с химическими и механическими факторами производственной среды»




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра гигиены

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему

«Гигиенические аспекты профзаболеваний, связанных

С химическими и механическими факторами производственной среды»

 

 

 

Дисциплина Гигиена

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Курс 3

Семестр 5

Количество часов 3

 

 

Уфа 2017


Тема: «Гигиенические аспекты профзаболеваний, связанных

с химическими и механическими факторами производственной среды»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по специальности «Лечебное дело», утверждённой 3июля 2017 г.

 

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой общей гигиены РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН и МАНЭБ д.м.н., проф. Пивоваров Ю.П.

 

2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

 

Автор: к.м.н., доцент Зулькарнаева А.Т.

ст. преподаватель Ялаева Э.Т.

 

 

Утверждено на заседании №1 кафедры гигиены от 31 августа 2017 г.


1. Актуальность темы. В процессе труда человек подвергается воздействию различных профессиональных вредностей, связанных как с неправильной организацией трудового процесс, так и с неблагоприятными условиями труда. Многие виды профессиональной деятельности связаны с вынужденным положением тела, перенапряжением отдельных органов и систем организма, действием промышленных ядов и пыли. Воздействие вышеуказанных вредностей может оказать неблагоприятное влияние на здоровье, работоспособность человека и приводить к развитию профзаболеваний. Для создания безопасных условий труда, предупреждению профзаболеваний врачу необходимы знания об условиях труда, их влиянии на здоровье работающих, мерах профилактики профзаболеваний.

2. Учебные цели: Усвоить профессиональные вредности на производстве, их влияние на организм работающих и мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний. Овладеть методами отбора проб воздуха и их анализа на содержание химических веществ, пыли, микроорганизмов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· профессиональные вредности и их характеристику;

· профессиональные заболевания и их профилактику;

· методы отбора проб и исследования воздуха рабочих мест на содержание вредных химических веществ, пыли и микроорганизмов;

· принцип и устройство приборов, используемых для оценки качества воздуха рабочей зоны;

· нормативную документацию, необходимую для оценки вредных факторов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

o проводить отбор проб воздуха и их анализ на содержание химических веществ, пыли, микроорганизмов;

· оценивать условия труда работающих на производстве;

· составлять комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть:

· методами отбора проб воздуха и их анализа на содержание химических веществ, пыли, микроорганизмов;

· оценкой условий труда работающих на производстве;

· основными оздоровительными мероприятиями, направленными на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих;

· навыками применения нормативной документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Гигиена труда, определение, объекты и методы изучения.

2. Понятия о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях.

3. Вынужденное положение тела при работе, последствия, меры их профилактики.

4. Перенапряжение отдельных органов и систем, последствия, меры их профилактики.

5. Промышленные яды, характеристика, действие на организм, меры профилактики.

6. Профессиональные отравления металлами и их соединениями (свинцом, ртутью, марганцем, хромом, бериллием), меры профилактики.

7. Профессиональные отравления токсичными газообразными веществами (окисью углерода, сернистым газом, окислами азота), меры профилактики.

8. Производственная пыль, характеристика, действие на организм, меры
профилактики.

9. Бактериальное загрязнение воздуха и борьба с ним.

10. Методы и способы отбора проб воздуха на содержание химических веществ и их анализ.

11. Методы исследования запыленности воздуха.

12. Методы исследования бактериального загрязнения воздуха.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

1. методические указания для студентов, нормативная документация;

2. мультимедийное сопровождение;

3. приборы: электроаспираторы, поглотительные приборы, пылевые фильтры, универсальный газовый анализатор (УГ-1), прибор Кротова;

4. таблицы.

Содержание занятия

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля (примеры тестов):

I. Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения состояния здоровья, и даже смерти, называется

1. токсическим

2. опасным

3. вредным

4. риском

5. неблагоприятным

II. При хронической интоксикации ртутью наблюдается

1. мелкий тремор пальцев вытянутой руки

2. эмоциональная возбудимость

3. застенчивость

4. металлических привкус во рту

5. изъязвления слизистой оболочки рта

III. Наиболее опасной считается производственная пыль с частицами

1. менее 0,25 мкм

2. менее 5 мкм

3. 5-10 мкм

4. более 10 мкм

5. в независимости от размеров частиц

Эталоны ответов к тестам.

I –4

II – 1, 2,3,4

III – 2

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

(Студент должен ознакомиться с приборами и методами исследования воздуха рабочей зоны на содержание химических веществ, пыли, бактериального загрязнения воздуха).

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):

Задача I.

В одном из цехов авторемзавода испытываются автомобильные двигатели. Выхлопные газы посредством гибких шлангов, присоединенных к выхлопным трубам двигателей, выводятся в атмосферу. Общая механическая приточная система вентиляции производительностью 6 тыс. м3/час подает воздух в рабочую зону. Общее валовое выделение окиси углерода в помещение составляет 200000мг/час. Анализы воздуха рабочей зоны показали, что содержание в ней окиси углерода превышает ПДК.

Определите объем воздуха, необходимый для разбавления окиси углерода до ПДК. Изложите методы отбора и исследования проб воздуха на содержание химических веществ.

 

Задача 2.

Согласно данным лаборатории центра СЭН Кировского района г. Уфы в воздухе рабочей зоны прядильного цеха УХБК содержание хлопковой пыли составляет от 8 до 18мг/м3. Дайте санитарно-гигиеническую оценку запыленности воздуха данного предприятия. Укажите на основные направления оздоровительных мероприятий.

Рассчитайте содержание пыли в воздухе: исходный вес пылевого фильтра равен 0,060500г, после пропускания через него воздуха в течении 20 минут со скоростью 10 л/мин вес стал равен 0,06300 г. Изложите методы определения запыленности воздуха.

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче I.

ПДК угарного газа – 20мг/м3.

Необходимый объем воздуха для доведения концентрации угарного газа до ПДК:

1 м3 – 20мг СО

Х - 200000мг СО Х = 10000 м3

Дополнительно в цех необходимо подать

10000 м3- 6000 м3 = 4000 м3

Методы отбора проб воздуха: аспирационный и в сосуды различной емкости (метод обмена, выливания, вакуумный).

Методы исследования: калориметрический, нефелометрический, титрования, весовой, газовая хроматография, с помощью фотоэлектрокалориметра и др.

 

Ответ к задаче 2.

Концентрация пыли в воздухе рабочей зоны больше ПДК дл данного вида пыли (2 мг/м3) в 4-9 раз. Оздоровительные мероприятия: внедрение новых технологий, герметизация производственных процессов, рациональная вентиляция, индивидуальные средства защиты, лечебно-профилактическое питание, медицинские осмотры, контроль за содержанием пыли в воздухе рабочей зоны, гигиеническое нормирование.

Расчет содержания пыли:

1. привес пыли:

0,06300г – 0,060500г = 0,00250г =2,5 мг

2. объем воздуха:

10 л/мин х 20 мин = 200л = 0,2 м3

3. концентрация пыли в 1 м3

0,2 м3 - 2,5 мг

1 м3 - х х = 12,5 мг

Методы отбора проб воздуха: аспирационный, седиментационный.

Методы анализа: гравиметрический (весовой) и кониметрический.

 

Литература

Основная:

1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2000. – 607с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: у чебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: