с физическими факторами производственной среды»




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра гигиены

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему

«Гигиенические аспекты профзаболеваний, связанных

с физическими факторами производственной среды»

 

 

 

Дисциплина Гигиена

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Курс 3

Семестр 5

Количество часов 3

 

Уфа 2017


Тема: «Гигиенические аспекты профзаболеваний, связанных

с физическими факторами производственной среды» на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по специальности «Лечебное дело», утверждённой 3июля 2017 г.

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой общей гигиены РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН и МАНЭБ д.м.н., проф. Пивоваров Ю.П.

 

2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

 

Автор: к.м.н., доцент Зулькарнаева А.Т.

ст. преподаватель Ялаева Э.Т.

 

 

Утверждено на заседании №1 кафедры гигиены от 31 августа 2017 г.

 

1. Актуальность темы. В процессе трудовой деятельности человек подвергается воздействию различных профессиональных вредностей, связанных с неблагоприятными условиями труда (микроклимат, шум, вибрация, ультразвук, инфразвук). Воздействие вышеуказанных вредностей может оказать неблагоприятное влияние на здоровье, работоспособность человека и приводить к развитию профзаболеваний. Для создания безопасных условий труда, предупреждению профзаболеваний врачу необходимы знания об условиях труда, их влиянии на здоровье работающих, мерах профилактики профзаболеваний.

2. Учебные цели: Усвоить профессиональные вредности физической природы, их воздействие на организм и мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний. Овладеть методами определения показателей микроклимата, шума и вибрации. Усвоить основные параметры защиты для создания безопасных условий работы с источниками ионизирующих излучений. Усвоить организацию и порядок проведения профилактических медицинских осмотров.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· физические факторы производственной среды, их влияние на здоровье работающих и меры профилактики неблагоприятных воздействий;

· методики определения показателей микроклимата, шума и вибрации;

· принцип и устройство приборов, используемых для оценки микроклимата, шума, вибрации;

· основные закономерности действия ионизирующих излучений на организм человека;

· мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

· принципы гигиенического нормирования ионизирующего излучения;

· порядок проведения профилактических медицинских осмотров;

· нормативную документацию, необходимую для оценки вредных факторов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

o определять показатели производственного микроклимата, шума и вибрации;

· оценивать производственный микроклимат, шум и вибрацию;

· анализировать радиационную обстановку;

· давать рекомендации по радиационной защите;

· составлять комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

· методиками определения показателей микроклимата, шума и вибрации;

· оценкой радиационной обстановки;

· мероприятиями по обеспечению радиационной безопасности;

· оценкой условий труда работающих на производстве;

· основными оздоровительными мероприятиями, направленными на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих;

· навыками применения нормативной документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Производственный микроклимат, виды, влияние на организм работающих, мероприятия по его улучшению.

2. Производственный шум, характеристика, влияние на организм, меры защиты.

3. Ультразвук и инфразвук, характеристика, влияние на организм, меры защиты.

4. Производственная вибрация как профессиональная вредность, характеристика, влияние на организм, меры профилактики неблагоприятного воздействия.

5. Исследование показателей микроклимата.

6. Исследование шума и вибрации.

7. Естественный радиоактивный фон и искусственное загрязнение среды.

8. Понятие радиоактивности. Виды излучений, виды облучений их характеристика.

9. Биологическое действие ионизирующего облучения. Факторы, влияющие на степень его воздействия.

10. Гигиена труда при работе с закрытыми источниками ионизирующего излучения.

11. Гигиена труда при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения.

12. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

1. методические указания для студентов, нормативная документация;

2. приборы для измерения показателей микроклимата, шума и вибрации, дистанционные манипуляторы;

3. таблицы Анфимова;

4. таблицы.

Содержание занятия

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля (примеры тестов):

1. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШУМОВОЙ БОЛЕЗНИ

1) повышенное артериальное давление

2) пониженное артериальное давление

3) нарушение моторики ЖКТ

4) нарушение зрительного анализатора

5) суставные боли

2. НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ БОРЬБЫС ИНФРАЗВУКОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1) гашение его в источнике

2) защитные экраны

3) средства индивидуальной защиты

4) дистанционные манипуляторы

5) демпфирование

3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

1) выявление хронических заболеваний

2) выявление профессиональных заболеваний на ранних стадиях

3) выявление противопоказаний для занятия данным видом профессиональной деятельности

4) оценка физического развития

5) назначение лечебно-профилактического питания

4. К ДЕТЕРМИНИРОВАННЫМ ЭФФЕКТАМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ ОТНОСЯТСЯ

1) наследственные нарушения у потомства

2) лейкозы

3) острая лучевая болезнь

4) хроническая лучевая болезнь

5) лучевая катаракта

5. НАИБОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫК ОБЛУЧЕНИЮ

1) клетки нервной системы

2) гонады

3) костная ткань

4) хрящевая ткань

5) кожа

Эталоны ответов к тестовым заданиям.

