Ресурсы Интернет по курсу «Психология управления»




ВВЕДЕНИЕ.. 4

I. Общие положения.. 6

II. Программа экзамена.. 15

2.1. Психология управления. 15

2.2. Общая психология. 21

2.3. Социальная психология. 28

III. Вопросы для подготовки к экзамену.. 34

IV. Рекомендуемая литература.. 39

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен является завершающим этапом обучения студентов.

Целью экзамена является проверка знаний, умений и навыков студентов по основным курсам, включая проверку понимания целостности материала и владения междисциплинарными связями, а также оценка общего уровня подготовки выпускника.

На государственный итоговый междисциплинарный экзамен выносятся вопросы по следующим курсам: «Психология управления», «Общая психология» и «Социальная психология».

Назначение данной программы – обеспечить полноценную подготовку студентов к сдаче государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Психология», профилю «Психология управления».

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания о профессиональной деятельности. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Кроме того, студентам предлагаются современные издания, ссылки на электронные ресурсы, что позволит оптимизировать подготовку к итоговому междисциплинарному экзамену, а также актуализировать имеющуюся систему знаний, умений и навыков выпускников.

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена разрабатывается кафедрой психологии и предназначена для оказания помощи студентам при самостоятельной работе, а также при подготовке и сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена.

Разработанная программа соответствует перечню вопросов к государственному междисциплинарному экзамену, расширяет формулировку вопросов, что позволит студентам структуировать свои ответы, сделав их более конкретными и конструктивными.

Качество усвоения программного материала студент может проверить самостоятельно, используя для самоконтроля вопросы, приводимые в заключительной части программы и предполагаемые в качестве основы для итогового экзаменационного анализа профессиональной компетентности выпускников.

Настоящая программа соответствует программам перечисленных курсов и может быть полезна студентам в подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.

 


I. Общие положения

 

В аккредитованном образовательном учреждении высшего образования «Московский университет государственного управления» государственный итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Психология», профилю «Психология управления» проводится в два этапа:

I этап – компьютерное или бланочное тестирование с целью проверки основополагающих фундаментальных знаний и умений по наиболее важным профессиональным дисциплинам, курсам, формирующим компетенции бакалавра, с обязательным присутствием одного из членов ГЭК, как правило – декана факультета или его заместителя.

II этап – традиционный экзамен, принимаемый государственной экзаменационной комиссией.

Тестирование проводится в день проведения государственного экзамена, за 60 минут до начала экзамена в традиционной форме.

До начала компьютерного или бланочного тестирования сотрудник ОТ и ККО, факультета проводит инструктаж по процедуре тестирования и индивидуально для каждого студента активирует доступ к системе тестирования. На выполнение теста отводится 30 минут. Во время выполнения тестов студентам запрещается использовать любые дополнительные материалы и справочную литературу, а также покидать аудиторию.

Оценка за тестирование выставляется на основании следующих критериев:

Рейтинг правильных ответов Оценка
от 0% до 60,0% «неудовлетворительно»
от 60,1% до 76,0% «удовлетворительно»
от 76,1% до 91,0% «хорошо»
от 91,1% до 100% «отлично»

 

Результаты тестирования оформляются в виде отдельной ведомости с оценками. Для студентов, получивших оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» распечатывается анализ теста с указанием тем в тесте и степени их освоения.

Электронная ведомость с результатами тестирования передается председателю государственной экзаменационной комиссии к моменту проведения заседания экзаменационной комиссии по обсуждению результатов устных ответов студентов и выставлению итоговых оценок.

Результаты тестирования являются частью итоговой оценки, выставляемой государственной экзаменационной комиссией за государственный итоговый междисциплинарный экзамен.

Порядок сдачи государственных экзаменов определяется расписанием работы ГЭК. На неделе, предшествующей сдаче государственных экзаменов, кафедра психологии организует консультации студентов по вопросам, выносимым на экзамен, а также о порядке и организации работы ГЭК.

Входить в аудиторию для сдачи государственного экзамена разрешается только по приглашению технического секретаря комиссии.

Прибыв в аудиторию для сдачи государственного экзамена, студент регистрируется у секретаря ГЭК, берет экзаменационный билет и лист ответа, затем представляется членам государственной экзаменационной комиссии и называет номер билета. С разрешения председателя ГЭК садится и готовится к ответу.

Билет по государственному итоговому междисциплинарному экзамену включает в себя три вопроса: по общей психологии, психологии управления и социальной психологии.

