2.1 Основные показатели финансовых результатов
Различные стороны производственно-хозяйственной деятельности отражает система показателей финансовых результатов: прибыль, рентабельность и валовой доход (выручка от реализации продукции).
Прибыль характеризует конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников. Рассчитывают несколько показателей прибыли:
Валовая прибыль характеризует результат основной (промышленно-производственной) деятельности предприятия. Вычисляется как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без налога на добавленную стоимость и ее полной себестоимостью:
где – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг по обычным видам деятельности в действующих оптовых ценах предприятия;
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
– налог на добавленную стоимость, акцизы и аналогичные платежи.
Прибыль от продаж (прибыль от реализации продукции) отличается от валовой прибыли на величину коммерческих и управленческих расходов:
где Ском, , Супр – коммерческие и управленческие расходы;
Финансовый результат деятельности предприятия за определенный период характеризует балансовая прибыль.
Балансовая прибыль – общая величина прибыли, полученная в результате всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Она представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) от операционной деятельности, а также доходов и расходов от внереализационной деятельности.
|
где – прибыль от операционной деятельности, равная разности доходов и расходов от этой деятельности;
– прибыль от внереализационной деятельности, равная разности доходов и расходов от этой деятельности.
К операционным доходам относятся: поступления за плату во временное пользование активов предприятия; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, получаемая организацией в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных фондов и иных активов и т.п. доходы.
Операционными расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия; расходы, связанные с предоставлением за плату, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной деятельности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средства и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции и т.п. расходы.
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (присужденные судом или признанные должником); активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и т.п. доходы.
|
Внереализационными расходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных предприятием убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и т.п. расходы.
В целях вычисления налогооблагаемой прибыли необходимо балансовую прибыль скорректировать на суммы предоставляемых льгот и превышения (или уменьшения) расходов, определенных Постановлениями правительства:
После уплаты из балансовой прибыли налогов, других обязательных платежей и учета чрезвычайных доходов и расходов образуется чистая прибыль (нераспределенная прибыль предприятия):
где Дч – чрезвычайные доходы и расходы предприятия.
Чрезвычайными доходами и расходами признаются поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, национализация имущества и т.п.).
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершенствования, расширения производства и социального развития.
Абсолютный размер прибыли характеризует экономический эффект, но не эффективность работы предприятия. Большой размер прибыли может достигаться ценой значительных затрат. Поэтому обобщающими показателями для оценки деятельности предприятия являются показатели рентабельности.
|
Рентабельность – эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно определяется как частное от деления прибыли на расход ресурсов.
Рентабельность предприятия (производства) – отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к средней стоимости производственных фондов. Характеризует размер прибыли на 1рубль стоимости производственных фондов.
,
где ` – среднегодовая стоимость производственных фондов.
Рентабельность продукции (окупаемость текущих издержек) –отношение прибыли от продаж к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения. Показывает, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат на производство и реализацию продукции:
,
где – прибыль от продаж;
Сп – полная себестоимость реализуемой продукции.
Рентабельность продукции определяется на весь объем продукции и по отдельным ее видам. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью этого вида продукции.
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и определяет величину прибыли с рубля продаж:
,
где – прибыль от продаж;
– сумма полученной выручки от реализации продукции.
Этот показатель можно определить на весь объем продаж, а также по каждому виду реализованной продукции, что позволяет сравнивать уровень рентабельности их продаж.
Рентабельность инвестируемого капитала исчисляется отношением прибыли (балансовой, валовой, чистой) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его составляющих:
,
где П – балансовая, валовая или чистая прибыль;
К – инвестированный капитал (собственный, заемный, основной, оборотный, производственный).
Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.
При анализе финансовых результатов производится следующая работа:
1) изучение состава балансовой прибыли предприятий;
2) изучение выполнения плана и динамики балансовой прибыли и прибыли от продаж продукции;
3) анализ факторов изменения показателей прибыли;
4) определение уровней, изучение выполнения плана, динамики и факторов изменения показателей рентабельности.
2.2 Статистическое изучение прибыли
При изучении образования и использования прибыли используется балансовая схема и способ изучения прибыли, основанный на модели.
Балансовая схема предполагает анализ на основе данных таблицы, например, следующего вида:
Источники образования и направления использования прибыли | По плану, млн. руб. | Фактически тыс.руб. | Выполнение плана, тыс.руб. | Отклонение от плана, тыс.руб. |
Способ изучения прибыли, основанный на модели, предполагает использование мультипликативной модели:
,
где – балансовая прибыль;
кибп – коэффициент изменения балансовой прибыли вследствие прибыли от операционной деятельности и внереализационных результатов.
,
где , – балансовая прибыль и прибыль от продаж;
, – прибыль от операционной и внереализационной деятельности;
Отношения соответственно показывают, сколько прибыли от прочей реализации и прибыли (убытков) от внереализационной деятельности приходится на каждый рубль прибыли от продаж товарной продукции.
Изменение коэффициента балансовой прибыли в зависимости от выделенных факторов имеет вид:
При анализе прибыли основное внимание уделяется анализу прибыли от реализации товарной продукции. С учетом имеющихся данных при анализе динамики и выполнения плана по прибыли от реализации продукции выделяются такие факторы как динамика отпускных цен на реализованную продукцию, себестоимости реализованной продукции, объема реализованной продукции, изменение структуры (состава) реализованной продукции:
Чтобы определить и устранить влияние изменения цен на изменение прибыли следует сопоставить фактическую сумму прибыли с той, которая была бы получена при условии сохранения планового уровня оптовых цен:
,
сравни индекс цен: .
Таким образом, для определения влияния изменения цен достаточно сравнить фактическую стоимость реализованной продукции с ее стоимостью по плановым ценам.
Чтобы определить влияние изменения себестоимости продукции, необходимо фактическую сумму прибыли при условии сохранения цен на плановом уровне сравнить с плановой прибылью, пересчитанной на фактический объем и ассортимент реализованной продукции:
,
(сравни индекс, обратный индексу выполнения плана по себестоимости: ).
Это объясняется тем, что снижение себестоимости увеличивает сумму прибыли, а повышение себестоимости, наоборот, уменьшает ее размер.
При определении влияния выполнения плана по объему реализации продукции следует иметь в виду, что при прочих равных условиях, т.е. плановых оптовых ценах, плановой себестоимости, плановом ассортименте продукции, изменение суммы прибыли прямо пропорционально изменению объема реализации:
или ;
.
Влияние ассортимента продукции можно определить двумя методами:
а) сальдовым методом, когда из общего отклонения фактической суммы прибыли от продаж вычитаются полученные ранее отклонения:
;
б) методом прямого счета:
.
Влияние изменения факторов на изменение прибыли от продаж в относительном выражении можно представить как произведении е индексов:
.
2.3 Статистическое изучение рентабельности
При анализе рентабельности используются показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Чаще всего анализ рентабельности производится по показателям:
– рентабельность производства, рассчитанная как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов;
– рентабельность реализованной продукции, исчисленная как отношение прибыли от продаж (от реализации продукции) к стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия.
В числе факторов, влияющих на рентабельность производства, выделяются рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).
Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:
.
Разделим числитель и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
,
где Rп – рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1руб. реализованной продукции;
hе – фондоемкость;
h – фондоотдача;
кзакр – коэффициент закрепления оборотных средств;
п – коэффициент оборачиваемости по числу оборота оборотных средств.
Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике:
Общее изменение рентабельности производства:
,
в том числе
1) вследствие изменения рентабельности продукции:
;
2) вследствие изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):
;
3) вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
.
Суммарная величина влияния всех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
.
Уровень рентабельности производства можно представить в виде мультипликативной модели произведения четырех факторов: коэффициента изменения балансовой прибыли, рентабельности реализованной продукции, числа оборотов оборотных средств и их доли в общей стоимости производственных фондов:
,
где dоб – доля оборотных средств в общей стоимости производственных фондов.
Влияние этих факторов на рентабельность производства можно выявить следующим образом:
- влияние изменения коэффициента балансовой прибыли:
;
- влияние изменения рентабельности продукции:
;
- влияние изменения оборачиваемости оборотных средств:
;
- влияние изменения доли нормируемых оборотных средств:
.
Общее изменение рентабельности определяется как сумма этих составляющих, а в относительном выражении – как произведение соответствующих индексов: .
Используя эту модель можно выполнить аналогичный анализ факторов балансовой модели:
.
Анализ рентабельности реализованной продукции можно выполнить исходя из выражения:
.
Изменение уровня рентабельности происходит под влиянием следующих факторов: себестоимости, оптовых цен и структуры реализованной продукции.
Определим предварительно показатели рентабельности:
- рентабельность реализованной продукции в базисном периоде
;
- фактическая рентабельность продукции
;
- фактическая рентабельность продукции при реализации продукции в ценах базисного периода
;
- базисная рентабельность продукции в пересчете на фактический объем продукции
.
Общее изменение рентабельности реализованной продукции
,
в том числе
влияние изменения оптовых цен ;
влияние изменения себестоимости продукции ;
влияние изменения состава продукции .
Общее изменение рентабельности реализованной продукции определяется как сумма этих составляющих:
.
Литература
1. Васильева, Э. К. Статистика: учебник для вузов по эконом. специальностям / Э. К. Васильева, В. С. Лялин. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 399 с.
2. Воронин, В. Ф. Статистика: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Воронин, Ю.В. Жильцова. - М.: Экономистъ, 2004. - 301 с.
3. Годин, А. М. Статистика: учебник для вузов / А. М. Годин. - Изд. 5-е, перераб. и испр.. - М.: Дашков и К, 2007. - 459 с.
4. Елисеева, И. И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев; под ред. И. И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 655 с.
5. Костылева, Л. В. Общая теория статистики: курс лекций / Л. В. Костылева. - Вологда: ВоГТУ, 2007. - 166 с.
6. Микроэкономическая статистика: учебник для вузов по специальностям "Статистика", "Антикризисное упр." / под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 540 с.
7. Октябрьский, П. Я. Статистика: учебник по эконом. специальностям / П. Я. Октябрьский. - М.: Проспект, 2003. - 328 с.
8. Практикум по теории статистики: учеб. пособие для эконом. специальностей вузов / под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 414 с.
9. Статистика: курс лекций / под ред. В. Г. Ионина. – Новосибирск:
10. НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 2000. - 311 с.
11. Харченко, Л. П. Статистика: учеб. пособие для вузов по эконом. специальностям / Л. П. Харченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 383 с.
12. Статистика: учебник для вузов / под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2004. - 443 с.
13. Теория статистики: учебник для эконом. специальностей вузов / под ред. Р. А. Шмойловой. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 655 с.
14. Усова, Р. А. Общая теория статистики: учеб. пособие / Усова Р. А.. - Вологда: ВоПИ, 1998. - 87 с.
15. Харченко, Н. М. Статистика: учебник / Н. М. Харченко. - М.: Дашков и К, 2007. - 366 с.