УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
I—V классы
Для учреждений общего среднего образования
С русским языком обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формирования ее творческого потенциала.
Изобразительное искусство является важнейшим фактором познания окружающего мира и феномена человека. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоциональное переживание учащихся. В результате образы изобразительного искусства усваиваются на эмоциональном, рациональном, интуитивном и подсознательном уровнях.
Мастерство исполнения и выраженные индивидуально-авторские черты произведений изобразительного искусства являются уникальными, не подлежащими вариативному воспроизводству. В связи с этим изобразительное творчество в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности учащегося, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе учащиеся учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и свой внутренний мир.
В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др. Формируются пространственные и цветовые представления, чувство меры, ритма, симметрии и асимметрии, пропорций, композиционного равновесия, комбинаторные и сенсорные способности.
|
Исходя из специфики учебного предмета основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
• постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;
• развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;
• духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
• формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;
• развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;
• создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;
• ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;
• формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
|
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.
Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают программу с I по V классы. К ним относятся:
«Эстетическое восприятие действительности»;
«Восприятие произведений искусства»;
«Практическая художественно-творческая деятельность».
Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач. Содержание данного раздела в структуре программы от класса к классу постепенно расширяется. Этим подчеркивается важность систематического развития у учащихся сознательного подхода к восприятию эстетического в окружающей действительности, искусстве, собственной художественной деятельности. Основная задача данного вида деятельности – освоение предмета на эстетическом уровне, что ведет к формированию эстетического сознания и эстетических чувств учащихся.
Особое внимание здесь уделяется сфере эстетических и этических ценностей национальной культуры, духовно-эстетического совершенствования человека, эстетического освоения природного мира и мира «второй природы» – архитектурной и предметной среды обитания человека.
Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у учащихся зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.
|
Содержательный компонент «Восприятие произведений искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.
В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.
При освоении учащимися произведений национальной культуры необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение ее национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции.
Особое внимание следует уделять знакомству с искусством родного края, творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Изучение памятников архитектуры и изобразительного искусства, художественных промыслов и ремесел своего региона, города, села, деревни не только способствует вовлечению учащихся в творчество на основе местных традиций, но и прививает любовь к родному краю, уважение к людям, живущим рядом, формирует желание беречь и приумножать художественное достояние своего региона.
При ознакомлении учащихся с разделом программы «Восприятие произведений искусства» важным является развитие навыков восприятия художественного образа, выдающихся произведений отечественного и мирового искусства, формирование знаний и представлений о творчестве художников.
В процессе восприятия искусства развиваются способности сопереживать и эмоционально откликаться на произведение изобразительного искусства, его содержание, умение выразить к нему свое отношение. Учащиеся получают навыки восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, раскрывают его содержание на основе усвоенных понятий и терминов, отмечают доступные их пониманию художественные средства и раскрывают их роль в создании художественного образа.
Перечень рекомендованных в программе произведений является примерным. Учитель может использовать другие, равноценные в художественном отношении произведения. В этом случае подбор иллюстративного материала по восприятию искусства зарубежных, русских и отечественных мастеров должен осуществляться в соответствии с тематикой раздела, возрастными особенностями учащихся и быть пропорциональным.
Восприятие изобразительного искусства должно иметь место на всех уроках. Вместе с тем оно предусмотрено в программе в качестве самостоятельного вида занятий. На других уроках изучение искусства проводится с последующей практической деятельностью (рисованием, лепкой, выполнением работ по декоративно-прикладному искусству и дизайну): в начале урока предполагается беседа по теме, следующая его часть отводится на практическую работу. Урок, целиком посвященный беседам об искусстве, проводится, как правило, только в V классе.
В основу содержательного компонента «Практическая художественно-творческая деятельность» положен принцип систематического развития у учащихся умений художественного моделирования мира. В процессе освоения предмета, осуществляемого на художественно-творческом уровне, приобретается опыт творческой деятельности, развиваются художественные способности учащихся в области цвето- и формообразования, осваиваются пространственные явления, навыки декоративно-прикладной деятельности и дизайна.
На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техниках.
На этапе практической художественно-творческой деятельности одна из основных задач – воспитание у учащихся чувства радости от художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умения самостоятельно выбрать сюжет и исполнить его на практике. Это раскрывает учащимся многообразие возможностей создания художественного образа, помогает в выборе художественных средств, техники и материала исполнения.
Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:
• изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, вытинанка, коллаж, монотипия));
• лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, соленое тесто);
• декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное оформление плоских и объемных изделий, художественное конструирование, выполнение изделий в традиционной манере народного искусства).
Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т. п.
Лепка (скульптура) имеет особое значение на I ступени общего среднего образования, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности учащихся.
Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т. п.), что способствует развитию у учащихся представлений о связи разных видов художественной деятельности.
Важно сочетать изобразительную деятельность с объемно-пространственными видами работы (лепкой, конструированием, моделированием), теоретическое изучение основ изобразительной грамоты с анализом формы, пропорций и конструкции предмета.
Необходимо применять и чередовать виды работы, материалы и художественную технику: гуашь, акварель, цветные мелки, тушь, пластилин, глина, аппликация, вытинанка, монотипия и др. Это позволит учащимся получить представление о многообразии средств для создания художественного образа и будет способствовать осознанному выбору материала в зависимости от содержания и замысла работы.
Учителю предоставляется возможность выбора изобразительных материалов для выполнения учащимися творческого задания с учетом их пожеланий, предпочтений и возрастных особенностей.
Основной принцип выбора заданий для практической деятельности – вариативный, позволяющий индивидуализировать художественно-творческий процесс, максимально приближая его к личности учащегося. С этой целью в программе предлагается несколько тем (заданий) по каждой учебной задаче. Но и они являются примерными, предоставляя возможность учащимся выбрать тему, а часто и технику выполнения композиции самостоятельно, если это не противоречит поставленной учебной задаче.
Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
Главное в работе по композиции на I ступени общего среднего образования – освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе – создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.
Работа по композиции в V классе связана с выразительными качествами пространственного решения, цветового состояния и освещения в зависимости от замысла рисунка. Ряд заданий в программе связан с композиционным эффектом перспективы, выбором точки зрения, построением пространства с низким и высоким горизонтом.
В работе с цветом в I–IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. Свойственное учащимся увлечение яркими, «открытыми» цветами следует сочетать с применением сложных оттенков посредством смешения красок. На I ступени общего среднего образования следует отдать предпочтение гуаши, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В некоторых случаях наряду с гуашью следует использовать акварель, акварель с белилами или комбинированную технику, необходимо практиковать детализацию рисунка цветными мелками (карандашами). Важным моментом на уроках должно быть систематическое ознакомление учащихся с выразительными средствами художественных техник и приемами работы определенными художественными материалами.
В V классе представления учащихся о цвете усложняются в результате работы с натуры и активного наблюдения за окружающим миром. Осознанное отношение к сложности цветового образа закрепляется на уроках восприятия и в композиционной деятельности.
В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.
Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с учащимися на I ступени общего среднего образования уделяется формированию понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, – а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.
В процессе работы над пространством и объемом в V классе учащиеся осваивают понятие о единстве точки зрения на группу предметов и учатся передавать видимое (перспективное) изменение их формы и пропорций в зависимости от положения по отношению к рисующему.
Здесь большое значение имеет систематическое изучение законов перспективного изменения формы отдельных предметов, моделирования объема объектов средствами светотени с учетом цвета источника освещения.
У учащихся необходимо сформировать понятия перспективы, познакомить их с правилами и научить применять их на практике.
Практическую художественно-творческую деятельность на уроках необходимо связывать с восприятием и анализом произведений искусства. Учителю следует достаточно времени уделять организации наблюдений учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций). Наброски и зарисовки, выполненные во время экскурсий на природу и просмотра мультимедийных презентаций, могут служить основой для решения художественного образа при создании учащимися творческих композиций.
При реализации учебного содержания программы учителю необходимо обращать особое внимание на ознакомление учащихся с техническими особенностями различных художественных техник. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы с материалами и инструментами.
При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие – с практической работой, лепка – с рисованием.
В целом в одном задании (лепка, рисунок, декоративно-прикладная работа) учащиеся решают одновременно несколько учебных задач, например: выбор величины изображаемого объекта и композиционное расположение на картинной плоскости, передача формы и цвета предмета, передача конструктивных особенностей формы предмета и украшение его узором и т. д.
В зависимости от условий работы или успехов учащихся учитель может самостоятельно составлять задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае задание представляет собой единство пяти компонентов: 1) учебная задача (форма, цвет, пространство и т. п.); 2) тема или объект работы; 3) виды работы (рисование с натуры, на тему, лепка и т.д.); 4) материал и техника; 5) термины и понятия, которые усваивают учащиеся на данном уроке.
На каждую практическую работу (рисунок, лепка, декоративно-прикладная деятельность, конструирование и др.) учитель может отвести один-два урока.
Программой рекомендуется следующее распределение времени по содержательным компонентам (видам деятельности) и по основным учебным проблемам.
Распределение времени по содержательным компонентам