Для подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета студенту предоставляется не менее 30 минут. Ответ должен занимать не более 30 минут. При подготовке на вопросы экзаменационного билета студент может пользоваться программой государственного итогового междисциплинарного экзамена и справочным материалом (если таковой утвержден кафедрой). Лист ответа обязательно подписывается студентом и после окончания ответа сдается секретарю ГЭК (в том числе и в случае, если студент не делал на нем никаких записей).

По окончании ответа студенту задают вопросы председатель и члены комиссии. Члены комиссии имеют право задавать экзаменуемому дополнительные вопросы в объеме программы государственного итогового междисциплинарного экзамена. По ответам на вопросы экзаменаторы судят о широте кругозора выпускника, его эрудиции, умении выступать публично, аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

При ответе на экзамене по билету и на дополнительные вопросы студент должен продемонстрировать:

- логику и последовательность изложения материала;

- хорошее понимание фактологического материала психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

- знание методологических основ психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

- умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать данные психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

- видение возможностей использования полученных знаний, умений навыков для решения прикладных задач психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

- умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами из практики, анализировать их с точки зрения психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

- умение критически мыслить и применять знания в нестандартных ситуациях.

Основными критериями ответов выпускников выступают:

- объём знаний - сумма фактов, понятий, правил, законов, которые усвоил студент по тому или иному вопросу или проблеме,

- системность знаний - понимание идеи и научной логики проблемы, ее закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими,

- осмысленность знаний - правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач,

- прочность знаний - твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях,

- действенность знаний - умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

При проведении государственного итогового междисциплинарного экзамена по психологии управления устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

Оценка «отлично» ставится:

· за наличие глубоких, исчерпывающих знаний вопроса в объеме освоенной программы; знание основной и дополнительной литературы;

· понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений психологии управления, общей психологии и социальной психологии;

· логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии;

· правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний, умений и навыков в использовании психологических средств;

· полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.

Оценка «хорошо» ставится:

· за твердые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но в ответе по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки, что вызвало замечания, поправки экзаменаторов.

· за прочное знание вопроса при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более 1-2).

Оценка «удовлетворительно» ставится:

· за знание и понимание вопроса с заметными пробелами, неточностями,

· ответы на поставленные вопросы без грубых ошибок, при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» ставится:

· за незнание вопроса,

· непонимание сущности излагаемых вопросов, грубые ошибки в ответе,

· большое количество ошибок в ответе, свидетельствующих о неправильном понимании вопроса; незнание способов решения практических задач, беспорядочность и неуверенность изложения материала.

Студенту следует помнить, что при оценивании ответов экзаменаторы руководствуются следующими критериями:

· полнота и содержательность ответа;

· умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

· логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

· точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

· умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал;

· умение делать выводы и обобщения;

· умение применить теорию в практической деятельности психолога;

· умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

· умение уложиться в отведенное время;

· умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

При выставлении итоговой оценки по результатам сдачи междисциплинарного государственного экзамена комиссия придерживается следующих рекомендаций:

 

Оценка за тестирование Оценка устного ответа Итоговая оценка
неудовлетворительно отлично удовлетворительно
неудовлетворительно хорошо удовлетворительно
неудовлетворительно удовлетворительно неудовлетворительно
неудовлетворительно неудовлетворительно неудовлетворительно
удовлетворительно отлично хорошо
удовлетворительно хорошо хорошо - удовлетворительно
удовлетворительно удовлетворительно удовлетворительно
удовлетворительно неудовлетворительно неудовлетворительно
хорошо отлично отлично
хорошо хорошо хорошо
хорошо удовлетворительно удовлетворительно
хорошо неудовлетворительно удовлетворительно – неудовлетворительно
отлично отлично отлично
отлично хорошо хорошо
отлично удовлетворительно хорошо – удовлетворительно
отлично неудовлетворительно удовлетворительно

 

Члены ГЭК могут принять решение о выставлении другой итоговой оценки, изложив основания в протоколе. Но при этом обязательным для выполнения является следующее условие: студент, получивший оценку «неудовлетворительно» по результатам тестирования, не может получить итоговую оценку «отлично».

При проведении государственного итогового междисциплинарного экзамена на каждого выпускника секретарем комиссии заполняется протокол с указанием номера билета, перечня вопросов билета, результата тестирования и результата его ответа.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются на закрытых заседаниях ГЭК с выставлением оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» на основании устного ответа выпускника по вопросам билета и результатов тестирования.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» при сдаче государственного экзамена к защите ВКР не допускаются.

В случае отказа выпускника от устного ответа по причине ухудшения его состояния здоровья члены экзаменационной комиссии вправе принять решение о внесении в экзаменационную ведомость записи «не явился (не явилась)» при условии подтверждения диагноза медицинским работником. Если медицинским работником не подтверждается ухудшение состояния здоровья выпускника, члены экзаменационной комиссии вправе внести в экзаменационную ведомость запись «неудовлетворительно», на основании которой выпускник считается не прошедшим итоговую государственную аттестацию и отчисляется из университета.

Если при подготовке ответа на государственном итоговом междисциплинарном экзамене, выпускник пользовался заранее приготовленными материалами, не допускаемыми к использованию на экзамене, члены комиссии также вправе внести в экзаменационную ведомость запись «неудовлетворительно», на основании которой выпускник считается не прошедшим государственную итоговую аттестацию и отчисляется из университета.

При неявке на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по уважительной причине, студент должен сообщить о причинах неявки до конца работы ГЭК и написать соответствующее заявление.

В случае неявки по неуважительной причине студент отчисляется из университета.

Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Решение о присвоении выпускнику степени бакалавра и выдаче диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании принимает итоговая аттестационная комиссия по положительным результатам государственной итоговой аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.

Все решения государственных экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

Итоги работы государственной экзаменационной комиссии объявляются выпускникам в тот же день. Результаты работы государственной экзаменационной комиссии не подлежат апелляции. Студент, не согласный с оценкой, может обратиться к председателю ГЭК за разъяснением.


II. Программа экзамена

 

Психология управления

 

Сущностные характеристики понятия «Персонал и организация». Структурно-функциональные характеристики персонала организации. Основания для классификации структур персонала организации. Профессионально-квалификационная структура персонала организации. Понятия штата и кадров. Постоянные и временные сотрудники. Сущность понятий человеческих ресурсов, человеческого и социального капитала, трудового потенциала, их соотношение. Сущность понятия управления персоналом. Управление персоналом организации как система: основные понятие, структурные элементы. Принципы, функции, цели и методы управления персоналом организации. Кадровая политика. Стратегическое и оперативное планирование в управлении персоналом организации.

Логика процесса принятия управленческих решений по отбору персонала. Психологическая готовность руководителя организации к проведению подбора и отбора персонала. Психологические методы подбора персонала. Психологические механизмы проведения собеседования с соискателями вакансий. Психологические проблемы при поиске новых сотрудников. Вопросы для собеседования, позволяющие определить психологическую совместимость сотрудников.

Понятие корпоративной культуры, структура и основные компоненты. Уровни корпоративной культуры. Функции организационной (корпоративной) культуры. Виды корпоративных культур. Типология корпоративной культуры Ч. Ханди: силовая культура («Культура Зевса»), ролевая (бюрократическая) культура («Культура Апполона»), личностная культура («Культура Диониса»), целевая культура («Культура Афины»). Типология корпоративной культуры Г. Хофстеда: «Бейсбольная команда», «клубная культура», «Академическая культура», «Оборонная культура». Технология и методы поддержания корпоративной культуры: имиджеобразующие, коммуникативные и корпоративные мероприятия.

Понятие «Управленческое решение». Логика принятия управленческого решения. Психологические феномены в принятии управленческих решений. Психологические характеристики руководителя организации, оказывающие влияние на характер управленческих решений. Стили руководства при принятии управленческих решений. Модель принятия решений Врума - Йеттона. Психологические правила принятия решений С.Л. Рубинштейна. Дескриптивная и прескриптивная теории решений. Классификации управленческих решений: детерминированные и вероятностные решения.

Понятие психологического сопровождения. Психологическая адаптация новых сотрудников в организациях. Роль коллег и руководителя организации в адаптации нового сотрудника. Технологии психологического сопровождения новых сотрудников в организации. Методы организации работы нового сотрудника. Корпоративные программы адаптации новых сотрудников.

Конфликт в коллективе: понятие и причины. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Понятие конфликтогенности личности. Диагностика конфликтогенности сотрудников. Уровни конфликтов: «сотрудник – сотрудник», «сотрудник – администрация», «сотрудник – начальник» и др. Логика развития конфликта в организации. Положительные и отрицательные эффекты конфликтов в организации. Профилактика конфликтов в коллективе: методы и подходы (внутриличностные, структурные, межличностные). Основные направления работы по снижению уровня конфликтности в организации. Тимбилдинг.

Стрессы не работе. Понятие хронической усталости. Синдром профессионального выгорания: понятие и содержание. Причины профессионального выгорания: общие, специфичные, психофизические, социально-психологические. Профилактика профессионального выгорания. Методы преодоления профессиональных стрессов.

Понятие «Профессиональная деформация личности». Виды профессионально деформации. Профессиональная деформация личности, методы профилактики и превенции (обшепрофессиональная, специальная, типологическая, индивидуальная). Причины профессиональной деформации. Профилактика профессиональной деформации в организациях.

Игра как психологический тренинговый метод. Социально-психологический тренинг: понятие и психологический потенциал. Применение психологических тренингов в организациях. Роль психологических игр в управлении персоналом организации. Деловая игра как метод профилактики конфликтов и управления персоналом. Алгоритм проведения игр в психологических тренингах. Правила проведения психологического тренинга.

Профориентация и профотбор: сущность и соотношение понятий. Личная профессиональная перспектива. Профориентационная работа в организации. Профотбор сотрудников. Методы профориентации. Диагностика профессиональных предпочтений.

Психологическая природа корпоративной культуры. Лидерство руководство как ведущий принцип развития корпоративной культуры организации. Понятие «Стиль руководства», его основные характеристики. Системные характеристики стиля руководства. Влияние стиля руководства на эффективность работы организации.

Методы психодиагностической работы в организации. Применение методов анализа документации. Контент-анализ как метод изучение продуктов деятельности человека при приеме на работу нового сотрудника. Метод наблюдения в кадровом отборе. Специфика проведения беседы при подборе персонала. Эксперимент как метод кадрового отбора. Специфика применения, анализа и интерпретации психодиагностических тестов при подборе персонала. Методы изучения личности (социальной направленности, организаторских и коммуникативных способностей, профессиональной компетентности).

Психологическая гигиена: понятие и структурные компоненты. Роль психологической гигиены в развитии коллектива и эффективности работы. Организация процесса совершенствования психологической гигиены на предприятиях. Роль руководства в обеспечении психологической гигиены организации. Проблемы психологической гигиены.

Традиционные психологические методы оценки и аттестации персонала. Альтернативные психологические методы оценки и аттестации персонала: понятие и специфика. Нетрадиционные методы оценки персонала. Новые методы: «3600 аттестация», «360 градусов». Прогностический метод. Практический метод. Имитационый метод. Конкурсы профессионального мастерства. Деловые игры. Аттестация персонала. Ошибки при аттестации персонала.

Понятие эргономики и ее роль в профессиональной деятельности и управлении персоналом. История становления эргономики как науки. Рабочее место и рабочая поза как основа психологии рабочего пространства. Напряженность анализаторных функций. Эмоциональное напряжение. Монотонность труда как источник психологического дискомфорта сотрудников. Психофизиологические аспекты эргономики. Методы повышения работоспособности персонала.

Профессиональные кризис: понятие и психологические особенности на разных возрастных этапах. Классификация профессиональных кризисов. Положительный и отрицательный эффект профессиональных кризисов. Понятие нормативного кризиса. Стадии профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер): зарождение профессиональных интересов, формирование профессиональных намерений, поступление в профессиональное учебное заведение, профессиональная адаптация, погружение в профессиональную среду, повышение квалификации, профессиональное мастерство. Методы преодоления профессиональных кризисов.

Сущностные характеристики профессиональной совместимости. Понятие психологической совместимости в коллективе. Взаимосвязь типов нервной системы и характера профессиональной деятельности. Акцентуации характера. Типы темперамента. Их роль в обеспечении психологической совместимости в коллективе. Способы учета особенностей психологической совместимости в управлении персоналом.

Понятие мотивации руда. Классификации психологических теорий мотивации труда. Содержательные теории мотивации труда (А. Маслоу, К. Альфред, Д. Макклелланд и др.). Психологические теории мотивации труда (Э. Локк, А. Клугер). Когнитивные теории мотивации труда (Д. Шульц и др.). Применение теорий мотивации труда на практике в управлении персоналом.

Сущностные характеристики тайм-менеджмента. Тайм-менеджменте как направление в психологии управления. Обучение персонала организации основам тайм-менеджмента. Понятие темпоральной компетентности. «Закон принудительной эффективности».