1 – 1,3,4

2 – 1

3 – 3

4 – 3,4,54

5 – 2

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):

Задача 1.

В кузнечном цехе Уфимского завода горного оборудования нагретые слитки металла подвергаются ковке, штамповке и прессованию. В помещении цеха расположены кузнечные прессы и нагревательные печи. Температура воздуха в рабочей зоне +340С (температура наружного воздуха +250С), относительная влажность воздуха — 40%, его подвижность — 0,1м/с. Интенсивность лучистого тепла до 1950Вт/м2. В воздухе рабочей зоны констатировано повышенное содержание окиси углерода, сернистого газа. Труд кузнеца характеризуется как тяжелый.

Оцените условия микроклимата и возможное влияние его на здоровье работающих. Как должен быть организован воздухообмен в этом цехе? Изложите методику определения интенсивности лучистого тепла на рабочем месте?

Задача 2.

В ткацком цехе установлены автоматические станки АТ–100–5 м, являющиеся источниками шума. Общий уровень звукового давления составляет 96 дБА. В течение рабочего дня он изменяется на 2–3 дБ.

Распределение уровней звукового давления по октавным полосам представлены в таблице:

Среднегеометрические

частоты октавных полос (Гц) 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000

Фактические уровни

звукового давления (дБ) 98 99 98 99 100 100 96 90

Дайте характеристику шума. Какие основные направления по борьбе с шумом должны быть использованы в данном случае?

Задача 3.

В защитном железном контейнере с толщиной стенок 8,8 см, ослабляющим излучение до уровня предельно-допустимой дозы (ПДД — 0,1 рентген в неделю), увеличили хранимую активность в 5 раз. В контейнер помещен цезий–137 (энергия γ–излучения - 0,7Мэв). На сколько сантиметров необходимо увеличить толщину стенок контейнера для обеспечения ПДД?

Перечислите материалы, используемые для изготовления защитных экранов при работе с различными источниками ионизирующего излучения. Назовите применяемые при этом индивидуальные средства защиты.

 

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Задача 1.

Оценка микроклимата проводится согласно СанПиН 2.2.4.548-96. Для теплого периода года и 3 категории работ микроклимат неблагоприятный температура воздуха больше как оптимальных, так и допустимых величин. Относительная влажность в пределах нормы. Скорость движения воздуха ниже оптимальных величин.

Подобный микроклимат приводит к перегреванию организма: головные боли, головокружение, снижение памяти, внимания, точности выполняемой работы, поверхностному и частому дыханию, повышению АД, увеличению частоты пульса, увеличению количества желудочного сока и уменьшение содержания в нем соляной кислоты, нарушению водно-солевого обмена.

Вентиляция: общая (приток в нижнюю зону, вытяжка - из верхней), местная (воздушное зонирование, т.к. интенсивность лучистого тепла больше нормы – 300 вт/м2 и вытяжка от нагревательной печи). Интенсивность лучистого тепла больше измеряется радиометром и актинометром.

Задача 2.

Характеристика шума проводится согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Общий уровень звукового давления больше нормируемого на 16 дБА (для 5 пункта вида трудовой деятельности норма – 80дБА). Шум постоянный, т.к. в течение рабочего дня изменяется в пределах 5дБА. Шум является широкополосным, т.к. превышает норму в низких, средних и высоких частотах(63Гц-на 3дБ, 125Гц-на 12дБ,250Гц-на 16дБ, 500Гц-на 21 дБ, 1000Гц-25дБ, 2000Гц-на 27 дБ, 4000Гц-на 25дБ, 8000Гц-21дБ).

Основные меры борьбы: разработка и внедрение нового оборудования; демпфирование, применение методов архитектурной акустики; рациональное размещение цехов; индивидуальные средства защиты; комнаты отдыха; контроль за уровнем шума; гигиеническое нормирование.

Задача 3.

Для расчета используются таблицы Гусева.

1.старая кратность ослабления с увеличением активности

2. новая кратность в связи с увеличением активности должна быть в 100 раз.

3. новая толщина экрана по таблице должна составлять- 12,5 см.

4. толщину экрана необходимо увеличить на 12,5см-8,8см =3,7 см

Для защиты от гамма- излучения применяются свинец, просвинцованное стекло, бетон; от β-излучения- органическое стекло, пластмасса, алюминий; от нейтронного излучения- 3-хслойные экраны(1 слой вода или парафин, или бетон; 2- кадмий или бор, 3- свинец).

Индивидуальные средства защиты: повседневные- респиратор лепесток, халат, полухалаты, фартуки, нарукавники, бахилы; для кратковременного использования- пневмокостюм, противогаз изолирующего типа.

Литература

Основная:

1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2000. – 607с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: у чебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: