Гордеева Л.В.
Французская школа ТМО
Международные отношения во Франции до сих пор не обладают полным статусом автономной дисциплины, т.к. формально они связаны с правом и политической наукой.
Эпистемологически французские международные исследования наиболее тесно связаны с социологией. Именно социология с 1960-х гг. становится доминирующим подходом, это вызвано стремлением понять культурные основания.
Морально-этические нормы рассматриваются с позиций сопротивления единым стандартам американо-центричного мира.
Основные направления (темы) исследований:
· содержание и место глобализации/мондиализации в мировой политике;
· роль государства в меняющейся картине международных отношений;
· вопросы безопасности и морали в постбиполярном мире вообще и после 11 сентября 2001 г. в особенности;
· проблемы, связанные с сотрудничеством и координацией деятельности различных типов акторов МО (мультилатеризм);
· «сквозной» темой является тема европейской интеграции.
Последние два десятилетия заметное место занимает геополитика, она становится методом анализа конфликтных ситуаций в рамках определённой территории.
Истоки и основные направления
На формирование основных методологических принципов оказали влияние учения философской, социологической и исторической мысли Франции конца XIX начала XX в. и прежде всего позитивизм О. Конта. В XX в. становится заметным возрастающее влияние социологии М. Вебера и Э. Дюркгейма, работы историков П. Ренувэна и его последователя Ж.Б. Дюрозеля, а также юристов Ж. Сцелль и М. Вирали.
Со второй половины 1960-х годов теоретические изучения МО постепенно выделились в относительно самостоятельное исследовательское поле. Одновременно сформировались два течения, противостояние между которыми заметно и сегодня. К началу 1980-х годов французская школа МО предстаёт как относительно конституированная дисциплина с собственной «национальной спецификой» и отчётливо выраженной социологической ориентацией.
Представители:
Наиболее знаковые: Р. Арон («Мир и война между нациями»), М. Мерль
Транснационалисты: Б. Бади, М.-К. Смутс, Г. Девэн, Ж. Лярош, А. Колономос, Ф. Риффман, Ф. Шарийон, Г. Саламе, Д. Биго и др.
Реалисты: Ж.Ж. Рощ, С. Сюр, П. Бонифас, Ф. Моро Дефарж, Д. Давид, М. Ваисс, Т. де Монбриаль, С. Коэн, Д. Баттистелла и др.
Методы: опираются на архивные данные, исторические факты и аналогии, интервью, экспертные опросы, включённое наблюдение и их сочетание (например, работа М.-К. Смутс «Тропические леса, международные джунгли. Оборотные стороны мировой экополитики»).
Взгляды на глобализацию
Реалисты | Транснационалисты |
Исследования войн, линий разделения в мире, Распределения силы, возникновения новых полюсов, ресурсов власти. | Вопросы групповой идентификации и общности социальных интересов. |
Роль моральных норм и гуманитарных ценностей, «человеческой» безопасности. | |
Опасность Г. в её неспособности обеспечить стабилизацию мировой системы. | Приветствуют рост негосударственных организаций (мондиализация – как альтернатива Г., контролируемой США). |
Предлагают усиливать мультилатерализм. | Государства скорее усугубляют проблемы, чем помогают их решить. |
«Мировое общество» | Межкультурный и межцивилизационный диалог; укрепление негосударственных акторов |
Морально-этическое измерение МО
Реалисты | Транснационалисты |
Этические и моральные дилеммы возникают там, где ослабевает роль государства. | Осуждают однополярные формы полит. системы и роль гос-ва в мировой политике. |
Аморально вмешательство в дела других государств из гуманитарных или иных соображений. | Аморально то, что стоит на пути укрепления мира как целостности, основанной на принципах гуманитарной универсальности, справедливости, демократии, глобальной солидарности между индивидами и обществом, планетарного сознания и коллективного управления ресурсами «общего достояния». |
Апелляции к международному праву и моральным критериям мирополитического поведения, а также интервенционизм Запада как составная часть «прагматического революционаризма» являются совершенно естественными. | |
Необходимы новые нормативно-этические подходы и решения. Вопрос о моральном долге гос-ва перед человечеством в целом. - каждое гос-во ответственно; - оно имеет глобальные моральные обязательства; - более сильные гос-ва несут ответственность по отношению к более слабым; - выполнению морального долга мешает отставание существующих междунар. институтов от передовых идей и практик. Институты д/б реформированы в направлении формирования новых форм мультилатерализма |