Психологическая адаптация сотрудников в организациях. Методы психологической адаптации новых сотрудников в организациях. Неформальное сопровождение как метод психологической адаптации нового сотрудника. Метод «Корпоративный PR». Проведение психологических командных тренингов. Принципы психологической адаптации сотрудников: непрерывность, перспективность, прогрессивность, системность, гибкость, индивидуализированность.

Отбор персонала как психологическая проблема. Психологические методы отбора персонала. Изучение резюме соискателя. Психологическое тестирование соискателей. Определение личностных качеств, акцентуации характера, типа темперамента с целью обеспечения психологической совместимости сотрудников организации. Применение методов психологической диагностики на собеседовании: тестирование, интервьюирование, наблюдение. Достоинства и недостатки методов психодиагностики на разных этапах профотбора.

Понятие и виды интервью как метода отбора персонала. Интервью по телефону или Skype, традиционное интервью, свободное неструктурированное интервью, ситуационное интервью, групповое интервью, экспертное интервью, стресс-интервью. Достоинства и недостатки каждого вида интервью. Логика проведения интервью при отборе персонала. Правила проведения интервью. Основные техники проведения интервью (дистанция, анализ невербальных характеристик). Вопросы интервью: правила и проблемы.

Психологический климат в коллективе: сущность понятия, основные характеристики. Влияние психологического климата в коллективе на эффективность управления персоналом. Роль типа темперамента в определении характера трудовой профессиональной деятельности. Изучение психических процессов (память, мышление, внимание, воображение и др.) как основа профилактики конфликтов в коллективе. Профессиональный стресс. Причины и проявления профессионального стресса. Психологическая помощь при стрессе. Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях.

Понятие «Организационная культура». Содержание и уровни организационной культуры. Условия развития организационной культуры. Типы организационных культур. Идеология организации.

Профессиональное психологическое консультирование в организации. Понятие управленческого консультирования и его специфика. Деловое консультирование. Понятие об акмеологии. Возрастные особенности взрослых. Влияние возрастных кризисов на профессиональную деятельность. Основные технологии и приемы индивидуального психологического акмеологического консультирования. Коучинг в организации, коуч – консультирование. Логика коуч-консультирования. Основные задачи экспертного консультирования (информационные, развивающие, концептуальные). Теоретические модели экспертного консультирования (С. Гладдинг): «Эксперт», «Доктор - пациент», «Модель посредничества», «Модель сотрудничества».

Сущностные характеристики профессионального консультирования. Понятие о деловом профессионально-психологическом консультировании. Виды делового профессионально-психологического консультирования: информационное, адаптационное, мотивационное, реабилитационное, карьерное и консультирование увольняемых. Профессионграмма: понятие и содержание. Изучение представлений сотрудников организации об их профессиограмме и ее соответствии занимаемой должности. Обучение персонала разработке проекта профессиограммы.

 

Общая психология

 

Психология как наука: категориальный аппарат. История становления психологии как науки. Этапы становления психологии как науки и предмета психологии: от науки о душе к науке о психике. Психология в системе наук о человеке. Связь психологии с другими науками о человеке. Направления психологии (психоанализ, гуманистическая психология, бихевиоризм, гештальтпсихология).

Предмет психологии. Задачи психологии как науки. Методы психологии: сравнительный, лонгитюдный, комплексный, методы обработки данных. Интерпретационные методы: генетический и структурный. Метод наблюдения в психологии. Виды наблюдения. Требования к проведению психологического наблюдения. Понятие об эксперименте. Виды эксперимента. Тестирование в психологии: понятие, специфика, требования.

Структура современной психологии. Отрасли психологии: психология труда, юридическая психология, педагогическая психология, возрастная психология. Критерии классификации современной психологии

Психические познавательные процессы. Понятие о восприятии как психическом познавательном процессе. Свойства восприятия и их характеристики (целостность, константность, структурность, осмысленность, избираемость. Классификация видов восприятия: предметов, отношений, движений, пространства, времени, человека.

Темперамент: понятие и основные характеристики. Теории темперамента в истории психологии (Гиппократ, И. Кант, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, Б.М. Теплов). Типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, маланхолик) и их характеристики и отличия. Диагностика типов темперамента и ее учет в управлении персоналом. Роль темперамента в деятельности человека.

Понятие и природа характера как свойства личности. Структура характера. Основные черты характера (отношение к личности другого, отношение к труду, отношение к себе, проявление волевых качеств). Сущностные характеристики акцентуации характера. Типы акцентуации характера К. Леонгарда и их содержание. Роль изучения характера при приеме сотрудника на работу.

