По статистическим данным, до 3% населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение.
Различают врожденную и приобретенную глухоту. Врожденная может быть наследственной либо вызванной заболеваниями внутриутробного периода, резус-конфликтом, либо приемом матерью ототоксических веществ во время беременности.
Социально-средовая реабилитация инвалидов с патологией слуха представляется специальными методами обучения, обеспечением техническими средствами реабилитации, созданием специальных производственных условий, условий труда.
Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности патология слуха подразделяется на:
· глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;
· тяжелое двустороннее нарушение слуха, нет восприятия речи;
· среднетяжелое нарушение слуха, область интенсивности нормальной речи;
· легкое нарушение слуха, распознаются не все элементы обычной речи.
Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две последние группы при наличии технических средств реабилитации (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глухих, стереофонических динамических телефонов для глухих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры) имеют представление об окружающем мире.
|
Термин «глухой» применяется только к инвалидам, чье слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.
Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.
Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки передачи информации.
При общении осуществляется взаимосвязь и взаимодействие людей, обмен информацией, опытом, умениями и навыками, результатами деятельности. Общение осуществляется преимущественно за счет средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, вспомогательными средствами — чтение и письмо. При выраженных нарушениях слуха страдает именно основное средство коммуникации — речь, ее восприятие. Важна роль и воспроизведения речи. У людей, страдающих глухотой с детства, речь не развивается, следствием чего является более глубокое расстройство — глухонемота. У лиц, имеющих менее тяжелые степени глухоты, при специальном обучении появляется возможность получения информации посредством чтения и письма.
Способность к общению включает:
· способность к восприятию другого человека (способность отразить его эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности);
· способность к пониманию другого человека (способность постичь смысл и значение его поступков, действий, намерений и мотивов);
· способность к обмену информацией (восприятию переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации);
|
· способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможной при необходимости корректировкой;
Параметрами оценки ограничений способности к общению у лиц с нарушениями слуха могут быть:
· способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить вербальные (словесные) сообщения, передавать смысл посредством речи);
· способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
· способность к символической коммуникации — невербальному общению: понимать знаки и символы, коды, читать карты, диаграммы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, графических, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений.
Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью восприятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной категории инвалидов существуют специализированные предприятия, работа в специально созданных условиях.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения, а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий (проводная звукоусиливающая аппаратура и беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении и на радиопринципе).
|
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилита ции инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств.
Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
· ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;
· заушные слуховые аппараты с присоединением к душке очковой оправы;
· система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры (радионаушники);
· усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.
Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкиваются с проблемами адаптации к слуховым требованиям повседневной жизни. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой:
· индикатор телефонного вызова (телефонный сигнлизатор) с возможностью подключения комнатного светильника;
· световой сигнализатор детского плача со встроенным передатчиком;
· телефонная трубка с усилителем;
· световой сигнализатор дверного звонка;
· будильник со световой, вибрационной индикацией;
детектор дыма со световой индикацией
В связи с тем, что в основе причин глухоты (снижения слуха) лежат вредные условия труда (шум, вибрация), в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувь, ушные шлемы, антифоны.
Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.
Глухота не столько создает проблемы "доступа" к транспорт, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснанащение транспорта для глухих и плохослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, «бегущей строкой» — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами) публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительской направленности, адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией и слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.