Учет и отчетность, нормативное регулирование, а также финансовое обеспечение учреждений зависят от их типа: казенное, бюджетное или автономное. Смотрите сходства и отличия в таблице.
Критерии сравнения | Типы государственных (муниципальных) учреждений | ||
Казенное | Бюджетное | Автономное | |
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения | Бюджетный кодекс Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ | Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ Закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ | Закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ |
Направление деятельности | Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1 (ст. 6 БК). К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться: – управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, – учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; –– учреждения МВД России, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти; – психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения (ч. 1 ст. 31 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) | Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах: – науки; – образования; – здравоохранения; – культуры; – социальной защиты; – занятости населения; – физической культуры и спорта; – в других сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ). Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ) | Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах: – науки; – образования; – здравоохранения; – культуры; – СМИ; – социальной защиты; – занятости населения; – физической культуры и спорта; – многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; – в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью). В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ) |
Органы управления | Структура, компетенция и порядок формирования органов управления бюджетного и казенного учреждений устанавливаются уставами (в соответствии с Законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ, другими федеральными законами. Например: – руководитель, назначаемый учредителем; – попечительский совет; – общее собрание работников и т. д. | Наблюдательный совет, руководитель (который назначен учредителем и одобрен наблюдательным советом), другие органы, предусмотренные федеральным законодательством и уставом учреждения (в частности, общее собрание сотрудников, ученый совет и т. д.) | |
Документы о планах деятельности | Бюджетная смета, по решению учредителя может быть сформировано государственное (муниципальное) задание (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640). | План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание (п. 3 ст. 9.2, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ) | План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ) |
Финансовое обеспечение | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК) | В виде субсидий из соответствующего бюджета: – на государственное или муниципальное задание; – на иные цели; – на капитальные вложения. | |
Финансовое обеспечение имущества, сданного в аренду | Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете) | Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду: – особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем); – недвижимого имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ) | Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем (ч. 3 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ) |
Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами | Может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения. Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований | Вправе: 1) оказывать услуги (выполнять работы), которые относятся к основной деятельности, за плату; 2) вести приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его уставе. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. | |
Открытие счетов | Открывают: – лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах, органе управления государственным внебюджетным фондом; | Открывают: – лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах (за исключением случаев, установленных федеральными законами); – специальные счета в банках для обеспечения заявок на участие в закупках | Открывают: – счета в кредитных организациях для учета операций с субсидиями на выполнение государственного задания и доходами от платных услуг; – лицевые счета в органах Федерального казначейства (финансовых органах) – для операций с субсидиями на капвложения и иные цели, предоставляемыми авансом; – счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством) |
Санкционирование оплаты (лицевой счет открыт в Федеральном казначействе, финансовом органе) | Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина от 17.11.2016 № 213н. Для получателей средств регионального и местного бюджетов порядок санкционирования устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 БК). | Расходы за счет субсидий на выполнение государственного муниципального задания проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств (ч. 15 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Кассовые выплаты по расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения проводят после санкционирования расходов органом Федерального казначейства в соответствии с приказом Минфина от 13.12.2017 № 226н. Расходы за счет средств ОМС проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств | Расходы за счет субсидий на выполнение государственного муниципального задания проводят без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств По расходам за счет субсидий на иные цели и на капвложения санкционирование оплаты осуществляется после проверки документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств Автономное учреждение вправе до поступления целевой субсидии на счет оплатить целевые расходы за счет других источников. А после того как целевая субсидия поступит учреждению, восстановить произведенные расходы. Расходы за счет средств ОМС осуществляются без представления документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств |
Право владения имуществом | Все имущество закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления, в том числе то, которое приобретают за счет средств от платной деятельности | ||
Распоряжение имуществом | Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника | Без согласия собственника не вправе распоряжаться: – недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения); – особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем; – особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения | Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое: – закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем; – приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно |
Право на совершение крупных сделок | Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества | Вправе с предварительного согласия учредителя. При этом получить согласие нужно независимо от источников финансового обеспечения такой сделки. За крупную сделку, которая не согласована с учредителем, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет) | Вправе с предварительного одобрения наблюдательным советом. За крупную сделку, которая не одобрена наблюдательным советом, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных учреждению (независимо от того, была сделка признана недействительной или нет) |
Ответственность учреждения по своим обязательствам | Отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении (в пределах лимитов бюджетных обязательств). При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет ГРБС | Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (как закрепленным за учреждением собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от деятельности, приносящей доход). Исключение составляет: – особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним собственником (приобретено учреждением за счет выделенных собственником денежных средств); – недвижимое имущество (независимо от того, как оно поступило в оперативное управление и за счет каких средств приобретено) | Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое и особо ценное движимое имущество, которое закреплено за ним учредителем (приобретено за счет средств, выделенных учредителем) |
Порядок проведения закупок товаров (работ, услуг) | Проведение закупок в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. | Проведение закупок в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. | Проведение закупок в соответствии с Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (если соблюдены обязательные условия). Если условия не выполнены, должны применять Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Закупки за субсидии на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности автономные учреждения должны осуществлять в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. |
Заключение контрактов, договоров | От своего имени | ||
Принципы ведения учета | Применяют Единый план счетов и Инструкцию, утвержденные приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. С 01.01.2018 – федеральные стандарты, утвержденные | ||
Учет | Бюджетный учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 06.12.2010 № 162н | Бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н4 | Бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 23.12.2010 № 183н4 |
Отчетность | Бюджетная отчетность (по формам, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) (п. 1 Инструкции, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) | Бухгалтерская отчетность (по формам, утв. приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н)4 (ч. 11 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 1 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, п. 1 Инструкции, утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н) | |
Открытость информации о деятельности учреждения | Обеспечивают открытость и доступность сведений, которые содержатся в следующих документах: 1) учредительные документы (в т. ч. внесенные изменения); 2) свидетельство о государственной регистрации; 3) решение учредителя о создании учреждения; 4) решение учредителя о назначении руководителя; 5) положения о филиалах и представительствах; 6) план финансово-хозяйственной деятельности (составляют бюджетные и автономные учреждения); 7) годовая бухгалтерская отчетность (сдают бюджетные и автономные учреждения); 8) сведения о проведенных в отношении учреждений контрольных мероприятиях и их результатах; 9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, выполнение работ; 10) отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества; 11) бюджетная смета казенного учреждения; 12) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета – для автономных учреждений | ||
Проведение обязательного аудита | Не требуется | Вопросы о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности рассматривает наблюдательный совет учреждения | |
НДС | Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями Остальные операции облагаются НДС в общем порядке | Не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета Остальные операции облагаются НДС в общем порядке |