироваться.

Бюджетирование дает возможность:

) повысить эффективность работы компании благодаря децентрализации управления, а также путем оперативного выявления и корректировки отклонений от плана;

) оптимизировать использование имеющихся ресурсов;

) способствует профилактике бесхозяйственности.

) осуществлять эффективный контроль и оценку состояния запасов, закупок, сбыта, фактических и плановых затрат, финансов, а также рентабельности предприятия.

Существенным недостатком бюджетного метода является его сложность и громоздкость. Данный метод требует индивидуализации ответственности за издержки, а также сам по себе является чрезвычайно затратным.

Что касается балансового метода, то он базируется на увязке между собой двух бюджетов: ресурсов, которыми планирует располагать фирма, а также их распределением в плановом периоде. Если по сравнению с потребностями ресурсов недостаточно, то возникает необходимость в поиске дополнительных источников, которые могли бы покрыть дефицит. Ресурсы можно занять извне, а можно извлечь из собственных ресурсов, посредством их рационализации.

Реализуется данный метод посредством составления системы балансов.

По своему содержанию балансы могут быть материально-вещественными, трудовыми и стоимостными; по временному горизонту - плановыми, отчетными, прогнозными, а по целям - рабочими и аналитическими.

Нормативныйметод планирования применяется как самостоятельно, так и по отношению к балансовому методу в качестве вспомогательного. Данный метод предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период закладываются различные нормы затрат ресурсов на единицу продукции.

К графическим методам, в первую очередь, относится метод сетевого планирования, который разработан был в конце 50-х г. ХХ в. и предназначался в основном для прогнозирования оценки затрат, сроков, управления реализацией и контроля крупных проектов.

Ключевым моментом использования метода сетевого планирования выступает определение продолжительности работ, которые являются основными элементами на пути к достижению поставленной цели. Все работы и события объединяются в календарный сетевой график,который имеет вид цепной диаграммы.

Данный метод упрощает управление сложными проектами, позволяя акцентировать внимание на оптимизации сроков и последовательности выполнении, наглядно демонстрируя их взаимосвязь.

К графическим также следует отнести метод "дерева решений". Для каждой ветви (под которой подразумевается та или иная альтернатива), из которой состоит "дерево", эксперты устанавливают свои "веса", а также коэффициенты значимости.

К простейшим математическим методам моделям можно отнести статистические, которыенаибольшую популярность получили в финансовом планировании. К примеру, основываясь на заданных процентных ставках и текущих вложениях, они дают возможность определения будущих доходов.

Методы линейного программирования используются там, где необходимо провести наиболее глубокую и тщательную оптимизацию определенных статей расходов компании.

Методы линейного программирования дают возможность:

выбрать технологии, которые позволили бы получить желаемый объем продукции при минимальных затратах;

загрузить оборудование таким образом, чтобы достигалась при этом наибольшая выработка;

составить оптимальные маршруты движения транспорта.

Таким образом различные методы планирования применяются для решения самых различных задач. Не стоит забывать о том, что возможности использования тех или иных методов планирования имеют свои пределы.

Эти пределы определяются, в первую очередь:

уровнем применения организацией современных технологий;

использование тех или иных методов лимитируется дефицитом времени (а плановые расчеты занимают много времени и затрат труда);

в-третьих, консерватизм, бюрократизм и инертность к новым подходам самих сотрудников, порой, могут являться основными ограничителями при использовании современных методов планирования.


Глава 2. Основные виды планирования в современном менеджменте

 

2.1 Перспективные и стратегические планы развития предприятия. Особенности и этапы стратегического планирования

 

Перспективные планы в организации обычно составляются на период, превышающий один год. Речь идет, как правило, о среднесрочных планах, которые рассчитаны на период до 5 лет.

В основном перспективные планы могут иметь вид комплекса целей, комплексных целевых программ и т.д.

В контексте перспективного планирования разрабатываются следующие планы:

освоения новых товаров;

минимизации затрат;

внедрения инноваций;

приобретений;

маркетинговые планы;

планы развития производства;

инвестиционные планы;

планы материально-технического снабжения;

планы развития системы управления;

планы проведения социальных мероприятий;

планы по труду;

финансовые планы и т.д.

При помощи составления перспективных планов определяются шаги, которые следует предпринять в будущем для достижения целей компании (чаще всего это касается достижения определенного объема продукции, уровня прибыли и т.д.).

Разработка перспективных планов начинается с выбора целей, ориентированных на долгосрочную перспективу. После, на основе оценки наличествующих ресурсов разрабатывается политика компании, осуществляется выбор соответствующих процедур и правил, разрабатываются альтернативы, с дальнейшим выбором наиболее оптимальных из них. Далее, осуществляется визуализация перспективных планов в графиках и бюджетах.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги компании, которые направлены на формирование ее потенциала в будущем. Затем, в процессе составления стратегических планов формулируются цели организации, которые соответствуют стратегии, осуществляется распределение необходимых ресурсов.

Стратегии, лежащие в основе таких планов, определяются, в первую очередь, исходя из имеющихся и потенциальных возможностей, и угроз компании. Таким образом, акцент направлен вовсе не на мобилизацию внутренних ресурсов, как в традиционном и "привычном" планировании.

Долгосрочным результатом осуществления стратегических планов должны стать значительные качественные перемены в организации. Из этого следует, что если компания стремится выжить и динамично развиваться в современных переменчивых условиях, то переход к стратегическому планированию является объективной необходимостью. Однако, он не должен быть слишком резким, дабы не разрушить напрочь традиционные наработки планирования в компании.

Таким образом, стратегия собой представляет детальный и многосторонний комплексный план, который предназначен для достижения долгосрочных целей организации и, соответственно, осуществления её миссии. Стратегические планы следует разрабатывать таким образом, чтобы они оставались в течение длительного времени целостными, сохраняя свою гибкость.

Перечислим основные функции стратегического планирования:

. Стратегический план задает основные направления для деятельности компании, позволяя ей более эффективно осуществлять маркетинговые исследования, планирование выпуска продукции, ее сбыта и продвижения, а также осуществлять рациональное ценообразование.

. При помощи стратегического плана каждое структурное подразделение в компании получает четкие цели, которые гармонизуются с общими задачами фирмы.

. При помощи стратегического плана стимулируется координация усилий по различным функциональных направлениям деятельности организации.

. Эффективный стратегический план способствует более глубокому пониманию организацией своих сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды.

. Данный план определяет альтернативные действия, которые могут быть предприняты организацией.

. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

Рассмотрим особенности ключевых этапов стратегического планирования.

1. Этап: определение миссии и целей компании.

Миссией является концепция движения в определенном стратегическом направлении. В большинстве случаев при помощи в миссии детализируется статус компании, в максимально лаконичной форме иллюстрируются основные принципы её работы, амбициозные намерения руководства, определяются наиболее важные характеристики.

Целью, в контексте данного этапа, выступает конкретизация миссии компании в наиболее простой и понятной форме.

2. Анализ среды, который включает:

сбор информации;

выявление сильных и слабых сторон компании;

анализ потенциальных возможностей и угроз.

3. Выбор стратегии предполагает разработку альтернатив развития компании, их оценку, а также выбор оптимальной стратегической альтернативы для её реализации. Для этого применяется специальный инструментарий, который включает количественные методы прогнозирования, портфельный анализ, разработку сценариев будущего развития.

. Реализация стратегии осуществляется посредством разработки программ, процедур и бюджетов, являющихся, по сути, среднесрочными и краткосрочными планами реализации стратегии.

. Мониторинг реализуемой стратегии, суть которого состоит в ответе на вопрос: послужит ли выбранная стратегия основой для достижения компанией своих целей? Здесь используется, как правило, система обратной связи, при осуществлении текущего контроля за деятельностью компании. На данном этапе может происходить корректировка предыдущих.

 

2.2 Тактическое и оперативное планирование

 

Текущее или тактическое планирование в основном представлено краткосрочными планами, в которых предусмотрены действия, которые необходимы для достижения стратегических целей. По сути своей, текущее планирование в основном связано с производством.