Понятие личности. Соотношение понятий индивида, личности и индивидуальности, их отличия. Свойства индивида (первичные и вторичные). Основные подходы к определению структуры личности (А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев).

Процесс общения: понятие и его основные характеристики. Роль общения в развитии личности. Коммуникация и коммуникативный процесс. Этапы коммуникативного процесса. Специфика коммуникативной стороны общения. Различия коммуникации и общения. Виды и формы общения. Классификации видов общения. Вербальное и невербальное общение. Устное и письменное общение. Основные и локальные функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, эффективно-коммуникативная). Контактная, информационная, побудительная, координационная, понимание, эмотивная, воздействие как функции общения.

Теория личностных конструктов Дж. Келли. Основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: понятие и модели для действительности. Свойства конструктов.

Гуманистическая теория Э. Фромма. Концепция теории и основыне принципы. Механизмы бегства (авторитаризм, деструктивность, подчиненность, конформность). Понятие о позитивной свободе. Сущность экзистенциальных потребностей человека (установление связей, преодоление, корни, самоотверженность, система взглядов) и их характеристики. Понятие социальных типов характера (рецептивный, эксплуатационный, накапливающий, рыночный, продуктивный).

Понятие категорий задатков и способностей. Их соотношение и различия. Признаки способностей. Виды способностей и задатков. Врожденные способности. Основные механизмы развития способностей. Структура способностей. Ведущие и вспомогательные способности. Уровни способностей. Одаренность, талант и гениальность как уровни способностей и их характеристики.

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Понятие архетипа. Архетип коллективного и бессознательного в аналитической психологии К.Г. Юнга. Психологические типы личности. Понимание природы человека.

Теории личности в отечественной психологии. Теория личности Л.С. Выготского. Возрастные кризисы в развитии личности. Проблема структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна (направленность личности, задатки и способности, темперамент и характер). Теория личности А.Н. Леонтьева: основные характеристики и деятельностный подход. Соотношение социального и биологического в теории личности К.К. Платонова. Структура личности и ее содержание в трудах В.Н. Мясищева.

Сущность понятия «Уровень притязаний личности». Характеристики уровней притязания личности. Диагностика уровня притязаний. Понятие об идеальной цели действия, цели действия, внутреннем несоответствии, несоответствии «цель - ожидание», целевом несоответствии, величине достижения и чувстве успеха/неудачи.

Структурная теория черт личностии Р. Кеттела. Понятие личности. Опросник Кеттела. Описание шестнадцати личностных факторов и описание личностных качеств, соответствующих этим факторам.

Основные характеристики внимания как психического процесса. Виды внимания (произвольное, непроизвольное и послепроизвольное) и их характеристики. Свойства внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация. Специфика проявления свойств снимания. Типы внимания: внимательность, невнимательность, рассеянность и характер их проявления.

Сущность понятий языка и речи. Язык как средство мышления. Признаки языка и речи. Функции речи: воздействие, сообщение, выражение, обозначение, их характеристики и специфика проявления. Коммуникативная функция речи. Внутренняя и внешняя речь. Понятие нарушения речи. Классификация нарушений речи.

Сознание как внутренняя модель отражения среды человека в его собственный мир. Функции сознания: познание, переживание, построение отношений, регулирование деятельности и поведения, их основные характеристики. Активность, избирательность, обобщенность, целостность, контрастность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер и способность к рефлексии как свойства сознания. Структура сознания. Понятие о самосознании и самооценке личности. Сущностные характеристики «Я – концепции»: понятие и структура. Модальности самоустановок: я – реальное, я – социальное, я – идеальное. Изучение Я-концепции в различных психологических теориях.

Ощущение как простейший психический процесс. Понятие ощущения в психологии. Виды ощущений: интсрорецептивные, экстерорецептивные и проприорецептивные. Характер расположения рецептора. Свойства ощущений: модальность, интенсивность, длительность. Их характеристики. Классификация ощущений: по контакту рецептора с раздражителем, по расположению рецептора, по времени возникновения. Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Характеристики порогов ощущений: нижний, верхний, относительный. Понятие и основные характеристики чувствительности.

Гуманистическая психология как одной из направлений психологии. Теория личности с позиции гуманистической психологии А. Маслоу. Строение личности по А. Маслоу. Иерархия потребностей личности. Основные характеристики потребностей личности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, потребности в самоуважении. Самоактуализация личности как высшая потребность. Движущие силы развития личности.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Понятие мышления и особенности протекания. Виды мышления: наглядно действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Хар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: