Тема 5.Сравнительные характеристики казенного, бюджетного и автономного учреждений




Учет и отчетность, нормативное регулирование, а также финансовое обеспечение учреждений зависят от их типа: казенное, бюджетное или автономное. Смотрите сходства и отличия в таблице.

 

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения   Бюджетный кодекс Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ Закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ
Направление деятельности   Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1 (ст. 6 БК). К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться: – управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, – учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; –– учреждения МВД России, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти; – психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения (ч. 1 ст. 31 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах: – науки; – образования; – здравоохранения; – культуры; – социальной защиты; – занятости населения; – физической культуры и спорта; – в других сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ). Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ) Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах: – науки; – образования; – здравоохранения; – культуры; – СМИ; – социальной защиты; – занятости населения; – физической культуры и спорта; – многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; – в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью). В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ)
Органы управления   Структура, компетенция и порядок формирования органов управления бюджетного и казенного учреждений устанавливаются уставами (в соответствии с Законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, другими федеральными законами. Например: – руководитель, назначаемый учредителем; – попечительский совет; – общее собрание работников и т. д. Наблюдательный совет, руководитель (который назначен учредителем и одобрен наблюдательным советом), другие органы, предусмотренные федеральным законодательством и уставом учреждения (в частности, общее собрание сотрудников, ученый совет и т. д.)
Документы о планах деятельности   Бюджетная смета, по решению учредителя может быть сформировано государственное (муниципальное) задание (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640). План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание (п. 3 ст. 9.2, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ) План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ)
Финансовое обеспечение   За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК) В виде субсидий из соответствующего бюджета: – на государственное или муниципальное задание; – на иные цели; – на капитальные вложения.
Финансовое обеспечение имущества, сданного в аренду   Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете) Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду: – особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем); – недвижимого имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ) Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем (ч. 3 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ)
Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами   Может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения. Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований Вправе: 1) оказывать услуги (выполнять работы), которые относятся к основной деятельности, за плату; 2) вести приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его уставе. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Открытие счетов   Открывают: – лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах, органе управления государственным внебюджетным фондом; Открывают: – лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах (за исключением случаев, установленных федеральными законами); – специальные счета в банках для обеспечения заявок на участие в закупках Открывают: – счета в кредитных организациях для учета операций с субсидиями на выполнение государственного задания и доходами от платных услуг; – лицевые счета в органах Федерального казначейства (финансовых органах) – для операций с субсидиями на капвложения и иные цели, предоставляемыми авансом; – счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством)
Санкционирование оплаты (лицевой счет открыт в Федеральном казначействе, финансовом органе)   Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина от 17.11.2016 № 213н. Для получателей средств регионального и местного бюджетов порядок санкционирования устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 БК). Расходы за счет субсидий на выполнение государственного муниципального задания проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств (ч. 15 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Кассовые выплаты по расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения проводят после санкционирования расходов органом Федерального казначейства в соответствии с приказом Минфина от 13.12.2017 № 226н. Расходы за счет средств ОМС проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств Расходы за счет субсидий на выполнение государственного муниципального задания проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств По расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения санкционирование оплаты осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств Автономное учреждение вправе до поступления целевой субсидии на счет оплатить целевые расходы за счет других источников. А после того как целевая субсидия поступит учреждению, восстановить произведенные расходы. Расходы за счет средств ОМС осуществляются без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств
Право владения имуществом   Все имущество закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления, в том числе то, которое приобретают за счет средств от платной деятельности
Распоряжение имуществом Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника Без согласия собственника не вправе распоряжаться: – недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения); – особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем; – особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое: – закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем; – приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно
Право на совершение крупных сделок   Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества Вправе с предварительного согласия учредителя. При этом получить согласие нужно независимо от источников финансового обеспечения такой сделки. За крупную сделку, которая не согласована с учредителем, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет) Вправе с предварительного одобрения наблюдательным советом. За крупную сделку, которая не одобрена наблюдательным советом, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет)
Ответственность учреждения по своим обязательствам   Отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет ГРБС Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (как закрепленным за учреждением собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, приносящей доход). Исключение составляет: – особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником (приобретено учреждением за счет выделенных собственником денежных средств); – недвижимое имущество (независимо от того, как оно поступило в оперативное управление и за счет каких средств приобретено) Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним учредителем (приобретено за счет средств, выделенных учредителем)
Порядок проведения закупок товаров (работ, услуг)   Проведение закупок в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Проведение закупок в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Проведение закупок в соответствии с Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (если соблюдены обязательные условия). Если условия не выполнены, должны применять Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Закупки за субсидии на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности автономные учреждения должны осуществлять в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Заключение контрактов, договоров   От своего имени
Принципы ведения учета   Применяют Единый план счетов и Инструкцию, утвержденные приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. С 01.01.2018 – федеральные стандарты, утвержденные
Учет Бюджетный учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 06.12.2010 № 162н Бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н4 Бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 23.12.2010 № 183н4
Отчетность Бюджетная отчетность (по формам, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) (п. 1 Инструкции, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) Бухгалтерская отчетность (по формам, утв. приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н)4 (ч. 11 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 1 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, п. 1 Инструкции, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н)
Открытость информации о деятельности учреждения   Обеспечивают открытость и доступность сведений, которые содержатся в следующих документах: 1) учредительные документы (в т. ч. внесенные изменения); 2) свидетельство о государственной регистрации; 3) решение учредителя о создании учреждения; 4) решение учредителя о назначении руководителя; 5) положения о филиалах и представительствах; 6) план финансово-хозяйственной деятельности (составляют бюджетные и автономные учреждения); 7) годовая бухгалтерская отчетность (сдают бюджетные и автономные учреждения); 8) сведения о проведенных в отношении учреждений контрольных мероприятиях и их результатах; 9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, выполнение работ; 10) отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества; 11) бюджетная смета казенного учреждения; 12) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета – для автономных учреждений
Проведение обязательного аудита Не требуется Вопросы о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности рассматривает наблюдательный совет учреждения
НДС Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями Остальные операции облагаются НДС в общем порядке Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета Остальные операции облагаются НДС в общем порядке

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: