Реставрационные расчистки выполнялись реставратором БНШР А.П. Яблоновым в 1985 г.
6 Эта часть надписи опубликована. См.: Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398—1898. СПб., 1900, с. 76, примеч. А.Н. Муравьев (Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894, с. 385), видевший раку ранее, принял последнюю цифру в дате Д̃ за А̃ и ошибочно прочитал ее как 7151. Он же напоминает, что 17 марта – день ангела Алексея Михайловича.
7 Текст печатается с заменой отсутствующих в современном алфавите букв: Е вместо, И вместо I, 0 вместо ώ, У вместо ОУ и т.д., с раскрытием титлов и вставкой гласных букв после выносных согласных.
8 И.И. Бриллиантов использовал два рукописных списка Жития Мартиниана: один середины ХVI в. из библиотеки Санкт-Петербургской Духовной академии (сборник Соф. библ. № 467/741) и принадлежавший церкви Ферапонтова монастыря список ХVIII в. Житие Мартиниана не издавалось. Е.Э. Терентьева (Источники и редакции Жития Мартиниана Белозерского. — Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984, с. 149–155) выявила 8 рукописных
списков ХVI—XIX вв.
Цит. по кн.: Бриллиантовой.И. Ук. соч., с. 32.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, с.82.
Бриллиантов И.И. Ук. соч., с.243.
Там же, с. 38–39, 242.
13 В расходной книге 1851–1879 гг. под 1863 г. есть запись о том, что "за угодническую поправку" получал деньги белозерский купец Александр Акинин (ГАВО, ф 1173, № 118, л.41, 42)., который еще в 1856 г. выполнял иконостасные работы в церкви Мартиниана (там же, л.21).
14 Макарий, архим. [Миролюбов]. Описание Ферапонтовской волости [СПб., 1854],с.13. Почему-то и И.И. Бриллиантов (Ук. соч., с. 76), описывая раку в 1899 г., говорит: "На верхней доске раки находится древнее изображение преподобного Мартиниана во весь рост".
|
15 Венчик дополнялся несохранившейся цатой: "венец и гривна серебряные резные золочены" (ГАВО, ф. 883, д.78, 1692 г., л. 22 об. – 23: Опись 1692 г.).
ГАВО, ф. 1173, В 118, л. 31.
ЧОИДР, кн. III, 1859, с. 5.
Шакурова Е.В. Ук. соч., с. 415.
19 В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (т.26. СПб., 1899, с. 217–216) указывается, что раки всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба, удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают "под спудом" (что имеет место в данном случае – Е.С.), т.е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.
Икона могла быть и храмовой. Например, в 1856 г. мощи архиепископа Иоанна были переложены в серебряную раку, а деревянная оставалась в ризнице, крышку с живописным изображением ХVIII в. поместили в местном ряду иконостаса Софии Новгородской (Плешанова И.И. Ук. соч., с. 276).
См.: Ермонская В.В. и др. Ук. соч., с. 45.
Троицкий Патерик. Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1896, с. 120.
Там же.
Бриллиантов И.И. Ук. соч., с. 42–48.
Книга глаголемая описание о российских святых. Изд.М.Толстого. – ЧОИДР, 1887, IV, с. 148. В данном случае оба известия могли иметь один источник
|
Бриллиантов И.И. Ук. соч., с. 4, примеч.
Цит. по кн.: Бриллиантов И.И. Ук. соч., с. 36.
Там же, с. 34, примеч.
Это окно не растесывали в ХVIII в., а в 1913–1915 гг., когда реставрировались окна собора, образцом послужило это единственное сохранившееся старое окно.
30 Еще в III5 г. гробницы Бориса и Глеба были устроены "в комаре" в Вышгороде под Киевом," на миниатюрах Повести о Куликовской битве в Лицевом своде ХVI в. (см. факсимильное издание: Л., 1984, с. 60, 110) также есть изображения гроба святых в нише.
31 По мнению Л.А. Беляева, старшего специалиста института "Спецпроектреставрация", надгробие по совокупности признаков датируется рубежом ХV–ХVI – первой третью ХVI вв. (см. статью Л.А. Беляева в настоящем сборнике на с. 145 сл.)
Примечательно, что в списках игуменов, составленных И.И. Бриллиантовым (Ук. соч., с. 241–244) это имя не значится, после Иоасафа Оболенского между 1514 и 1526 гг. сведений об игуменах нет, за исключением 1522 г.
Однако фреску не забеливали долгое время, описи 1763 и 1747 гг. ее упоминают (ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, № 746, л. 61 об.; ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 1663, л. 74).
Работы осуществлял заведующий архитектурной частью по г. Кириллову учитель черчения и рисования Иван Костромин (из расходной книги 1836–1850 гг.: ГАЗО, ф.1173, № 127, л.1–19 об.).
34 Возможно, изображен не условный иконостас, а конкретный – из церкви Мартиниана, причем это не сохранившийся иконостас, выполненный в 1837–1840 гг. вологжанином Николаем Милавиным (ГАВО, ф. 1147, оп. 2, № 765, л.8 об., 12, 13, 14 об., 19), и не иконостас ХVII в., который был тябловым, трехъярусным (Переписная книга Ферапонтова монастыря за 1692 г.: ГАВО, ф.883, № 78, 1692 г., л. 23 об., 24).
|
Изображенный в своде иконостас неизвестен; он строго симметричен, в отличие от сохранившегося, в верхнем ярусе две иконы: поясные изображения двух святых, запрестольный образ "Спас на убрусе", над царскими вратами "Тайная вечеря", в местном ряду слева направо: неизвестный святой, Богородица, Иисус Христос, неизвестный святой. Несомненно, это храмовая икона Мартиниана.
Р ГТГ, ф. 4, № 813, л. 14 об. (черновые записи П.И. Юкина, написаны карандашом неразборчиво). См. также: Из истории реставрации древнерусской живописи. Переписка И.В. Федышина (1924–1936). Подг. к печати Г.И. Вздорнов. М., 1975, с. 79.
Малкин М.Г. Некоторые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и их связь с интерьером. – Ферапонтовский сборник, вып.1. М., 1985, с. 174–186.
Там же, с. 179.
См.: Ермонская В.В. и др. Ук. соч., с. 20.