об/мин;
об/мин;
об/мин;
1/с;
1/c;
1/c;
Определение крутящих моментов на валах привода
Тдв=Nтр/ώдв=12058/101,945=118,283 Н·м
Т1=Тдв·ηм·ηпод=118,283·0,98·0,99=115,92 Н·м
Т2=Т1·и1·ηзп·ηпод=115,92·4·0,97·0,99=445,262 Н·м
Т3=Т2·ηм=445,262·0,98=436,356 Н·м
Т4=Т3·и2·ηцп=436,356·10·0,96=4319,932 Н·м
3.3 Расчёт зубчатой передачи редуктора
Принимаем для шестерни z1 сталь 40Х, термическая обработка- улучшение, твёрдость НВ 245; для колеса z2 – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость НВ 245, [3, стр.34].
Допускаемые контактные напряжения, [3, стр.33]:
,
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа; - коэффициент долговечности; - коэффициент безопасности.
Рассчитаем , [3, стр.34]:
для шестерни ;
для колеса .
Рассчитаем коэффициент долговечности , [3, стр.33].
,
где NHO –число циклов напряжений, NHO =107, [3, стр.34];
NHЕ - эквивалентное число циклов перемены напряжений.
Эквивалентное число циклов перемены напряжений при постоянной нагрузке:
NHЕ = 60n3 ּ с ּ t∑,
где n3- частота вращения ведомого колеса z2; с-количество контактов зуба за один оборот колеса; t∑ - суммарное время работы передачи при постоянном режиме, час;
По условию срок службы привода (h = 12000 ч.) в часах переводим в срок службы привода в годах Lгод = 1,36 лет.
Фактическая продолжительность работы в течение одного года (300 рабочих дней) при работе в две смены по 8 часов:
ч.
Тогда, NHЕ = 60n3 ּ с ּ t∑= 60·120·1·6528 = 4,7·107.
Тогда,
.
При NHЕ ≥ NHO принимают =1, [3, стр.33].
Принимаем коэффициент = 1.1, [3, стр.33].
Расчётное допускаемое напряжение по шестерне:
Расчётное допускаемое напряжение по колесу:
Для прямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяют по формуле, [3, стр.35]:
|
Требуемое условие выполнено.
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев, [3, стр.32]:
,
где Кa – вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач Кa = 49.5, [3, стр.32]; - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; принимаем =1.25;
- коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, принимаем = 0.25;
Т3 – вращающий момент на колесе z2.
Тогда,
Принимаем по ГОСТ 2185 - 66 = 200 мм.
Нормальный модуль зацепления, [3, стр.36]:
Принимаем по ГОСТ 9563- 60 = 4 мм.
Принимаем предварительно угол наклона зубьев и определим числа зубьев шестерни и колеса, [3, стр.37]:
Принимаем z1 = 20; тогда .
Рассчитаем основные размеры шестерни и колеса, [3, стр.37].
Диаметры делительные:
;
Проверка:
Диаметры вершин зубьев:
;
.
Диаметры впадин зубьев:
;
.
Ширина колеса:
;
;
Принимаем
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
.
Окружная скорость колёс:
.
При данной скорости назначаем 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
,
где КНβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; КНν – коэффициент, учитывающий влияние динамической нагрузки, возникающей в зацеплении.
Принимаем коэффициенты, [3, стр.39]: КНβ =1,024; КНα= 1,088; КНν = 1,0.
Тогда, КН =1,024·1,088·1,0 =1,114.
Проверяем контактные напряжения, [3, стр.31]:
|
Силы, действующие в зацеплении, [3, стр.158]:
Окружная ;
Радиальная .
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба, [3, стр.46]:
,
где Рt – окружная сила, Н; КF – коэффициент нагрузки; YF – коэффициент прочности зуба; Yβ – коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми; КFα - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Определяем коэффициент нагрузки, [3, стр.42]:
,
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки длине зубьев; - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки.
По рекомендациям [3, стр.43] принимаем =1,64; =1,45.
Тогда, КF = 1,64 · 1,45 =2,378.
YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям
для шестерни YF1 = 4,02;
для колеса YF2 = 4,02.
Определяем допускаемое напряжение, [3, стр.43]:
,
где - предел выносливости при нулевом цикле изгиба, МПа;
- коэффициент запаса прочности.
По табл.3.9 [3, стр.44] принимаем для стали 40Х при твёрдости НВ ≤ 350 .
Для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Коэффициент запаса прочности, [3, стр.44]:
,
где - коэффициент запаса прочности, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колёс; - коэффициент запаса прочности, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колёса.
Принимаем по рекомендациям [3, стр.44-45]: =1,75; =1,0;
тогда = 1,75 · 1,0 = 1,75 МПа.
Допускаемые напряжения и отношения :
для шестерни
; ;
для колеса
; .
Дальнейшую проверку проводим для зубьев шестерни.
- коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми, [3, стр.46]. Для прямозубых колёс
|
Проверяем зуб шестерни:
Условие прочности на изгиб выполнено.
3.4 Предварительный расчёт валов редуктора
Расчёт ведущего вала
Диаметр выходного конца ведущего вала определяют из условия прочности на кручение при допускаемых напряжениях на кручение = 25 МПа, [3, стр.161]. Невысокое значение напряжения принято с учётом того, что ведущий вал испытывает изгиб от натяжения клиноремённой передачи.
Полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда, [2, стр.161]: dв1 = 36 мм. Диаметр вала увеличен, т.к. вал двигателя соединен через муфту.
Диаметр вала под подшипниками dп1 =40 мм;
диаметр вала под шестерней dш = dп1 +r*2 мм
r=2 по табл.: dш = 40+3*2=46 мм; принимаем dш =46 мм;
Предварительно назначаем по ГОСТ 8338-75 подшипники шариковые радиальные однорядные лёгкой серии; обозначение 208.
Рис.1 Конструкция ведущего вала
Расчёт ведомого вала
Расчётом на кручение определяем диаметр выходного конца вала при = 20 МПа.
Принимаем ближайшее большее из стандартного ряда dв2 = 50 мм;
диаметр вала под подшипники dп2 = 55 мм;
диаметр вала под колесом z2 dк2 = dп2 +(5...7)мм = 55+(5...7)= (60...62)мм; принимаем dк2 = 60 мм;
Предварительно назначаем по ГОСТ 8338-75 подшипники шариковые радиальные однорядные лёгкой серии; обозначение 210.
Рис. 2. Конструкция ведомого вала