Текущее планирование обладает рядом характерных особенностей:

объектами его выступают в основном конкретный производственный заказ, группа товаров, показатели и т.д.;

при осуществлении тактического планирования должны учитываться уровни управленческой иерархии. Данный вид планирования может происходить как сверху вниз, так и снизу вверх, как это часто практикуется в современных компаниях;

при составлении тактических планов часто осуществляется четкая привязка к календарю, однако может иногда допускаться и свободное планирование.

Краткосрочные планы охватывают период, продолжительностью 1 год. В них детализируются задачи перспективных планов на соответствующий год с разбивкой по кварталам. Такие планы разрабатываются на основе детального изучения рыночной конъюнктуры и особенностей конкурентной среды в выбранной нише. Также немалая роль при составлении годовых планов принадлежит прогнозам сбыта, сведениям о величине продаж за прошедший период, результатам маркетинговых исследований.

В качестве основных элементов краткосрочного (годового) плана, как правило, служат:

· производственная программа;

· план развития предприятия, который содержит решения, связанные с модернизацией оборудования, технологическими инновациями и т.д.;

· маркетинговый план, который служит основой для составляемых предприятием планов. Составляется он, основываясь на прогнозах сбыта, информации о требованиях заказчика по качеству товаров и ассортименту, о частоте заказов, каналах сбыта и т.д.;

· план по себестоимости и рентабельности, в котором находят свое отражение постоянные затраты, прибыль, себестоимость, рентабельность и т.д.;

· финансовый план, включающий баланс доходов и расходов, затраты производства и обращения, отношение заемных средств к собственным, величину дивидендов и срок их выплаты и множество других показателей;

· план по труду и кадрам;

· план по материально-техническому снабжению.

 

2.3 Факторы, влияющие на выбор формы планирования

 

В практической деятельности фирмы применяют самые различные виды планирования. Чаще всего различные методы комбинируют между собой.

Из этого следует, что совокупность различных видов планирования, которая выбрана и применяется в той или иной фирме, называется формой планирования.

Множество самых различных фактор обуславливают выбор формы планирования. При выборе формы планирования главную роль играет специфика предприятия. Так, к примеру, фирма, которая занимается пошивом одежды, в основном планирует свою продукцию на период не более 1-2 лет. Что касается более высокотехнологичных компаний тяжелой промышленности и машиностроения, то период планирования чаще всего будет не менее 5-10 лет.

Существуют три основных фактора, обуславливающих выбор той или иной формы планирования:

а) факторы, которые обусловленные спецификой фирмы ( уровень инновационности и автоматизации управления фирмой, степень концентрации капитала, географические факторы и т.д.)

Таким образом, и содержание плана может принимать самые разнообразные формы, которые будут зависеть от общих условий воспроизводства, уровня технологического развития, особенностей и методов управления предприятием.

Одним из наиболее важных факторов, которые определяют содержание внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. К примеру, минимальный размер основных фондов в ряде отраслей промышленности США может составлять сотни миллионов долларов. Концентрация капитала может усиливаться также вследствие процессов интернационализации и диверсификации капитала.

Влияние НТР на специфику производственного процесса и управление им выражается в основном повышением уровня разделения труда и, следовательно, степенью сложности выпускаемого изделия. В результате непременно будет усложняться также и организационно - техническая структуры фирмы.

В структуре крупнейших фирм, как правило есть десятки научных лабораторий, множество производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта товара, которая включает агентов по сбыту, а также фирмы, занимающиеся послепродажным гарантийным. Все эти факторы обуславливают жесткость требований к степени координации участников производства, а также к планированию их совместных усилий.

Важное значение имеет также тот факт, что в последние годы для экономик многих стран характерно отставание темпов роста платежеспособного спроса от темпов роста производительных сил. Такая ситуация ведет к усилению роли функции сбыта в деятельности фирм. Маркетинг, среди остальных объектов планирования, таким образом, в современных условиях выходит на первый план.

Весьма заметное влияние на процесс внутрифирменного планирования оказывает степень механизацияи автоматизация управления, что также находит свое отражение в формах и методах планирования.

Механизацияи автоматизация управления помогает улучшить степень сбалансированности и согласованности планов различных функциональных сфер производственно-экономической деятельности и структурных подразделений фирмы, способствует повышению общей культуры плановой работы и т.д.

Внешняя среда оказывает влияние на форму планирования посредством двух основных групп факторов: прямого и косвенного воздействия.

Группа факторов прямого воздействия включает факторы, определяющие непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Основными субъектами подобного влияния могут выступать потребители и поставщики, конкуренты профсоюзы, органы государственного управления и т.д.

В группу факторов косвенного воздействия входят те, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение.

Тем не менее, факторы косвенного воздействия могут оказывать непрямое влияние на интересы участников управленческого решения, изменение условий его реализации и т.п. К факторам косвенного воздействия следует отнести, в первую очередь, экономическую конъюнктуру (как внутри страны, так и международную), политическую ситуацию в стране, степень развития научно-технического прогресса, различные социально-культурные факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты экономической системы обязаны реагировать, а также степень вариантности каждого из них обуславливают сложность внешней среды, которая может обладать самой различной динамикой изменения. Подвижностью среды является скорость изменений в окружении фирмы. Для различных хозяйствующих субъектов такие изменения могут обладать самой различной интенсивностью. К примеру, для фирм, работающих в высокотехнологических сферах внешняя среда меняет гораздо быстрее, нежели для фирм легкой или пищевой промышленности.

Что касается критериев, обусловленных спецификой планирования, то следует отметить, чтов каких бы фирмах процесс планирования ни осуществлялся, он всегда обладает неизменной структурой и непременно должен соответствовать некоторым типовым требованиям, что также характерно и для процесса выбора конкретных форм планирования.

К примеру, при выборе формы планирования ключевая роль принадлежит следующим критериям:

Полнота планирования, предполагает то, что при составлении планов необходимо брать во внимание все, без исключения факторы и события, обладающие значением для принятия решения. Это дает возможность позволяет составить наиболее полный план, гармонизованный с системой частных планов.

Детализация планирования, означает необходимость определения всех запланированных показателей с достаточной степенью точности.

Точность планирования для достижения поставленной цели должна максимально высокой.

Эластичность и гибкость планирования подразумевают способность плана к адаптации к изменению различных условий. Если план такой гибкостью не обладает, то непременно будет иметь место угроза его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень его применимости на практике в качестве руководства к действию. Многие специалисты и руководители могут отмечать, что план "не работает", а если провести тщательный анализ, то может выясниться, что он и не может работать априори. Такая ситуация может случиться в большинстве случаев по той причине, что план рассчитан на слишком длительный горизонт планирования. Подобные долгосрочные планы могут распространяться на очень большие системы. В них заложена вероятность столкновения с огромном множеством самых случайных процессов и событий.

Таким образом, в система внутрифирменного планирования должна обладать такой организационной структурой, которая могла бы обеспечить непрерывную корректировку планов соответственно к изменениями внешней среды и внутренних условий.

Вышеперечисленные факторы оказывают весьма существенное влияние на организацию внутрифирменного планирования и его методы, что находит свое проявление в следующем:

. Возникает необходимость разделения функций управления предприятием и планирования его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции.

В организации планирования и контроля над выполнением планов в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятия (ОСУ). Организационная структура управления предприятием - ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования.

. Повышается сложность плана. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами.

. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.

 

2.4 Организация внутрифирменного планирования

 

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

механизм планирования;

процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект.

Плановый персонал

Сюда входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других - сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий).

Инновационный характер деятельности плановых работников предъявляет особые требования к кадровой политике, которая включает:

· Набор кадров, включая поиск, выбор и найм;

· Расстановку (занятие должности);

· Занятость, включая оценку активности и вознаграждение;

· Развитие (продвижение);

· Освобождение (текучесть, увольнение).

Кадровым работникам приходится решать самые разнообразные задачи: поставить и сбалансировать кратко - и долгосрочные предприятия, определить, что более важно - увеличить свою долю рынка или повышать производительность вложенного капитала и др.

Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующими причинами:

. возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства;

2. усилением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции.

. повышением значимости творческого труда всех работников;

. усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии.

Перечисленные факторы очень остро ставят проблему повышения уровня организации п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: