Определение частот вращения и угловых скоростей на валах привода




об/мин;

об/мин;

об/мин;

 

1/с;

1/c;

1/c;

Определение крутящих моментов на валах привода

Тдв=Nтрдв=12058/101,945=118,283 Н·м

Т1дв·ηм·ηпод=118,283·0,98·0,99=115,92 Н·м

Т21·и1·ηзп·ηпод=115,92·4·0,97·0,99=445,262 Н·м

Т32·ηм=445,262·0,98=436,356 Н·м

Т43·и2·ηцп=436,356·10·0,96=4319,932 Н·м

 

 

 

3.3 Расчёт зубчатой передачи редуктора

Принимаем для шестерни z1 сталь 40Х, термическая обработка- улучшение, твёрдость НВ 245; для колеса z2 – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость НВ 245, [3, стр.34].

Допускаемые контактные напряжения, [3, стр.33]:

,

где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа; - коэффициент долговечности; - коэффициент безопасности.

Рассчитаем , [3, стр.34]:

для шестерни ;

для колеса .

Рассчитаем коэффициент долговечности , [3, стр.33].

,

где NHO –число циклов напряжений, NHO =107, [3, стр.34];

NHЕ - эквивалентное число циклов перемены напряжений.

Эквивалентное число циклов перемены напряжений при постоянной нагрузке:

NHЕ = 60n3 ּ с ּ t,

где n3- частота вращения ведомого колеса z2; с-количество контактов зуба за один оборот колеса; t - суммарное время работы передачи при постоянном режиме, час;

По условию срок службы привода (h = 12000 ч.) в часах переводим в срок службы привода в годах Lгод = 1,36 лет.

Фактическая продолжительность работы в течение одного года (300 рабочих дней) при работе в две смены по 8 часов:

ч.

Тогда, NHЕ = 60n3 ּ с ּ t= 60·120·1·6528 = 4,7·107.

Тогда,

.

При NHЕ ≥ NHO принимают =1, [3, стр.33].

Принимаем коэффициент = 1.1, [3, стр.33].

 

 

Расчётное допускаемое напряжение по шестерне:

 

Расчётное допускаемое напряжение по колесу:

Для прямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяют по формуле, [3, стр.35]:

Требуемое условие выполнено.

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев, [3, стр.32]:

,

где Кa – вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач Кa = 49.5, [3, стр.32]; - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; принимаем =1.25;

- коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, принимаем = 0.25;

Т3 – вращающий момент на колесе z2.

Тогда,

Принимаем по ГОСТ 2185 - 66 = 200 мм.

Нормальный модуль зацепления, [3, стр.36]:

Принимаем по ГОСТ 9563- 60 = 4 мм.

Принимаем предварительно угол наклона зубьев и определим числа зубьев шестерни и колеса, [3, стр.37]:

 

Принимаем z1 = 20; тогда .

 

 

Рассчитаем основные размеры шестерни и колеса, [3, стр.37].

Диаметры делительные:

;

 

Проверка:

 
 


Диаметры вершин зубьев:

;

.

Диаметры впадин зубьев:

;

.

Ширина колеса:

;

;

Принимаем

Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:

.

Окружная скорость колёс:

.

При данной скорости назначаем 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:

,

где КНβ коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; КНν – коэффициент, учитывающий влияние динамической нагрузки, возникающей в зацеплении.

 

Принимаем коэффициенты, [3, стр.39]: КНβ =1,024; КНα= 1,088; КНν = 1,0.

Тогда, КН =1,024·1,088·1,0 =1,114.

 

 

Проверяем контактные напряжения, [3, стр.31]:

Силы, действующие в зацеплении, [3, стр.158]:

Окружная ;

Радиальная .

 

Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба, [3, стр.46]:

,

где Рt – окружная сила, Н; КF – коэффициент нагрузки; YF – коэффициент прочности зуба; Yβ – коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми; К - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями. Определяем коэффициент нагрузки, [3, стр.42]:

,

где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки длине зубьев; - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки.

По рекомендациям [3, стр.43] принимаем =1,64; =1,45.

Тогда, КF = 1,64 · 1,45 =2,378.

YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям

для шестерни YF1 = 4,02;

для колеса YF2 = 4,02.

Определяем допускаемое напряжение, [3, стр.43]:

,

где - предел выносливости при нулевом цикле изгиба, МПа;

- коэффициент запаса прочности.

По табл.3.9 [3, стр.44] принимаем для стали 40Х при твёрдости НВ ≤ 350 .

 

Для шестерни МПа;

для колеса МПа.

Коэффициент запаса прочности, [3, стр.44]:

,

где - коэффициент запаса прочности, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колёс; - коэффициент запаса прочности, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колёса.

Принимаем по рекомендациям [3, стр.44-45]: =1,75; =1,0;

тогда = 1,75 · 1,0 = 1,75 МПа.

Допускаемые напряжения и отношения :

для шестерни

; ;

для колеса

; .

Дальнейшую проверку проводим для зубьев шестерни.

- коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми, [3, стр.46]. Для прямозубых колёс

Проверяем зуб шестерни:

 

 

Условие прочности на изгиб выполнено.

3.4 Предварительный расчёт валов редуктора

 

Расчёт ведущего вала

 

Диаметр выходного конца ведущего вала определяют из условия прочности на кручение при допускаемых напряжениях на кручение = 25 МПа, [3, стр.161]. Невысокое значение напряжения принято с учётом того, что ведущий вал испытывает изгиб от натяжения клиноремённой передачи.

 

Полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда, [2, стр.161]: dв1 = 36 мм. Диаметр вала увеличен, т.к. вал двигателя соединен через муфту.

Диаметр вала под подшипниками dп1 =40 мм;

диаметр вала под шестерней dш = dп1 +r*2 мм

r=2 по табл.: dш = 40+3*2=46 мм; принимаем dш =46 мм;

Предварительно назначаем по ГОСТ 8338-75 подшипники шариковые радиальные однорядные лёгкой серии; обозначение 208.

Рис.1 Конструкция ведущего вала

Расчёт ведомого вала

 

 

Расчётом на кручение определяем диаметр выходного конца вала при = 20 МПа.

Принимаем ближайшее большее из стандартного ряда dв2 = 50 мм;

диаметр вала под подшипники dп2 = 55 мм;

диаметр вала под колесом z2 dк2 = dп2 +(5...7)мм = 55+(5...7)= (60...62)мм; принимаем dк2 = 60 мм;

Предварительно назначаем по ГОСТ 8338-75 подшипники шариковые радиальные однорядные лёгкой серии; обозначение 210.

 

 

Рис. 2. Конструкция ведомого вала

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: